Ёкофудори
В сёги от боевого образца зависит и то, как строить крепость, и то, как вести битву. К этому надо проявлять глубокое внимание, и желательно, чтобы Вы прилагали к этому усилия.
Начало дебюта ёкофудори
Ходы с самого начала: ▲P7f ΔP3d (T) ▲P2f ΔP8d (1)
Начнём мы с дебюта ёкофудори («взятие пешки вбок»).
На ▲P7f белые отвечают ΔP3d (T). Если вместо этого играть ΔP8d ▲S6h, начнётся построение ягуры.
Ход ▲P2f означает стратегию ибися. В ответ белые тоже двигают ладейную пешку ΔP8d (1).
Таково начало дебюта ёкофудори.
Развитие идентичных форм
Ходы после (1): ▲P2e ΔP8e ▲G7h ΔG3b (2)
Ходом ▲P2e чёрные продолжают выдвигать ладейную пешку.
Если вместо этого они сыграют ▲P6f ΔP8e ▲B7g (1A), получится дебют «хэнкэйай-хися». Его играют, когда чёрные хотят избежать ёкофудори.
Белые тоже продолжают двигать ладейную пешку ходом ΔP8e.
Ходы ▲G7h ΔG3b (2) защищают головы слонов.
В партиях против статичной ладьи, когда противник выдвигает ладейную пешку, такая защита золотом хороша.
На (2) формы продолжают совпадать.
Дзёсэки из прошлого
Ходы после (2): ▲P2d ΔPx ▲Rx ΔP8f ▲Px ΔRx (3)
Ходами ▲P2d ΔPx ▲Rx чёрные ликвидируют ладейную пешку.
Белые, аналогично, играют ΔP8f ▲Px ΔRx (3). Формы всё ещё идентичны.
Вместо ΔP8f есть и ход ΔP’2c. За ним последует ▲Rx3d ΔBx8h+ ▲Sx ΔB’5e (2A): в прошлом это были дзёсэки.
После (2A) играется ▲Rx3b+ (или ▲R3f) ΔSx ▲S3h ΔS3c.
Эти дзёсэки сложны для понимания, но чёрные в них получают небольшое преимущество.
Самый популярный способ игры — ΔB3c
Ходы после (3): ▲Rx3d ΔB3c (4)
В ответ на ΔRx8f (3) чёрные играют ▲Rx3d. Это и есть форма ёкофудори.
Далее наиболее популярен ход ΔB3c (4). Но есть, например, и вариант ΔBx8h+ ▲Sx ΔRx7f (3A) — так называемое «двойное ёкофудори».
За (3A) следует сверхбыстрая атака ▲S7g ΔR7d ▲Rx ΔPx ▲B’4f. Это будет яростная игра.
Наконец, если вместо ΔB3c сыграть ΔRx7f, то ▲Bx2b+ ΔSx ▲Rx3b+, и так чёрные в мгновение ока победят.
Тюдза-бися ΔR8e
Ходы после (4): ▲R3f ΔS2b ▲P’8g ΔR8e (5)
Чёрные на время отступают ладьёй ▲R3f. Этим ходом они защищаются от ΔR7f.
Ходом ΔS2b белые включают в игру своё левое серебро.
▲P’8g — это, разумеется, нападение на ладью.
Куда же белым отводить ладью? Дзёсики («ход здравого смысла») — ΔR8d (4A). Это тоже, так называемая, отдельная игра.
Новый же образец — ΔR8e (5). Этот ход, идею которого придумал Тюдза Макота 5 дан, называется «ладьёй Тюдзы», или же «стратегией ΔR8e».
У чёрных – форма накадзумай
Ходы после (5): ▲R2f ΔK4a ▲K5h (6)
Ходом ▲R2f чёрные защищаются от ΔR2e. Смысл этого хода — в улучшении расположения ладьи, это хонтэ (самый обоснованный ход для данной позиции).
Белые сдвигают короля вбок ΔK4a. Обратите, пожалуйста, внимание на то, как далее они будут строить королю крепость.
Чёрные поднимают короля ▲K5h (6). Эта его форма, с простым поднятием в центре, называется накадзумай («центральная резиденция»). Фланги у этого построения сбалансированы между собой.
Вместо ▲K5h есть тут и уход влево ▲K6h (5A).
Сброс ладьи создаёт сильную форму
Ходы после (6): ΔS6b ▲G3h ΔG5a ▲S4h (7)
ΔS6b — естественное применение правого серебра.
Таково же и поднятие золота ▲G3h.
Вместо ▲G3h есть, также, активные ходы ▲P3f ΔG5a ▲N3g (6A).
Ходом золота вбок ΔG5a белые завершают построение крепости. Эта форма G5a сильна против сброса ладьи.
Теперь белые нацелены на размен ладей с обострением игры.
Ходом ▲S4h (7) чёрные укрепляют свой лагерь.
Где бросать вызов?
Ходы после (7): ΔP7d ▲P3f ΔP’2e (8)
Итак, после ▲S4h (7) крепости у обеих сторон достроены.
У чёрных — накадзумай. У белых — «крепость Накахары», называемая так потому, что впервые её стал играть Накахара Макото, пожизненный 10 дан.
Но как далее обеим сторонам бросать вызов?
Ход ΔP7d — подготовка к прыжку конём. Другая его цель — удар ΔP7e. На ▲P3f вместо ΔP’2e (8) можно ответить и ΔN7c, и тогда после ▲N3g (7A) пойдёт другая игра.
Атакующая последовательность
Ходы после (8): ▲R2h ΔP’8f (9)
Чёрные отводят ладью ▲R2h. Форма ▲R2g (8A) была бы странной.
Белые бросают «пешку в оппозиции» ΔP’8f (9). Этот ход находится в одной цепи с их ходом ΔP’2e. Так они нацеливаются задаром взять чёрную пешку на 7f.
Тут белые по материалу на пешку позади, но при этом их атака имеет продолжение. Такова особенность стратегии ΔR8e, из-за которой её часто и играют.
Крепость и пример ведения боя
Ходы после (9): ▲Px8f ΔRx ▲P’8g ΔRx7f (10)
На ΔP’8f чёрные отвечают взятием ▲Px8f. Ведь создание токина на голове слона ΔPx8g+ для них неприемлемо.
После ΔRx чёрные защищаются ▲P’8g.
Белые же берут пешку вбок ΔRx7f (10). Эта форма для них возможна лишь благодаря сбросу ΔP’8e.
После ΔRx7f (10) за белых видна атака ΔBx8h+ ▲Sx ΔRx7h+.
Таков один из примеров завязывания битвы после построении крепости в дебюте ёкофудори.