Тэсудзи серебром

Правило Хабу № 1: Мощный вброс

Взрывная атака вбросом перед ладьёй

   На (1) ладья и выдвинутая перед ней пешка заняли хорошие позиции. Желательно атаковать белый лагерь с помощью серебра в руке.

   Ход после (1): S’2c (2)

   Этот шах — грубый, но жёсткий ход.

   Неимоверно мощный вброс.

   Ходы после (2), вариант 1: ΔGx2c Px+ (3)

   Если на S’2c (2) белые ответят взятием ΔGx, то Px+ (3), и далее ΔK3a ▲G’3b цумэ. Всё это очевидно.

   Тэсудзи этого сброса серебра, подкреплённого ладьёй и пешкой, — основа основ. В реальной партии оно также появляется весьма часто.

   Ходы после (2), вариант 2: ΔK3a Sx3b+ ΔKx P2c+ (A)

   Поэтому белым на (2) лучше уклониться ходом ΔK3a. Но хотя для них этот ответ и основной, чёрная атака продолжится ходами Sx3b+ ΔKx P2c+ (A), и её будет не остановить.

   Чёрные успешно прорвались перед ладьёй. Эффект вброса S’2c огромен.



Правило Хабу № 2: Серебро атакует анагуму

Игра в связке с ладьёй: окончательная расправа с королём

   На (1) у чёрных есть сильная ладья на 2-й горизонтали. С помощью серебра из руки им желательно добить анагуму.

   Ход после (1): S’7a (2)

   Это нападение на золото создаёт угрозу мата в 1 ход ▲Rx8b+. Иначе говоря, это цумэро (угроза цумэ).

   Нацеливаться на защитное золото противника — это основы ёсэ.

   Ходы после (2): ΔG’7b Sx8b+ ΔGx S’7a (3)

   Лучшей защитой на (2) является ход ΔG’7b.

   Если на Sx8b+ ответить ΔKx, то ▲S’9a ΔKx ▲Rx7b+ ΔS’8b ▲G’6b. Если же ΔGx, то опятьS’7a (3). Это создаст белым затруднение.

   Ходы после (3): ΔS’7b G’6b (4)

   Формы на (2) и на (3) одинаковы, но фигуры в руках в них различны. Теперь у белых золота в руке нет, так что защититься им будет трудно.

   На ΔS’7b чёрные ответятG’6b (4) — это цумэро.

   Если далее ΔP9d, то чёрные сыграют не ▲Sx8b, а ▲Gx7b, создавая хисси (то есть, цумэро, защиты от которого нет).



Правило Хабу № 3: Обычное тэсудзи

Основной закон атаки — прицепиться серебром к защищающему золоту

   Короля защищают золотом. Например, на (1) в белом лагере короля на 2b защищает золото на 3b.

   Золото — это краеугольный камень защиты, однако и у него есть слабая точка. С неё-то, сзади, его и атакует серебро.

   Ход после (1): S’4a (2)

   Этот ход — обычное тэсудзи.

   Ходы после (2): ΔG3a G’3b (3)

   Назад по диагонали золото не бьёт. Вот оттуда-то на него и нападает серебро, ходом S’4a (2).

   На (2) белые в цумэро ▲Sx3b+ ΔKx ▲G’3a и т. д.

   Если же от этого цумэро защититься ходом ΔG3a, то погоню продолжит ходG’3b (3).

   Ходы после (3): ΔGx3b Sx+ ΔKx G’3a (4)

   Если на (3) белые сделают взятие ΔGx3b, то после размена фигур получат шахG’3a (4), и далее ΔK2b ▲Gx2a ΔK1b ▲Gx1a ΔK2b ▲R2a+ сокудзуми («внезапное цумэ»). Если же на (3) они сыграют ΔK1b, то ▲Gx3a — приближение без потери темпа (нет защиты от ▲R8b+ ΔS2b ▲Rx+ ΔKx ▲S3b+).



Правило Хабу № 4: Ход ▲S’4a разрушает ягуру

Боковое действие дракона сильно, а поможет ему ещё одно серебро

   На (1) у белых золотая ягура. Этот прочный лагерь желательно разрушить.

   Ход после (1): S’4a (2)

   Это знаменитое тэсудзи «разрушение ягуры ходом S’4a»: атака серебром на защитное золото, которая очень часто появляется в реальных партиях.

   Ход S’4a (2) — цумэро, ведь он создаёт угрозу мата в 1 ход ▲+Rx3b.

   Ходы после (2): ΔG44b Sx3b+ ΔGx S’4a (3)

   Если на (2) сыграть ΔG34b, то у чёрных появится приближение ▲S’3b ΔG4c-5c ▲P2d ΔPx ▲+Rx4b ΔSx ▲G’2c.

   Ну а на ΔG44b чёрные отвечаютSx3b+, ослабляя белого короля. Далее, ходом S’4a (3), чёрные сбросят ещё одно серебро.

   Ходы после (3): ΔS’4b Sx3b+ ΔKx G’5c (4)

   Если теперь от мата ▲+Rx3b белые защитятся сбросом ΔS’4b, то чёрные надавят ходамиSx3b+ … ▲G’5c (4).

   (4) — цумэро ▲Gx4b ΔSx ▲S’4a ΔKx ▲G’5b и так далее. Защититься белым будет очень трудно. Например, если ΔS’3a, то у чёрных найдутся хорошие ходы ▲G’4c ΔK2b ▲G5x4b. *)


*) Защиты от цумэро в этом варианте вообще нет. Так, если далее ΔK1b, то ▲Gx3a ΔS2b ▲G43b хисси, а если ΔS3ax4b, то ▲Gx4b ΔK1b (ΔG’3a ▲Gx ΔKx ▲S’2b ΔKx ▲S’3b цумэ) ▲G3b ΔG’2b ▲Gx ΔSx ▲S’3b ΔG’3c ▲S3a= тоже хисси (прим. перев.)

Правило Хабу № 5: Лёгкое тэсудзи

Эффективная атака на золото искусным применением серебра

   Ход после (1): S’4a (2)

   Это тоже «разрушение ягуры ходом S’4a».

   В форме, подобной (1), с ладьёй на «дне», сброс серебра силён.

   Если далее ходом ▲Sx3b+ чёрные захватят золото, белый король резко ослабнет. Приблизиться к нему будет легко. На это и нацелен ход S’4a (2).

   Ходы после (2): ΔG3a S5b= (3)

   Уклонение от удара по золоту ходом ΔG3a — это естественная защита.

   Если далее сыграть ▲S5b+, то слон убежит, и получится, что инициативу чёрным удалось захватить лишь на миг.

   Есть пословица: «ход серебром без переворота бывает хорош». Ход S5b= (3) — хороший тому пример.

   Ходы после (3): ΔG5c S4a+ (4)

   S5b= (3) — нападение на золото. Если это золото уклонится ходом ΔG5c, то хорошим станет ходS4a+ (4). Это сэнтэ (ход, удерживающий инициативу), гарантированно позволяющий выхватить из крепости белую фигуру. Кроме S4a+, перспективен за чёрных и ход ▲S5a=.

   Это лёгкое тэсудзи серебром. На (4) бывшая аккуратная золотая ягура белых уже трещит.



Правило Хабу № 6: Ещё один приём: ▲S’5b

Есть и другая ключевая точка.

Тэсудзи, приводящее прочный лагерь с ягурой в беспорядок

   Форма на (1) в точности та же, что и в предыдущей задаче.

   Кроме ▲S’4a в ней есть ещё одна атака серебром.

   Ход после (1): S’5b (2)

   Сброс на 2-ю горизонталь S’5b (2) нацелен на золото золотой ягуры на 4c. Это тоже хорошее тэсудзи. Его цель — разрушение крепости вырыванием из неё золота.

   Ходы после (2), вариант 1: ΔG5c S4a+ (3)

   В ответ на ΔG5c чёрные атакуют ходомS4a+ (3). Теперь они наверняка захватят слона.

   Это приём обмена серебра на слона. Способ получить материальную выгоду.

   Таким образом, при разрушении ягуры интересно и тэсудзи S’5b.

   Ходы после (2), вариант 2: ΔG5c S4a= (A)

   Есть у чёрных на ΔG5c и другой ответ:S4a= (A).

   Серебро, ударом по 2-й горизонтали, продолжает атаковать белое золото.

   Такая атака, как на (A), эффективна, когда в руке у чёрных есть ещё фигуры. Например, далее на ΔG3a будет возможен ответ типа ▲P’3b.



Правило Хабу № 7: Развиваем серебро

Богин — атака быстрая. Если удастся дать сабаки серебру, это будет успех

   Диаграмма (1) — частичная позиция партии с богином против ягуры. Чёрным желательно дать сабаки серебру на 2f.

   Ход после (1): P3e (2)

   Если на (1) сыграть ▲P1e, то белые отступят ΔS2b, после ▲P2d ΔPx ▲Sx сыграют ΔP’2c, и ничего особого чёрные в итоге не добьются.

   Ходом P3e (2) чёрные атакуют по 3-й вертикали.

   Ходы после (2): ΔPx3e Sx ΔP’3d P2d (3)

   На ΔPx3e чёрные отвечают продвиже­ниемSx. Внезапно их серебро полу­чает сабаки.

   Если на нападение на серебро ΔP’3d ответить отступлением ▲S2f, то опять же чёрные ничего не получат. Всего лишь размен пешек для них тут неудо­влетворителен. А вот ответ атакующим ходом P2d (3) хорош.

   Ходы после (3): ΔPx2d Sx ΔSx Rx ΔP’2c R2h (4)

   На (3), если ΔPx3e, то в ответ ходом ▲Px2c+ чёрные создадут токина, получая большое преимущество.

   Если же ΔPx2d, то ходомSx они столкнут серебряных. Далее, разменяв серебро, к позиции (4) чёрные получат сабаки серебра (переведя атакующее серебро в руку), это успех. К тому же, их рука пополнится и пешками.



Правило Хабу № 8: Атакуем голову короля

Идеально подготовленная атака RBSN.

   Как на (1) атаковать белого короля, сидящего в ягуре?

   Ход после (1): P2d (2)

   У чёрных — атакующая форма из ладьи, слона, серебра и коня (RBSN). Для атаки это идеальное построение.

   Ходом P2d (2) они атакуют голову короля; против ягуры это ключевой ход.

   Ходы после (2), вариант 1: ΔSx2d S2e (3)

   В ответ на ΔSx2d, ходомS2e (3) чёрные сталкивают серебряных. Это тэсудзи для сабаки серебра.

   На (3), если ΔSx2e, то ▲Nx хорошо за чёрных, у которых далее есть атакующие судзи ▲P1e и ▲P’3e.

   Если же на (3) белые сыграют ΔS3e, то чёрная атака продолжится ходами ▲Bx ΔPx ▲S’3d.

   Ходы после (2), вариант 2: ΔPx2d P’2e ΔPx Nx (A)

   На ΔPx2d за чёрных идеальным становится ответP’2e. Это тэсудзи цугифу.

   Далее, если ΔPx2e, то Nx (A), и атака чёрных успешна. Если на (A) белое серебро уклонится от нападения ходом ΔS4b, то последует жёсткое продолжение ▲N3c+ ΔKx Rx2a+.



Правило Хабу № 9: Сталкиваем серебро

Бросаем вызов разрушить ягуру.

Надавим, свободно применяя тэсудзи

   (1) — частичная диаграмма партии с ягурой. Тут у чёрных также построена идеальная атакующая форма RBSN.

   Ход после (1): P4e (2)

   Удар чёрных фигур сконцентрирован на 4-й вертикали.

   В этой форме ход P4e (2) — сикакэ (вызов) с сохранением инициативы.

   Далее у чёрных есть хорошие ходы

   Ходы после (2): ΔPx4e P’4d ΔSx Sx4e (3)

   Если на P4e (2) ответить тэнуки, то ходами ▲Px4d ΔSx ▲Bx ΔGx ▲Rx чёрные с радость обменяют одну фигуру на две.

   Если на ΔPx4e ответить ▲Nx, это позволит белым уклониться ходом ΔS4d. Поэтому чёрные делают сброс P’4d, и после ΔSx ходомSx4e (3) сталкивают серебряных. Это атакующее тэсудзи.

   Ходы после (3): ΔSx4e P’4d ΔG44b Nx4e (4)

   После ΔSx4e чёрные второй раз сбрасывают пешкуP’4d. Их серебро получило сабаки, и вот, наконец, и пешка находит эффективное применение. Далее атаковать им будет ещё легче.

   После ΔG44b ходNx4e (4) делает успех чёрных очевидным. Далее у них есть важный вброс ▲S’4c.



Правило Хабу № 10: Вариути серебром

Оптимальное тэсудзи ослабляет короля по простому и весьма понятно

   На (1) обратите внимание на белый лагерь: именно в него тут желательно сбросить серебро.

   Ход после (1), вариант 1: S’4a (2)

   Вилка на золото и ладью ходом S’4a (2) здесь — идеальный ход.

   Это тэсудзи носит название вариути. Оно эффективно ослабляет лагерь врага.

   Ходы после (2): ΔR8b Sx3b+ (3)

   Обычно на S’4a (2) отвечают спасением старшей фигуры. Ведь если чёрные захватят ладью, это будет знатный трофей.

   На ΔR8b чёрные отвечаютSx3b+ (3). Ясно, что это обмен серебра на золото, но важно, что ягуру прочного лагеря белых взятие этого золота разрушает, что является для них минусом.

   Ходы после (1), вариант 2: ▲N3g ΔR5a (A)

   Вернёмся к диаграмме (1). Если в ней сыграть ▲N3g, шанс будет упущен. Белые ответят ΔR5a (A), и ход S’4a станет невозможен.

   Вариути — это тэсудзи, присущее лишь серебру. Сброшенное так, оно демонстрирует свою эффективность.

   И напротив, следует заботиться о том, чтобы противник не мог сделать сброс вариути в Ваш лагерь. Это знание — для реальных партий.



Правило Хабу № 11: Серебро активизирует ладью

Создадим пустоту для сброса серебра, чтобы прорваться ладьёй

   На (1) на ход чёрных P9e белые только что ответили ΔPx.

   Но как атаковать дальше?

   Ход после (1): P’9b (2)

   Этот ход — нападение на стрелку. Он позволяет продолжить атаку. Если белые ответят ΔRx, то ▲P8d ΔPx ▲Rx, и чёрные получат преимущество.

   Ходы после (2): ΔLx9b S’9a (3)

   После ΔLx9b сбросом S’9a (3) чёрные нападают на ладью. Это простой, но хороший ход.

   Обычно такого сброса в угол избегают, опасаясь, что сброшенная фигура станет бездельной (асобигома), но в данном случае он помогает атаке по 8-й вертикали. Это серебро поработать сможет достаточно.

   Ходы после (3): ΔR7b P8d ΔPx Rx (4)

   Уход белой ладьи ΔR7b делает 8-ю вертикаль незащищённой.

   Ходами P8d ΔPx Rx (4) чёрная ладья получает сабаки. Так, по разнице в работе ладей, чёрные получают большое преимущество.

   Так тэсудзи S’9a помогло чёрным активизировать ладью.



Правило Хабу № 12: Тэсудзи жертвы фигуры

Без сожаления пожертвуем перевёрнутое серебро ради ускорения

   На (1) — частичная позиция партии айфурибиси (двойной смещённой ладьи).

   Чёрные гарантированно прорываются по 8-й вертикали, но этот прорыв желательно ускорить. Как же для этого атаковать?

   Ход после (1): S8c+ (2)

   Сначала дадим шах S8c+ (2). Это естественная атака. Вопрос в том, как играть в позиции после ответа ΔK6a.

   Ходы после (2): ΔK6a S9b+ (3)

   На ΔK6a можно ответить и обычным ходом ▲+S8b, но тогда далее придётся играть ▲+Sx9a, задерживая переворот ладьи.

   А вот жертва S9b+ (3) позволяет этот темп сэкономить, переворачивая ладью раньше. Эта жертва — тэсудзи.

   Ходы после (3): ΔLx9b Rx8a+ ΔS’7a N’8c (4)

   Сразу после ΔLx9b ладья врывается ходомRx8a+. Этот шах вызывает хорошие ощущения.

   После вставки ΔS’7a атака продол­жается сбросомN’8c (4). Скорость этой атаки — эффект от жертвы S8c+.



Правило Хабу № 13: Жертва серебра для отцепления фигуры

Нацелимся на золото на 4a сбросом серебра, от которого не убежать

   На (1) ладья на 8a — главная ата­кующая фигура. Желательно, с помощью серебра из руки, её активизировать.

   Ход после (1): S’2b (2)

   Сброс S’2b (2) позволяет чёрным продолжить атаку.

   Этот сброс на ничем не защищённое поле, с громким щелчком, — тэсудзи жертвы, предлагающее белым её принять.

   Ходы после (2), вариант 1: ΔKx2b Rx4a+ (3)

   Если ΔKx2b, то ходомRx4a+ (3) чёрные возьмут золото, и далее у них будут ходы ▲G’3b и ▲+Rx5b. Для чёрных это успех.

   В такой форме, как на (1), когда ладья на дне нацелена на золото, важной становится атака, стремящаяся отсоединить короля от этого золота.

   Ходы после (2), вариант 2: ΔG55a Sx1a+ (A)

   Если же в ответ на S’2b (2) белые спокойно отступят золотом ΔG55a, тоходом Sx1a+ (A) чёрные возьмут стрелку. Получив материал, они будут довольны.

   Форма позиции (1) легко возникает в партиях ибиси против фурибиси. В таких случаях и применяется тэсудзи ▲S’2b.



Правило Хабу № 14: Связываем короля

Обычно блокировка пути к отступлению короля является острым ходом

   Диаграмма (1) — задача на ёсэ. Что тут надо сделать, чтобы белому королю было не защититься?

   Ход после (1), вариант 1: S’2b (2)

   Сброс S’2b (2) — хороший ход. Он создаёт белому королю цумэро не только ▲G’2e, но и ▲P2e.

   Ёсэ-тэсудзи S’2b носит название сибари («связывание»).

   Ходы после (2): ΔN3c G’2e ΔNx Px (3)

   Если на (2) белые сыграют ΔP3e, то ▲G’2e — мат.

   Если же ходом ΔN3c они попытаются укрепиться, тоиз-за численного перевеса чёрных на 2e работает ход G’2e: далее ΔNx2e Px (3) сокудзуми.

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: ΔP2e ▲K3c (A)

   Если на (1) сыграть иначе, дать шах ΔP2e, то ▲K3c (A): король убежит на простор, и его будет не поймать.

   Про такие шахи, как этот ход ΔP2e, говорят: «шахи лишь помогают убегать». Разница между ним и связыванием S’2b очевидна.



Правило Хабу № 15: Способ создания хисси

Убежит или не убежит? Если отступить с переворотом, защиты не будет

   Как на (1) приблизиться к королю? Хочется, чтобы Вы обдумали, каким должен быть первый ход: сброс золота или сброс серебра? Далее, хорошим будет третий ход.

   Ход после (1), вариант 1: S’2c (2)

   Первый ход S’2c (2) — правильный ответ.

   На (2), если ΔK3a, то ▲G’3b; это просто. Мат «золотом на голову». Вопрос в том, что делать, если белые ответят ΔK1c…

   Ходы после (2): ΔK1c S3d+ (3)

   Ответ ΔK1c — упорная защита. Если далее сыграть ▲S3b=, то ΔKx2d, и король убежит.

   А вот переворот на голову пешки S3d+ (3) — чудесно работающий ход. Он создаёт белому королю хисси. На (3), если ΔPx3d, то ▲G’2c. А если белые попытаются защититься ходом ΔP’2b, то ▲G’2c ΔPx ▲Px+ тоже цумэ.

   Вернёмся к диаграмме (1). А что, если начать со сброса ▲G’2c?

   Ходы после (1), вариант 2: ▲G’2c ΔK3a ▲S’4c ΔK4a (A)

   После ΔK3a, сброс ▲S’4c — цумэро (▲G3b), однако после ухода вбок ΔK4a (A) с продолжением ▲G3b ΔK5a ▲G4b ΔK6b король уплывёт в открытое море. Это провал.



Правило Хабу № 16: Искусство продолжения ходов серебром

После сброса возникнет фигура-помеха, но её жертва всё уладит

   Позиция (1) напоминает предыдущую задачу. Как же изменит атаку наличие дополнительного коня на поле 3f?

   Ход после (1): S’2c (2)

   Тут решение тоже начинается с хода S’2c (2).

   И, аналогично, начало ▲G’2c, после ΔK3a ▲S’4c ΔK4a, ведёт к провалу.

   Но после ΔK1c атака будет другой.

   Ходы после (2): ΔK1c S1b+ (3)

   В прошлой задаче, в ответ на ΔK1c, чёрные создали хисси ходом ▲S3d+.

   Эти ходы — тоже очень хорошее тэсудзи, но в данном случае ход S1b+ (3) оказывается ещё лучше.

   Сбросили серебро, и тут же его жертвуем. Эта серия шахов — сокудзуми. Ведь в руке чёрных осталась идеальная фигура: золото.

   Ходы после (3): ΔKx1b G’2c (4)

   Даже если вместо ΔKx1b белые сыграют ΔLx1b, тот же ход G’2c всё равно поставит им мат.

   Именно сброс ▲G’2c и был целью искусной последовательности ▲S’2c (2) … ▲S1b+. Эти ходы стали возможны благодаря тому, что чёрный конь тут защищает пешку на 2d. Вот в чём отличие данной задачи от предыдущей.



Правило Хабу № 17

Связывание лучше шаха

Что ни делай, будет не защититься. Такова стратегия угроз сброса золота с обеих сторон.

   На (1) надо получить приближение к белому королю.

   Вариантов первого хода тут три.

(1)

   Ход после (1), вариант 1: S’2b (2)

   Сокудзуми белому королю на (1) нет. Бессмысленные шахи в такие моменты лучше не давать.

   Свяжем его ходом S’2b (2). От цумэро ▲G’1c и ▲G’1a белым будет не освободиться. Защиты нет.

(2). После ▲S’2b.

   А что, если начать с хода ▲G’2b?

   Ходы после (1), вариант 2: ▲G’2b ΔK1c ▲G2x2c ΔK1d (A)

   После ΔK1c можно дать ещё шах ▲G2x2c, но далее последует ΔK1d (A), и всё кончено. Больше уже ничего будет не сделать.

   «Шахи лишь помогают убежать».

(A). После ΔK1d.

   Ну а что насчёт начала ▲Gx2c?

   Ходы после (1), вариант 3: ▲Gx2c ΔKx (B)

   Это шах, но и всего лишь. После ΔKx2c (B) никакого приближения к королю нет. Это полный провал.

(B). После ΔKx2c.

   В сёги для шахов бывает подходящее время, а бывает и неподходящее. Это очень важно.



Правило Хабу № 18

Сбросим серебро на живот короля

Это знаменитое тэсудзи: комбинация с лошадью, создающая хисси.

   На (1) осью атаки является чёрная лошадь на 4a. С помощью серебра в руке тут надо получить приближение к белому королю.

   Ходы-кандидаты — S’3b и ▲S’3a.

(1)

   Ход после (1), вариант 1: S’3b (2)

   Ёсэ-тэсудзи S’3b (2) следует пословице: «сбрось серебро на живот короля» (т.е. поле сбоку от него).

(2). После ▲S’3b.

   Ходы после (2): ΔR’2i ▲+B3a ΔK1b Sx2a= (3)

   Ход S’3b (2), создающий цумэро ▲Sx2c+ и ▲+B3a…, — хисси. Защиты у белых нет.

   Ходом ΔR’2i они защищают поле 2c, но ▲+B3a … ▲Sx2a= (3) — сокудзуми.

(3). После ▲Sx2a=.

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Что, если начать со сброса ▲S’3a?

   Ходы после (1), вариант 2: ▲S’3a ΔK1c (A)

   Шахи хороши, когда они дают приближение, но тут доступа к королю нет, и он в итоге убегает.

(A). После ΔK1c.

   На (A) чёрным уже ничего не сделать. Это провал.



Правило Хабу № 19

Приближение серебром сзади

Сильная комбинация с драконом. Нацелимся на следующий, жёсткий ход.

   Позиция (1) — задача по ёсэ.

   Будь в руке золото, и всё было бы просто: ▲G’4a, но увы, в руке серебро. Так куда же это серебро сбрасывать?

(1)

   Ход после (1), вариант 1: S’4a (2)

   Правильный ответ здесь — S’4a (2). Сброс сзади от короля, «серебро на спину».

(2). После ▲S’4a.

   Ходы после (2): ΔG2b S5b+ (3)

   Хороший ход S’4a (2) создаёт три цумэро: ▲S5b+, ▲+R5b ΔK3a ▲+Rx3b и ▲Sx3b+ ΔKx ▲G’3a….

   Ход ΔG2b защищает от второго из них, но после него S5b+ (3) ΔK3b ▲+R4a — простое цумэ.

(3). После ▲S5b+.

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: ▲S’5b ΔS2b ▲+R4a ΔK3c (A)

   Если начать с ▲S’5b, то белые защитятся ходами ΔS2b ▲+R4a ΔK3c (A).

(A). После ΔK3c.

   Так что применимость пословицы «сбрось серебро на живот короля» зависит от позиции. В данном случае серебро на спину оказывается лучше.



Правило Хабу № 20

Хорошая серия из трёх ходов

Сила сброса серебра в ключевую точку прижмёт его так, что защиты не будет.

   На (1) белые только что сыграли ΔG’4a.

   Это нападение на дракона, но если побежать ▲+R6b, то белые защитятся ΔG’5b, и шанс будет упущен.

(1). После ΔG’4a.

   Ход после (1), вариант 1: G’4b (2)

   Ходом G’4b (2) чёрные даром жертвуют фигуру. Это первый выстрел ёсэ (приближения). После ΔGx у чёрных будет хороший ход.

(2). После ▲G’4b.

   Ходы после (2): ΔGx4b S’3a (3)

   После ΔGx4b сбросомS’3a (3) чёрные создают форму приближения. Эти три хода — единая хорошая комбинация.

   Блестящее тэсудзи «серебро на спину» становится решающим. Это хисси.

(3). После ▲S’3a.

   Если на (3) белые сыграют ΔG’4a, то ▲Sx4b+ ΔGx ▲G’3a…, а если ΔS’4a, то ▲Sx4b+ ΔSx ▲G’2b ΔKx ▲+Rx4b ΔX’3b ▲S’3a… — и в любом случае далее цумэ.

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: ▲G’2b ΔKx ▲+Rx4a ΔG’3a ▲+R5b ΔG’3b (A)

   Если же начать с хода ▲G’2b, с целью после ΔKx ходом ▲+Rx4a забрать золото, то далее ходами ΔG’3a … ΔG’3b (A) белые укрепятся, и это провал.

(A). После ΔG’3b.

   Жертву G’4b со сбросом «серебра на спину» S’3a желательно запомнить.



Правило Хабу № 21

Основы разрушения крепости мино

и её ключевая точка

Атакуем золото крепости мино на 6a двумя ударами серебра.

   В этой задаче надо разрушить ката­мино (неполное мино) белых. Атаку поведут два серебра.

(1)

   Ход после (1): S’6b (2)

   Для разрушения мино будем работать над золотом на 6a. Первым ударом по нему будет ход S’6b (2).

   Цель чёрных при этом — сброс ▲S’7a. Если этот сброс удастся сделать, он создаст форму приближения к белому королю.

(2). После ▲S’6b.

   Ходы после (2): ΔGx6b S’7a (3)

   Вот чёрные и сыграли, в ответ на ΔGx6b, ходS’7a (3). Цель достигнута.

   S’7a — вилка на короля и золото. Очень жёсткий ход.

   Разрушение крепости белых дало доступ к их королю. Таков результат хода S’6b (2).

(3). После ▲S’7a.

   Ходы после (3): ΔK9b Sx6b+ (4)

   На (3) белые могут ответить лишь ΔK9b, но тогда чёрные играютSx6b+ (4), и белым уже не защититься.

(4). После ▲Sx6b+.

   Защиты от ▲+Sx7b на (4) нет. Так серебро разрушило крепость мино. Ход S’6b (2) при этом был основой, а S’7a (3) — ключом атаки.



Правило Хабу № 22

Неизменное правило

Мощное тэсудзи создаёт возможность целевого вброса.

   Форма на (1) идентична предыдущей задаче, но фигуры в руке другие.

   Как же тут атаковать серебром и двумя пешками?

(1)

   Ход после (1): P’6b (2)

   Если на удар P’6b (2) белые ответят взятием ΔGx, то ▲S’7a — вилка на золото и ладью.

   Ход P’6b (2) — это основы разрушения мино. Ход ▲S’7a — ключевое ёсэ. Этот закон неизменен.

(2). После ▲P’6b.

   Ходы после (2): ΔG7a P’9b ΔLx S’9a (3)

   Поэтому на P’6b (2) белые отвечают уклонением ΔG7a. Далее чёрные делают лёгкий ходP’9b. Если на него ответить ΔKx, то ▲Rx7a+, поэтому белые отвечают  ΔLx. Но тогда чёрные делают вбросS’9a (3). Этот сброс серебра — тэсудзи, отцепляющее белого короля от золота.

(3). После ▲S’9a.

   Ходы после (3): ΔKx9a Rx7a+ (4)

   На S’9a (3) белые могут ответить лишь ΔKx9a, и тогда чёрные берут золотоRx7a+ (4).

(4). После ▲Rx7a+.

   Позиция (4) — цумэро ▲G’8b. Защитить от него может лишь ход ΔS’8b, но после него чёрные захватят серебро, ходом ▲+Rx7b, получая материальную выгоду: это знатный трофей. Далее у них есть приближение ▲P6a+.



Правило Хабу № 23

Приближение хасами (взятием в клещи)

Повалить короля на дно и связать его — это основы ёсэ.

   На (1) белого короля надо атаковать так, чтобы он не убежал наверх.

   Тут есть замечательная последова­тельность, создающая хисси.

(1)

   Ход после (1): Bx7a+ (2)

   Решительно пожертвуем слона ходом Bx7a+ (2).

   Этот ход основан на пословице «вали короля на дно». Ёсэ по теории.

(2). После ▲Bx7a+.

   Ходы после (2), вариант 1: ΔKx7a S’9a (3)

   Белые на (2) могут ответить лишь взятием ΔKx7a. Но далее чёрные делают хороший ходS’9a (3).

   Ход S’9a связывает короля. Вместе с токином на 5b эта атака создаёт приближение хасами («клещи»). Если далее белые защитят поле 6b, то ▲G’8b, а если защитить поле 8b, то ▲G’6b. Короче говоря, защиты тут вообще нет.

(3). После ▲S’9a.

   А что будет, если на ΔKx7a ответить сбросом ▲G’6b?

   Ходы после (2), вариант 2: ΔKx7a ▲G’6b ΔK8b ▲S’7a ΔK9c (A)

   Король убегает ходами ΔK8b … ΔK9c (A). Для чёрных это провал.

(A). После ΔK9c.

   В эндшпиле надо валить короля на дно и связывать его. Это основы ёсэ.



Правило Хабу № 24

Тэсудзи атаки на старшие фигуры

Играя ягуру, возможностью этого хода пренебрегать нельзя.

   На (1) — частичная позиция партии с ягурой. Что чёрным желательно тут сделать до того, как белые сыграют ΔP6e?

(1)

   Ход после (1), вариант 1: S’7b (2)

   Нападение на ладью S’7b (2) — хороший ход.

   На (2) белым придётся спасать ладью, после чего чёрные смогут сделать ход, являющийся их целью.

(2). После ▲S’7b.

   Ходы после (2): ΔR6b S8c+ (3)

   На ΔR6b чёрные отвечаютS8c+ (3). Все эти ходы — части одного тэсудзи.

(3). После ▲S8c+.

   Далее последует ΔB9e ▲P9f ΔBx7g+ ▲G6x. Чёрные получат материальную выгоду: слона за серебро, и к тому же их перевёрнутое серебро продолжит нападать на коня на 7c. Это большой успех.

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: ▲P9f ΔP6e (A)

   Если чёрные сделают медленный ход ▲P9f, отдавая инициативу, то белые атакуют ΔP6e (A), и чёрным придётся туго. На (A) все атакующие фигуры белых работают.

(A). После ΔP6e.

   Ходы S’7b … ▲S8c+ — это тэсудзи атаки на старшие фигуры противника. Также, оно облегчает противостояние атаке ΔP6e.



Правило Хабу № 25

Ударим в слабую точку золота

Тэсудзи удара в слепое пятно, создаваемое жертвой, отманивающей золото по диагонали.

   Позиция (1) — частичная диаграмма партии ибиси против фурибиси.

   У чёрных тут есть атака на белый лагерь двумя серебряными из руки.

(1)

   Ход после (1): S’4c (2)

   Жертва S’4c (2) приводит белый лагерь в беспорядок.

   После её взятия у чёрных будет хороший ход.

(2). После ▲S’4c.

   Ходы после (2): ΔGx4c S’3b (3)

   На ΔGx4c чёрные ответятS’3b (3): чудесной вилкой на золото и ладью.

   Как по пословице: «отманивай золото по диагонали».

   Ход S’4c (2) как раз этой пословице и следует. А далее острый ход S’3b (3) бьёт в слабую точку золота, которое не действует на поле назад по диагонали.

(3). После ▲S’3b.

   Ходы после (3): ΔR2b Sx4c+ (4)

   В первую очередь белым надо спасти ладью ходом ΔR2b. Ведь старшие фигуры ценны.

   Но тогда чёрные берут золотоSx4c+ (4). Они вернули потерянный при жертве материал, и получили форму, в которой их атака продолжится. Но ещё важнее то, что лагерь белых разрушен.

(4). После ▲Sx4c+.

   Так это тэсудзи серебром позволяет заработать очки.



Правило Хабу № 26

Тэсудзи жертвы серебра

Неожиданная жертва серебра позволяет дать вилку ладьёй.

   Позиция (1) кажется скучной, но на самом деле в ней у чёрных есть хороший ход.

   Куда бы тут сбросить серебро?

(1)

   Ход после (1): S’3a (2)

   Сброс S’3a (2) — сюрприз.

   Этот шах вмиг яростно сотрясает прочный лагерь с ягурой. Его цель — лошадь на поле 7g.

(2). После ▲S’3a.

   Ходы после (2), вариант 1: ΔGx3a R’7b (3)

   Если ΔGx3a, тоR’7b (3) — вилка на короля и лошадь.

   Ход S’3a (2) — неотложные меры, позволяющие ликвидировать давящую фигуру противника в своём лагере. У этого сильного хода есть и атакующий смысл, но ещё более — защитный.

   Если вместо ΔGx3a сыграть ΔK1b, то чёрные также ответят R’7b.

(3). После ▲R’7b.

   Ходы после (2), вариант 2: ΔKx3a R’7a (A)

   Если же на S’3a (2) белые ответят ΔKx3a, то всё равно получат вилкуR’7a (A).

(A). После ▲R’7a.

   Так что, чем серебро ни бери, вилки на короля и лошадь белым не избежать.

   Тэсудзи S’3a легко посчитать бездумной жертвой. Но оно отлично применяется в реальных партиях.



Правило Хабу № 27

Ход серебром без переворота

бывает хорош

Решите, как применять серебро далее: перевёрнутым, или неперевёрнутым.

   Позиция (1) — частичная диаграмма партии ибиси против фурибиси.

   В глаза бросается, что чёрные тут прорываются перед ладьёй. Но как им играть серебром, вышедшим на поле 2d?

(1)

   Ход после (1): S2c= (2)

   Говорят, что «ход серебром без переворота бывает хорош».

   В данном случае таким хорошим ходом становится ход S2c= (2).

(2). После ▲S2c=.

   Ходы после (2): ΔR5b S3d+ (3)

   Неперевёртывание серебра при ходе S2c= (2) думает о том, как этим серебром играть далее.

   После ΔR5b ходS3d+ (3) позволяет этому серебру проявить свою силу.

(3). После ▲S3d+.

   На (3) белому серебру грозит взятие. Если же белые его защитят, то чёрные сыграют ▲Rx2a+.

   Вернёмся к диаграмме (1). Что, ес­ли вместо S2c= в ней сыграть S2c+?

   Ходы после (1), вариант 2: S2c+ ΔR5b (A)

   После ΔR5b (A) чёрное серебро создаёт «тяжёлую» форму. По сравнению с лёгкой формой (3), эта форма плоха.

(A). После ΔR5b.

   Переворачивать или нет — разница велика. И у неперевёрнутого серебра ценность бывает достаточно велика.



Правило Хабу № 28

Эффект хода без переворота

на 2-ю горизонталь

Вероятность того, что такой ход будет хорош, высока. Так играют серебром.

   На (1) и чёрные, и белые напали на ладью. Это напряжённая позиция.

   Очередь хода у чёрных, и вопрос в том, как им брать ладью.

(1)

   Ход после (1), вариант 1: Sx2a= (2)

   И тут на сцене тоже появляется ход серебром без переворота.

   Ход Sx2a= (2) в данной позиции — лучший способ взятия ладьи.

(2). После ▲Sx2a=.

   Ходы после (2): Δ+Px2h S3b= (3)

   Белые тоже берут ладью Δ+Px2h (это обоюдное взятие называ­ется ториай).

   В ответ чёрные возвращают серебро ходом S3b= (3). Опять без переворота. Так они наверняка получат золото.

   Ход без переворота, действующий на 2-ю горизонталь, — это тэсудзи, для которого вероятность оказаться хоро­шим ходом весьма высока.

(3). После ▲S3b=.

   Вернёмся к диаграмме (1).

   А что, если вместо Sx2a= взять ладью с переворотом ▲Sx2a+?

   Ходы после (1), вариант 2: ▲Sx2a+ Δ+Px2h ▲+Sx1a ΔR’4i (A)

   Далее перевёрнутое чёрное серебро может лишь захватить стрелку ходом ▲+Sx1a, но это далеко не так хорошо. А вот атака белых ΔR’4i (A) быстра.

(A). После ΔR’4i.



Правило Хабу № 29

Защитная форма

Связная форма генералов позволит не бояться вброшенной ладьи.

   Теперь мы перейдём к рассмотрению защитных тэсудзи.

   На (1) белые только что дали шах ходом ΔR’2h. Как чёрным защищаться?

(1). После ΔR’2h.

   Ход после (1), вариант 1: S’3h (2)

   Сброс S’3h (2) создаёт защитную форму. Он защищает не только от шаха, но и от ΔRx2i+. Вдобавок, далее чёрные сыграют ▲G3i и захватят ладью.

(2). После ▲S’3h.

   Ходы после (1), вариант 2: ▲K6i ΔRx2i+ ▲G5i Δ+Rx1i (A)

   А вот ход ▲K6i на (1) — плохой. Ведь он позволит белым далее ходом ΔRx2i+ захватить коня. При этом белые нападут на золото, а после его спасения ▲G5i сыграют Δ+Rx1i (A). Естественно, получив столь много материала, белые будут довольны.

(A). После Δ+Rx1i.

   А что, если на (1) сыграть ▲S’4h?

   Ходы после (1), вариант 3: ▲S’4h ΔRx2i+ (B)

   Разумеется, белые ответят ΔRx2i+ (B).

(B). После ΔRx2i+.

   Таким что, одновременно защитить и короля, и коня чёрные могут лишь ходом S’3h. Эту хорошую форму, в которой генералы защищают друг друга, следует помнить.



Правило Хабу № 30

Дзёсэки «серебро перед конём»

Блокируем атаку коня защитой, которая применяется весьма часто.

   Позиция (1) — частичная диаграмма партии с фурибисей. Белые тут только что сбросили коня ΔN’2d. Этот ход создал две угрозы шаха: ΔNx1f, со взятием стрелки, и ΔNx3f. Как же чёрным защититься?

(1). После ΔN’2d.

   Ход после (1), вариант 1: S’2e (2)

   Как говорится, «серебро перед конём — это дзёсэки». Да, ход S’2e (2) — надёжная защита.

(2). После ▲S’2e.

   Ходы после (2): ΔNx1f Sx (3)

   Ход ΔN’2d использует особое свой­ство коня. Это жёсткое ёсэ-тэсудзи. Его часто применяют при атаке на мино.

   Но на него чёрные отвечают защит­ным тэсудзи Sx (2) «серебро перед конём». Далее следует ΔNx1f Sx (3), и защита чёрных успешна.

(3). После ▲Sx2e.

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: ▲G4g ΔNx1f ▲K3i (A)

   Если ходом ▲G4g чёрные защитят 3-ю вертикаль, то ходом ΔNx1f белые возьмут стрелку.

   Чёрные теряют материал и вынуждены бежать ▲K3i (A), получая опасную форму.

(A). После ▲K3i.

   Поэтому на (1) надо играть S’2e (2). Это надёжный и хороший ход. Хорошая защита.



Правило Хабу № 31

Не дадим богину сабаки!

Если тут удастся избежать размена серебра, это будет успех.

На (1) белые только что вывели серебро ходом ΔS9e.

Отвечать на этого богина разменом серебра чёрным крайне нежелательно. Тут у них есть защитное тэсудзи.

(1). После ΔS9e.

   Ход после (1), вариант 1: S8h (2)

   Цель белых — сыграть ΔP8f, и далее разменять серебро.

   Ход S8h (2) этого столкновения избегает заранее.

(2). После ▲S8h.

   Ходы после (2): ΔP8f Px ΔSx P’8g ΔS9e (3)

   На S8h (2) белые отвечают ударом пешки ΔP8f, но послеPx ΔSx P’8g им остаётся лишь отступить ΔS9e (3). Размена серебра чёрные избежали.

(3). После ΔS9e.

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2:▲K8h ΔP8f ▲Px ΔSx (A)

   Уход в крепость ▲K8h — ход впечатляющий, но далее ходами ΔP8f ▲Px ΔSx (A) белое серебро получает сабаки. Размен атакующего серебра на защитное безусловно выгоден атакующей стороне. На (A) богин достиг успеха.

(A). После ΔSx8f.



Правило Хабу № 32

Техника уклонения

Прежде, чем брать, применим трюк. Это тэсудзи захвата следует запомнить.

   Позиция (1) — частичная диаграмма партии ибиси против фурибиси.

   Белые тут только что столкнули серебро ходом ΔS6e.

(1). После ΔS6e.

   Ход после (1): S6g (2)

   Когда фигуры сталкиваются, играть взятие всегда, несмотря ни на что, нехорошо. Например, тут белые просят сделать взятие ▲Sx6e. Но хорошим ходом оказывается лёгкое уклонение S6g (2).

(2). После ▲S6g.

   Ходы после (2): ΔP’5f S4h (3)

   Защитное тэсудзи S6g (2) — хоро­ший ход. Этот ход делает белое се­ре­бро бесцельно стоящим. Более того, далее, ходом ▲P’6f, чёрные его съедят. Таков эффект тэсудзи уклонения.

   Ходом ΔP’5f белые всё равно стремятся разменять серебро, но после ответаS4h (3) это им не удастся.

(3). После ▲S4h.

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: ▲Sx6e ΔNx (A)

   На взятие ▲Sx6e белые ответят ΔNx (A), получая продвижение.

(A). После ΔNx6e.

   Далее последует ▲S5f ΔP’5g, и белая атака продолжится.

   Разница между (3) и (A) очевидна.



Правило Хабу № 33

Сильная защита возвратом фигуры

Искусство защиты от натиска серебра умелым продолжением.

   На (1) белое серебро на 6e настойчиво оказывает давление.

   Например, если чёрные пойдут в крепость ходом ▲K8h, то оно сыграет ΔSx7f. Неприятно назойливое серебро!

   Вот бы от этого серебра избавиться.

(1). После ΔS6e.

   Ход после (1): P6f (2)

   Нападение на серебро P6f (2) — сильный защитный ход.

(2). После ▲P6f.

   Ходы после (2), вариант 1: ΔSx6f S8h (3)

   Если после взятия ΔSx6f сыграть ▲Sx, то ΔBx; такое чёрным невыгодно. В этом варианте ход P6f (2) окажется плохим.

   Но чёрные отступают S8h (3), и теперь белым не защититься от ▲P’6f. Таково тэсудзи уклонения.

(3). После ▲S8h.

   Ходы после (2), вариант 2: ΔS5d G56g (A)

   Если на P6f (2) белые ответят отступлением ΔS5d, то чёрные поведут построение ходомG56g (A), и им этого будет достаточно.

(A). После ▲G56g.

   Теперь у чёрных в лагере прочная золотая ягура. Получив хорошую форму, они предотвратили угрозу от белого серебра на 6e. Это серебро всё ещё работает против пешки на 6f, так что опасность остаётся, но всё равно у чёрных хорошая форма.



Правило Хабу № 34

Отступление серебра замедляет атаку

Приём высокого уровня, дающий выигрыш темпа в эндшпиле.

   На (1) белые ходом ΔG’3i создали жёсткую угрозу взятия Δ+Px3h.

   Нет ли у чёрных хода в своём лагере, облегчающего этот кризис?

(1). После ΔG’3i.

   Ход после (1), вариант 1: S4i (2)

   Отступление S4i (2) — защитное тэсудзи как раз для такого случая. Если этого хода не знать, сыграть его трудно.

(2). После ▲S4i.

   Ходы после (2): ΔGx4i (3)

   Отвечая ΔGx4i (3), белые удаляются от чёрного короля.

   Атака противника замедляется. Таков эффект тэсудзи жертвы серебра.

(3). После ΔGx4i.

   Если на (3) сыграть ▲P1f, тут чёрные уже смогут убежать наверх.

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: ▲P1f Δ+Px3h ▲K1h ΔGx2i (A)

   Если попытаться сразу, ходом ▲P1f, создать путь к бегству, то после Δ+Px3h идти наверх ходом ▲K1g чёрным будет нельзя. Ведь тогда ΔS’2h ▲K1h ΔGx2i, и защиты нет. Если же ▲K1h, то ΔGx2i (A) — цумэро (ΔGx1i ▲Kx ΔS’2h…).

(A). После ΔGx2i.



Правило Хабу № 35

Чудесная защита

промежуточной вставкой

Не сдавайтесь до последнего! Чудесная промежуточная вставка даст спасение.

   Позиция (1) — задача на защиту от цумэ.

   Как чёрным защищаться после ΔL’8a (1)?

   Если побежать ходом ▲K9h, то ΔL8g+ (или Δ+P8g) ▲K9i Δ+P8h цумэ.

(1). После ΔL’8a.

   Ход после (1): S’8g (2)

   Ход S’8g (2) здесь — единственная безусловная защита.

(2). После ▲S’8g.

   Ходы после (2), вариант 1: ΔLx8g= ▲K9h ΔLx8h+ ▲K9g (3)

   Тэсудзи S’8g (2) — это так называемая «промежуточная вставка». После ΔLx8g= ▲K9h ΔLx8h+ ▲K9g (3) король чудесным образом спасается.

(3). После ▲K9g.

   Кстати, если на (1) защититься любой другой вставкой, то ΔP’8h, и далее чёрные получат цумэ.

   Ходы после (2), вариант 2: ΔP’8h K9i ΔP’9h Sx ΔP8i+ ▲Sx (A)

   Но что, если и на замечательный защитный ход S’8g (2) белые тоже ответят ΔP’8h? А тогда далее чёрные сыграютK9i ΔP’9h Sx ΔP8i+ ▲Sx (A), и цумэ не поставить.

(A). После ▲Sx8i.

   На (A), если ΔP’9h, то ▲Kx ΔL8g+ ▲K9i, и король спасается.



Правило Хабу № 36

Меню из серебра

Варианты с серебром, которые важно знать.

   Тут я предлагаю Вам ознакомиться с четырьмя основными формами построений, включающих серебро.

(1)

   Форма (1) играется против фурибиси, это «стратегия ▲S65g». Далее в ней можно играть S44g, образуя хорошую форму с двумя серебряными рядом. Другой перспективный ход тут — ▲S3g.


(2)

   Позиция (2) — это стратегия «центральная курайдори» (авангардная пешка). Она также применяется против фурибиси. Далее в ней есть ход ▲S5g, создающий прочную форму лагеря.


(3)

   Форма лагеря (3) возникает в дебю­тах какугавари косикакэгин и ягура.

   Если далее в ней сыграть ▲S6g, получится крепость «серебряная ягура».

   Поднятие ▲G56g создаёт на (3) крепость «золотая ягура». Она очень похожа на серебряную ягуру, но по прочности существенно от неё отстаёт.

   С другой стороны, её построение, по сравнению с золотой ягурой, требу­ет больше ходов, в этом её слабость.


(4)

   Позиция (4) — это форма лагеря такамино («высокое мино») для фурибиси. Она развивается из формы мино с ▲S5h, ходом G4g.

   В зависимости от ситуации, конь в ней может пойти в атаку; это важно.

   Далее такамино развивается в гин-каммури («серебряную корону»). Из (4) это делается ходами ▲S2g … ▲G3h. Гин-каммури сильна по направлению наверх.



Правило Хабу № 37

Цель — разменять серебро

Ходы S1eP2d — это основы богин.

   Форма (1) взята из дзёсэки дебюта какугавари богин. Белые тут только что сыграли ΔS7c. Какова дальнейшая цель чёрных?

(1). После ΔS7c.

   Ход после (1): S1e (2)

   Выход на край S1e (2) здесь — естественное продолжение.

   Его цель — P2d, и далее разменять серебро.

(2). После ▲S1e.

   Ходы после (2), вариант 1: ΔS6d P2d ΔPx Sx ΔSx Rx ΔP’2c R2h (3)

   В ответ на ΔS6d, ходамиP2d ΔPx Sx чёрные сталкивают серебро, и после его размена отступаютR2h (3). Если чёрное серебро получит сабаки, для них это будет большим успехом. Ведь размен атакующего серебра на защитное выгоднее атакующей стороне.

(3). После ▲R2h.

   Ходы после (2), вариант 2: ΔB’5d B’3h ΔP4d (A)

   На S1e (2) белые могут ответить и перспективным защитным ходом ΔB’5d. Если после него сыграть ▲P2d ΔPx ▲Sx, то далее белые применят трюк ΔP’2g.

   ТэсудзиB’3h следует пословице «на слона отвечай слоном». Ход ΔP4d (A) — дзёсэки. Если далее сыграть ▲P2d, то последует развитие ΔPx ▲Sx ΔSx ▲Rx ΔG3b.

(A). После ΔP4d.



Правило Хабу № 38

Ключевой ход стратегии богин

Если белые защитятся от выдвижения серебра, выстрелит вторая атака.

   Позиция (1) взята из дзёсэки какугавари богин. В предыдущей задаче мы рассмотрели образец с пешкой на 1c, а теперь рассмотрим ту же позицию с обменом ходами ΔP1d P1f. После ΔP1d играть ▲S1e чёрные уже не могут, но…

(1). После ΔS7c.

   Ход после (1): P1e (2)

   Прямая атака по краю ходом P1e (2) тут хороша.

(2). После ▲P1e.

   Ходы после (2): ΔPx1e Sx (3)

   На ΔPx1e правильный ответ — взятиеSx (3). Вместо него хорошими могут казаться и ходы ▲Lx ΔLx ▲Sx, но если вместо ΔLx белые сыграют ΔP’1c, то чёрная стрелка останется в дураках.  

(3). После ▲Sx1e.

   Чёрных тут ждут небольшие матери­альные потери, но прорыв по краю того стоит. Ход S1e для стратегии богин — ключевой.

   Ходы после (3): ΔLx1e Lx ΔP’1c P’1b (4)

   После ΔLx1e Lx чёрные грозят ходом ▲L1b+, поэтому белые защищаются ΔP’1c.

   Но далее чёрные навешивают пешкуP’1b (4). Эта чудесная лёгкая пешка грозит ходом ▲P1a+ стать токином и атаковать ▲+Px2a.

(4). После ▲P’1b.



Правило Хабу № 39

Серебро, несущее успех стратегии

Богин эффективен и против фурибиси. Маркер его успеха — ход ▲S3e.

   Позиция (1) взята из миттельшпиля партии ибиси против сикэмбиси (ладьи на 4-й вертикали).

   Как в ней чёрным отвечать на ΔP7d (1)?

(1). После ΔP7d.

   Ход после (1): P3e (2)

   Ходом P3e (2) чёрные атакуют голову слона. Этот ход активизирует богина, вышедшего на поле 2f.

(2). После ▲P3e.

   Ходы после (2), вариант 1: ΔPx3e Sx (3)

   Если белые ответят взятием ΔPx3e, то Sx (3): богин продвинется вперёд.

   Если в игре против фурибиси богину удаётся на раннем этапе достичь поля 3e, это точно можно рассматривать как стратегический успех.

(3). После ▲Sx3e.

   На (3) у чёрных умело построенная форма. Далее им хорошо бы сыграть ▲P’3d … ▲P4e.

   Ходы после (2), вариант 2: ΔB2b P’3d ΔSx P4e (A)

   На P3e (2) белые могут ответить защитным тэсудзи ΔB2b, но тогда чёрные продолжат наступление ходом P’3d, после ΔSx (если ΔRx, то ▲S3e)сыграют P4e (A), и им будет хорошо.

(A). После ▲P4e.

   На (A) чёрные продвигаются вперёд.



Правило Хабу № 40

Быстрая атака: дзёсэки Ямады

Пешечное цукисутэ (жертва с ударом), а затем скоростной выход.

   На (1) — дебют партии ибиси против сикэмбиси («ладьи на 4-й вертикали»).

   Чёрные нацелены на быструю атаку. Как им эту атаку начать после ΔP6d?

(1). После ΔP6d.

   Ход после (1): P3e (2)

   Внезапный удар P3e (2) изобрёл покойный Ямады Митиёси, 9 дана, поэтому этот вызов называют «дзёсэки Ямады».

(2). После ▲P3e.

   Ходы после (2): ΔPx3e S4f (3)

   После взятия ΔPx3e чёрные выводят сереброS4f (3). Это простой, но весьма разрушительный вызов. Быстрая атака, вызывающая хорошие ощущения.

(3). После ▲S4f.

   Если на (3) белые сыграют ΔP4e, то ▲Bx3c+ ΔSx ▲Sx3e, и играть чёрным будет интересно.

   Ходы после (3): ΔP3f S3e (4)

   Ход ΔP3f за белых тут — основной. Его цель — не дать чёрным пешку в руку и сохранить базу для будущей контратаки.

(4). После ▲S3e.

   Чёрные продвигаются ходомS3e (4). Далее их цель — ход ▲P2d. Эта стратегия была популярна в 40-е годы эры Сёва (1966-1976). Теперь же эти дзёсэки Ямады вызывают грусть.



Правило Хабу № 41

Необычное сабаки серебра

Если не знаешь, не сыграешь.

Удивительный ход.

   На (1) — миттельшпиль партии ибиси против сикэмбиси.

   Чёрные тут сыграли P3e ΔPx3e S4f, на что белые ответили ΔP3f (1).

   В отличие от предыдущей задачи, тут не было сыграно ▲P2e ΔB3c.

(1). После ΔP3f.

   Ход после (1): S4e (2)

   Выход серебра на голову пешки S4e (2) — удивительный, чудесный ход.

(2). После ▲S4e.

   Ходы после (2), вариант 1: ΔS4c Sx3f (3)

   Ход S4e (2) делает акцент на положении белого слона. Он работает именно потому, что в данной форме не произошёл обмен ходами ▲P2e ΔB3c.

   После ΔS4c чёрные берут пешку Sx3f (3). Необычное сабаки серебра.

(3). После ▲Sx3f.

   Ходы после (2), вариант 2: ΔPx4e ▲Bx2b+ (A)

   На (2) взятие пешки ΔPx4e за белых — наихудший ход. В ответ ходом ▲Bx2b+ (A) чёрные захватят их незащищённого слона.

(A). После ▲Bx2b+.

   На (A) чёрные обменяли серебро на слона, но в начале миттельшпиля поте­ря старшей фигуры столь существенна, что далее белым уже не повоевать.

   Чёрные и забрали слона, и создали лошадь. Вот такой внезапный трофей!



Правило Хабу № 42

Мягкое отступление серебра

Перемещение через отступление повысит работоспособность.

   Позиция (1) — из партии ибиси против сикэнбиси.

   В ответ на P’3e белые тут только что отступили серебром ΔS4c. Вопрос в том, что в этой позиции делать далее.

(1). После ΔS4c.

   Ход после (1): S4f-3g (2)

   С поля 4f серебру вперёд не продвинуться. Переставить его через отступление S4f-3g (2) — хорошая идея.

(2). После ▲S4f-3g.

   Ходы после (2): ΔG6c S3f (3)

   Ход S4f-3g (2) — проявление гибкости. После ΔG6c S3f (3) чёрные получают хорошую форму. Это мягкий способ игры серебром.

(3). После ▲S3f.

   Для ибиси такой переход от формы быстрой атаки к созданию курай P’3e с дальнейшим переводом серебра S3f — это перспективные дзёсэки.

   Очертим слегка игру после (3).

   Ходы после (3): ΔP7d P4f ΔR5b P4e (4)

   На ΔP7d естественным ответом P4f чёрные создают форму, нацеленную на атаку.

(4). После ▲P4e.

   Если на P4e (4) белые ответят ΔPx, то ходами ▲Bx3c+ ΔNx ▲P2d ΔPx ▲Rx чёрные получат преимущество.



Правило Хабу № 43

Серебро, защищающее курай

Серебро — самая рабочая фигура и в атаке, и в защите.

   На диаграмме (1) — дебют партии ибиси против фурибиси.

   Как чёрным лучше играть в ответ на ход белых ΔS4c (1)?

(1). После ΔS4c.

   Ход после (1), вариант 1: S5f (2)

   Ходом P5e чёрные создали курай. Это стратегия «создание курай на 5-й вертикали». Ход S5f (2) эту важную курай защищает.

(2). После ▲S5f.

   Ходы после (2): ΔP6d S5g (3)

   Есть пословица: «создав курай, её защищай». Само по себе создание курай бессмысленно, если её не защищать: вот в чём смысл этой пословицы.

   Ход S5f (2) следует этой послови­це. Благодаря поддержке серебряными, курай на 5e становится прочным узлом.

(3). После ▲S5g.

   Вернёмся к диаграмме (1)

   Ходы после (1), вариант 2: ▲S7g ΔP5d ▲Px ΔSx (A)

   Ход ▲S7g на (1) нарушает связность.

   На него белые ответят ΔP5d ▲Px ΔSx (A), и занимавшая ценную позицию курай с 5-й вертикали исчезнет.

(A). После ▲Sx5d.



Правило Хабу № 44

Цель — построение хорошей формы

Построение «курай на голове короля» продолжит серебро за пешкой.

   Позиция (1) — из дебюта партии ибиси против сикэнбиси.

   На сей раз у чёрных форма не ▲P5e, а P7e. Курай на 7-й вертикали. Это тоже перспективная стратегия против смещённой ладьи.

(1). После ΔS4c.

   Ход после (1), вариант 1: S7g (2)

   Поднимая серебро S7g (2), чёрные укрепляют курай.

(2). После ▲S7g.

   Ходы после (2): ΔP6d S7f (3)

   Стратегия чёрных P7e называется «курай на голове короля».

   В отличие от ходов на правом фланге, готовящих раннюю битву, ходы на левом фланге, строящие превосход­ство по толщине формы генералов, тут нацелены на затяжную партию.

   В ответ на ΔP6d, ходомS7f (3) чёрные создают хорошую форму.

(3). После ▲S7f.

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: ▲P2e ΔB3c ▲P3f (A)

   Ходы ▲P2e…▲P3f (A) тут не к спеху. Очевидно, что эти ходы, нацелен­ные на раннюю битву, входят в противоречие с созданием курай на голове короля P7e.

(A). После ▲P3f.

   Пока идёт создание курай на голове короля, ход ▲P3f лучше не делать.



Правило Хабу № 45

Атакующая форма

При подготовке атаки на ягуру ключом является движение серебра.

   Позиция (1) — из дебюта партии с двойной ягурой. Форме чёрных S3g белые противостоят боевой формой ΔB6d.

   Ходом ΔK2b (1) они только что ввели своего короля в ягуру. Куда же тут играть?

(1). После ΔK2b.

   Ход после (1): S4f (2)

   Вывод серебра ходом S4f (2) — это дзёсэки.

(2). После ▲S4f.

   Ходы после (2): ΔS5c ▲N3g ΔP9d ▲P2f ΔS2d (3)

   Против S4f у белых есть ход ΔP4e. Но если его сделать, то после ▲S3g у чёрных останется контратака ▲P4f.

   После ΔS5c чёрные продолжают вы­страивать атаку ходамиN3g ΔP9d P2f.

(3). После ΔS2d.

   Ходы после (3): ▲P1f ΔP1d ▲R3h (4)

   Если чёрные ходом S4f (2) создают атакующую форму, то белые ходом ΔS2d (3) создают защитную форму. Если на это ответить ходом ▲P2e, то после ΔS3c пешка на 2е станет нобисуги (то есть, «переразвитой»: зашедшей слиш­ком далеко, тем самым ослабляя свой лагерь). Коню с 3g будет не пойти на 2e.

   После цукиай (встречного сближения пешек) на 1-й вертикали, чёрные сдвигают ладью вбок R3h (4). Все эти ходы — дзёсэки.

(4). После ▲R3h.



Правило Хабу № 46

Атака на фоне серебра

Серебро дало название многим страте­гиям.

   Позиция (1) — из дебюта какугавари косикакэгин.

   После хода ΔN7c (1) формы сторон совпадают. Тут чёрные бросают вызов.

(1). После ΔN7c.

   Ход после (1): P4e (2)

   Ход P4e (2) открывает фронт. В нём принимает участие косикакэгин («сидящее серебро») на 5f, давшее название этим дзёсэки. Далее сразу начинается яростное столкновение.

(2). После ▲P4e.

   Ходы после (2), вариант 1: ΔPx4e P3e ΔS4d P7e ΔPx P1e ΔPx P2d ΔPx Rx (3)

   После ΔPx4e чёрные играютP3e … ▲P7e. Эта серия пешечных цукисутэ — атакующее тэсудзи.

   Далее ходом Rx (3) чёрные получа­ют пешку в руку, нацеливаясь на её сброс P’7d. Эта атака реализуется благодаря фоновой силе серебра.

(3). После ▲Rx2d.

   Ходы после (2), вариант 2: ΔPx4e P3e ΔPx Nx4e ΔSx Sx ΔB’3g R2i ΔB4f+ ▲S’5f (A)

   После (2) на P3e у белых есть и ответ ΔPx. Этот вариант продолжается ходами Nx4e … ▲S’5f (A). Последний из них, сброс серебра, — хороший и надёжный ход.

(A). После ▲S’5f.



Правило Хабу № 47

Звенящее серебро

Мощное столкновение.

Размен серебра — это основа атаки.

   На (1) — образец косикакэгин с разменом перед ладьёй. Тут белые только что прыгнули конём ΔN7c (1).

(1). После ΔN7c.

   Ход после (1): P3e (2)

   Говорят: «битву начинай с жертвы пешек». И действительно, битва в сёги чаще всего начинается с жертв пешек.

(2). После ▲P3e.

   Ходы после (2): ΔPx3e S4e (3)

   Пешку на 3-й вертикали чёрные жертвуют затем, чтобы в будущем иметь возможность сбросить пешку на 3c. Если на это поле удастся воткнуть пешку, атака, в целом, пойдёт гладко.

   А чтобы реализовать ход ▲P’3c, надо провести сабаки серебра и коня.

   Поэтому далее раздаётся второй выстрел атаки: ход S4e (3).

(3). После ▲S4e.

   Ходы после (3): ΔSx4e Nx (4)

   Сталкивающий ход S4e (3) называют гаттянгин («звенящее серебро»). Таков звук при столкновении жёстких фигур. Впечатление, напоминающее его, и породило это название.

   На ΔSx4e чёрные отвечаютNx (4), с целью далее сыграть ▲P’3c.

(4). После ▲Nx4e.



Правило Хабу № 48

Создание хода серебром

Мигисикэмбися и косикакэгин дружны, как родные братья.

   На (1) — дебют партии ибиси против сикэмбиси.

   У чёрных — мигисикэмбися («ладья на 4-й вертикали справа»). В этой стратегии объединённая атака RBSN обладает большой разрушительной силой.

   Чтобы атаковать, чёрным надо дать сабаки косикакэгину на 5f.

(1). После ΔB3c.

   Ход после (1): N2e (2)

   Прыжок N2e (2) — нападение на коня. Этот ход делается для эффектив­ности хода P4e.

(2). После ▲N2e.

   Ходы после (2): ΔB2b P4e (3)

   После ΔB2b чёрные играютP4e (3). Если далее ΔPx, то ▲Bx2b+ ΔRx ▲B’8h, и играть чёрным будет интересно.

   Мигисикэмбися — это старая класси­ческая стратегия, однако и сейчас её быстрая атака очаровывает многих фанатов. Скоро тут уже придёт черёд и серебру идти вперёд.

(3). После ▲P4e.

   Ходы после (3): ΔP2d Px4d ΔPx2e S4e (4)

   Ходом ΔP2d белые нападают на коня. «Высоко прыгнувший конь — добыча для пешки», однако в компенсацию за него чёрные успевают сделать тревожащий белых ход Px4d. Это важное продвиже­ние пешки.

(4). После ▲S4e.

   Ходом S4e (4) серебро получает сабаки. Теперь у чёрных есть цель ▲Sx5d ΔPx со вбросом ▲S’4c.



Правило Хабу № 49

Бросаем вызов с помощью серебра

То, кто в момент нападения на серебро двинет пешку, — зрелый игрок.

   На (1) — дебют партии сикэмбиси против ибиси-анагумы.

   Белые тут только что сыграли ΔB5a, (1), с целью далее вывести слона ΔB8d.

   Чёрные своё построение завершили. Теперь им желательно двигаться вперёд.

(1). После ΔB5a.

   Ход после (1): P5e (2)

   Ход P5e (2) — это сикакэ (вызов) с применением серебра.

(2). После ▲P5e.

   Ходы после (2): ΔPx5e Sx ΔP’5d P6d (3)

   Ход P5e (2) — хорошая возможность бросить вызов. Пока белый слон стоит на поле 5a на полпути, боевой силы у него нет. Это бросается в глаза.

   На ΔPx5e чёрные отвечаютSx, а в ответ на ΔP’5d идут в атакуP6d (3). Развязывают решающий бой.

(3). После ▲P6d.

   Ходы после (3): ΔPx6d Sx ΔSx Rx (4)

   Если на P6d (3) белые ответят взятием серебра ΔPx5e, то ▲Px6c+ —хорошо за чёрных. В этом варианте создание токина ценнее, чем серебро.

   Если же ΔPx6d, то ходамиSx … ▲Rx (4) чёрные получат сабаки ладьи, и преимущество будет у них.

(4). После ▲Rx6d.



Правило Хабу № 50

Сильный ход сабаки

Контрудар, появляющийся в партиях смещённой ладьи.

   На (1) — миттельшпиль партии сикэмбиси против центральной курай.

   Белые только что разменяли пешку ходами ΔP6e Px ΔSx (1).

   Тут у чёрных есть хороший ход, дающий сабаки их фигурам.

(1). После ΔSx6e.

   Ход после (1), вариант 1: S5f (2)

   Ход S5f (2) ставит серебро прямо под удар пешки. Этот сильный ход —сюрприз, характерный для фурибиси. Если на него ответить ΔSx, то ▲Px хорошо за чёрных.

(2). После ▲S5f.

   Ходы после (2): ΔPx5d Bx2b+ ΔKx B’5e (3)

   Если же ΔPx5d, то после размена слоновBx2b+ чёрные сделают острый сбросB’5e (3), и после ΔB’3c ▲Bx7c+ у чёрных будет большое преимущество.

(3). После ▲B’5e.

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: P’6f ΔS5d (A)

   Если сыграть P’6f, то после ΔS5d (A) позиция будет играбельная.

(A). После ΔS5d.

    Чёрным так играть будет несложно, но ведь в позициях, в которых есть шансы, желательно играть активно. И иногда это можно отлично делать такими необычными ходами, как S5f.

Прокрутить вверх