Правило Хабу № 81: В первую очередь запоминайте хорошие ощущения
Король в опасности и король в без-опасности: оттачивайте эти ощущения
На (1) король стоит на открытом воздухе. Такое его положение очень опасно.
Как же тут правильно играть?
Ход после (1), вариант 1: ▲K7i (2)
Ход вбок ▲K7i имеет естественное продолжение – уход в безопасное место ▲K8h. Запомните хорошие ощущения от него в первую очередь.
Ходы после (2): ΔR’2i ▲K8h (3)
Теперь от шаха ΔR’2i король может уйти ▲K8h (3), и ничто ему не грозит.
Ход ▲K7i (2) был в первую очередь ранним побегом от сброса ладьи.
Развитие короля – это, как правило, и чаще всего, тэсудзи его раннего побега.
Вернёмся к диаграмме (1).
Ходы после (1), вариант 2: ▲S6h ΔR’2i ▲S5i ΔG’4h (A)
Если сыграть ▲S6h, чтобы от ΔR’2i защититься ходом ▲S5i, то эта защита будет очень слабой.
Ходом ΔG’4h (A) белые создадут цумэро, и чёрные будут в проигрыше.
Правило Хабу № 82: Беспроигрышная форма
Защита от ожидаемой атаки противника создаёт очевидную разницу
На (1) король сидит на «дне» (ближней горизонтали). Такая форма плоха и опасна.
Какой же ход создаст здесь королю безопасность?
Ход после (1), вариант 1: ▲K8i (2)
Ход королём вбок всего на одно поле создаёт огромную разницу, так что теперь у чёрных всё в порядке.
Ходы после (2): ΔR’5i ▲P’7i (3)
От шаха ΔR’5i чёрные успешно защищаются сбросом ▲P’7i (3). Это следствие эффективности хода ▲K8i. При этом ход ▲P’7i – пешка-якорь, про которую пословица говорит: «пешка под золотом крепче скалы». С такой формой чёрные не проиграют.
Вернёмся к диаграмме (1).
Ходы после (1), вариант 2: ▲G6h ΔR’4i ▲G6i ΔS’5h (A)
Если чёрные попробуют защититься от сброса ладьи ходом ▲G6h, то после ΔR’4i ход ▲G6i создаст «хрупкую структуру». От сброса ΔS’5h (A) он не защитит, и чёрные пострадают. Если на (A) сыграть ▲P’5i, то ΔSx5i+.
Правило Хабу № 83: В безопасную зону
Ранний побег короля удаляет его от атакующих фигур противника
Такая форма чёрного короля, как на (1), легко может возникнуть в [партии с дебютом] ёкофудори. Как же тут играть?
Ход после (1), вариант 1: ▲K5h (2)
Как будет далее показано, (1) – цумэро: ΔG’6h и т.д.
Чтобы избежать мата, устроим ранний побег ▲K5h (2). Это тэсудзи королём.
Ходы после (2): ΔR’7h ▲K4i (3)
От шаха ΔR’7h король отступает дальше, ▲K4i (3).
Теперь его форма приемлема, и приближения к нему нет.
Зоной безопасности для чёрного короля тут является правая сторона. Если король окажется там, в эндшпиле он не проиграет. В реальных партиях ищите места, безопасные для короля.
Вернёмся к диаграмме (1).
Ходы после (1), вариант 2: ▲Px8f ΔG’6h ▲Gx ΔR’7i ▲K5h ΔS’4i (A)
Если взять коня ▲Px8f, то у белых найдётся хороший ход ΔG’6h, и чёрные получат цумэ.
Правило Хабу № 84: Эффект «короля Ёнэнаги»
Избегая диагонали слона, король переходит на поле над стрелкой
На (1) в чёрном лагере крепость гин-каммури.
Это прочный лагерь, однако король неявно стоит на диагонали слона. Такой формы желательно избегать.
Ход после (1): ▲K9h (2)
На (1) у белых есть цель ΔP8e ▲Px ΔNx ▲B8f ΔP6e. Хорошим ходом ▲K9h чёрные от этой атаки защищаются.
Ходы после (2): ΔP9e ▲Px ΔP8e ▲Px ΔNx ▲B8h ΔP6e ▲P’8f (3)
Форму ▲K9h любил играть 3-й пожизненный кисэй Ёнэнага Кунио, поэтому её называют «король Ёнэнаги».
Против короля на краю белые, конечно, поведут атаку по краю ходом ΔP9e и далее; можно испугаться, но после ▲P’8f (3) чёрные успешно защищаются.
Ходы после (3): ΔP’9g ▲Nx ΔNx ▲Kx (4)
Тут всё утихает. Ход ▲Kx9g (4) – жизненно важный: если вместо него сыграть ▲Bx9g, то белые смогут сделать взятие ΔPx6f.
«Не держи короля на диагонали слона», «короля на диагонали слона защищать трудно». В данном случае ход ▲K9h следует этим советам.
Правило Хабу № 85: От проблем — ранний побег
Создание защищённого места позволит гибко переждать кризис
На (1) белые сыграли цугифу ΔP8e.
Если ответить просто ▲Px8e, то белые жёстко сыграют тарэфу ΔP’8f. Как же чёрным защищаться?
Ход после (1), вариант 1: ▲K9h (2)
Этот ход – уклонение от атаки на голову короля, защитное тэсудзи.
Ходы после (2): ΔPx8f ▲P’8h (3)
На взятие ΔPx8f чёрные отвечают защитой ▲P’8h (3). Для чёрных это наилучший способ избегнуть кризиса на голове короля.
В реальной партии, когда в эндшпиле идёт битва за 1 темп, знание этого тэсудзи королём может создать разницу между победой и поражением. Когда возникают проблемы, вспоминайте о раннем побеге короля.
Вернёмся к диаграмме (1).
Ходы после (1), вариант 2: ▲Px8e ΔP’8f ▲K9h ΔS’8g ▲Gx ΔPx+ ▲Kx ΔP’8f ▲K7h ΔP5g+ (A)
Если сыграть ▲Px8e, это позволит белым, после ΔP’8f, сбросить на 8g серебро, и после ΔP5g+ (A) они получат форму приближения к чёрному королю.
Правило Хабу № 86: Помощь серебру
Избегание шаха при перевороте пешки позволит нанести неожиданный удар, приближающий к королю противника.
На (1) белые только что ударили короля по уху ходом ΔP3f.
Если ответить взятием ▲Px3f, то ΔP’3c, и серебро будет не спасти. Оно окажется в форме гин-басами («серебряные ножницы»). Каким же приёмом спасти это серебро?
Ход после (1): ▲K1h (2)
Это хороший ход, обусловленный обстоятельствами.
Ходы после (2): ΔPx3g+ ▲P’3c (3)
Если на ΔPx3g+ ответить ▲Sx, то после ΔP’3c чёрное серебро пропадёт.
Ход ▲P’3c (3) – это «сброс туда, куда хочет сбросить противник». Этот ход и был целью отхода королём. Ведь то, что ход ΔPx3g+ не стал шахом – результат именно хода ▲K1h (2).
Ходы после (3): ΔNx3c ▲Sx3g (4)
После ΔNx3c чёрные возвращаются к защите ▲Sx3g (4).
Если далее последует ΔN4e, то чёрные смогут опять результативно сыграть ▲P’3c.
Такая форма легко может возникнуть в партии смещённой ладьи. Сторона смещённой ладьи при этом развивает серебро, беря им пешку над головой короля статичной ладьи.
Правило Хабу № 87: Секретный эндшпильный ход
Ранний побег даёт выигрыш темпа и приводит к победе
На (1) белые только что сбросили серебро на 4h. Это цумэро: ΔB’3i и т.д. С другой стороны, белому королю цумэ не поставить. Как же чёрным добиться победы?
Ходы после (1), вариант 1: ▲K1h ΔK1a ▲+P3b (2)
▲K1h – ранний побег, ведущий к победе. После него, если белые отдадут фигуру, то получат цумэ. Но и после ходов ΔK1a ▲+P3b (2) это положение дел не изменится. Чёрные победят.
Вернёмся к диаграмме (1).
Ходы после (1), вариант 2: ▲K1h ΔK1a ▲Gx4h ΔB’3i (A)
Итак, оба короля ходами ▲K1h ΔK1a совершают ранний побег.
Если в этот момент взять серебро ▲Gx4h, то после ΔB’3i (A) чёрные проиграют. Ведь чёрного короля в этой позиции не защитить, а белому королю цумэ не поставить.
И опять вернёмся к диаграмме (1).
Ходы после (1): ▲Gx4h ΔB’3i (B)
Если сразу взять сброшенное на 4h серебро ▲Gx4h, то совершенно ясно, что ΔB’3i (B) – проигрыш. После ▲K1h чёрные получат сокудзуми ΔG’2h. Таким образом, разница между победой и поражением здесь лежит в раннем побеге короля: это и есть секретный эндшпильный ход.
Правило Хабу № 88: Покидаем крепость
Не заботясь об анагуме, уходим из зоны концентрированного огня.
На (1) чёрные сидят в анагуме, и белые только что атаковали слабую точку на краю ΔP5e. Если ответить ▲Px5e, то последует жёсткий сброс ΔP’1g. Как же тут играть?
Ход после (1), вариант 1: ▲K2h (2)
Если сыграть ▲G2h, то ΔPx1f, и чёрным будет тяжело. Край будет не защитить. В такой момент хорошим ходом становится покидание замка ▲K2h (2).
Ходы после (2): ΔPx1f ▲K3h (3)
В ответ на взятие ΔPx1f чёрные продолжают бежать ▲K3h (3).
В такой ситуации ранний побег из опасной зоны становится тэсудзи.
Край будет пробит, но уже после побега короля.
Вернёмся к диаграмме (1).
Ходы после (1), вариант 2: ▲Px1e ΔP’1g (A)
Играть ▲Px1e крайне опасно. Белые ответят ΔP’1g (A), ускоряя атаку. Таким образом, чёрные лишь помогут атаке противника, и в основном, проиграют. Разница с результатом хода ▲K2h (2) очевидна.
Правило Хабу № 89: Приводим в порядок форму короля
Ранний побег из опасной зоны – сильная защита, позволяющая перейти в контратаку
На (1) чёрный король находится на линии боя ладьи, перегороженной слоном. Это очень опасное положение.
Как же в этой форме защититься?
Ход после (1): ▲K7h (2)
Это отступление королём – обычное тэсудзи раннего побега. Приведя форму короля в порядок, чёрные будут гораздо более довольны.
Ходы после (2): ΔP’8g ▲L’8i (3)
Ход ΔP’8g – тэсудзи, нацеленное на возврат короля в опасную зону ходом ▲Kx8g. Если чёрные так и сделают, у белых будет сильная атака ΔBx7g+ ▲Kx ΔR8i+ или ΔB9g+ ▲Kx ΔR8i+.
В ответ на ΔP’8g чёрные отлично защищают ключевую уязвимость ходом ▲L’8i (3), и далее уже у белых нет защиты от ΔLx8g.
Вернёмся к диаграмме (1).
Ходы после (1), вариант 2: ▲P’8e ΔB5c (A)
▲P’8e, конечно, перегородит линию боя ладьи, моментально ставя слона под удар, но белые спокойно отступят хорошим естественным ходом ΔB5c (A).
Далее у белых есть цель ΔP’8f ▲K7h ΔNx8e, и чёрным придётся туго.
Правило Хабу № 90: Прочный ход, нацеленный наверх
Удаление от атакующих фигур противника с приближением к своим защищающим фигурам
На (1) короля, под атакой токинов и ладьи, — как свеча на ветру.
Если, например, спасти серебро от удара ходом ▲S7g, то ΔS’7i и т.д. – цумэ.
Ход после (1): ▲K7g (2)
В такой ситуации тоже [необходим] ранний побег. ▲K7g (2) – хороший ход, нацеленный [на дальнейшее убегание] наверх.
Ходы после (2), вариант 1: Δ+Px6h ▲K8f (3)
Невзирая на взятие Δ+Px6h, чёрные продолжают бежать наверх ▲K8f (3).
Наверху у чёрных есть лошадь и токин. Эти фигуры создают прочную форму, недоступную для белой атаки.
Ходы ▲K7g … ▲K8f – это лёгкое сабаки (развитие) короля. Если Вы в эндшпиле играете такие ходы, У Вас есть уровень дана.
Вернёмся к диаграмме (2).
Ходы после (2), вариант 2: Δ+Px6h ▲Gx Δ+Rx ▲Kx ΔS’8h (A)
Ответ на Δ+Px6h взятием ▲Gx – плохой ход. Белые жёстко сыграют Δ+Rx. После ▲Kx (хотя правильнее тут было бы сыграть ▲K8f*) белые кусаче сыграют ΔS’8h (A).
*) Худший ход ▲Kx6h в этом варианте рассматривается как основной потому, что он лежит «в русле» сделанного перед ним неправильного хода ▲Gx6h (под девизом «материал важнее безопасности»). (прим. перев.)
Правило Хабу № 91: Главное направление побега короля
При бегстве важно учитывать фигуры в руке противника и знать матовые судзи
На (1) белые дали шах ходом ΔG’3h.
Тут у короля есть два направления бегства: ▲K1h и ▲K1g.
Одно из этих направлений ведёт к цумэ, а в другом цумэ нет. Итак, попрактикуйтесь в нахождении цумэ.
Ход после (1), вариант 1: ▲K1h (2)
Правильный ответ – ход вбок ▲K1h.
Ходы после (2): ΔG’2h ▲K1g (3)
Когда от шаха ΔG’2h чёрные убегут ▲K1g (3), в руке у белых останется одно серебро, и цумэ не будет.
В эндшпиле реальной партии крайне важно до конца просчитывать, где королю грозит цумэ, а где цумэ нет. Это создаёт разницу между победой и поражением. Когда, под давлением времени, король убегает в сторону цумэ, говорят, [что игрок выбрал] «плохое направление».
Вернёмся к диаграмме (1).
Ходы после (1), вариант 2: ▲K1g ΔS’2h ▲K1h ΔG’1g ▲Nx ΔSx2i= (A)
Если король побежит на 1g, то получит быстрое цумэ. Жертва ΔG’1g, которую чёрные вынуждены принять – это тэсудзи. Вместо ΔG’1g можно сыграть и ΔSx2i=, тогда ▲K1g ΔN’2e ▲K2f ΔG’3e — тоже цумэ.
Правило Хабу № 92: Форма с цумэ и форма без цумэ
Понимание того, где цумэ есть, а где нет, — это основа физической силы
Как на (1) добиться победы?
Ход чёрных. Цумэ белому королю не поставить, поэтому надо немедленно создать ему хисси.
Ход после (1): ▲B’3a ΔG’2i (2)
▲B’3a – «сброс на расстоянии». После него защиты от ▲B2b+ у белых нет. Поэтому далее белые дают шах ΔG’2i (2). Куда от него бежать?
Ход после (2), вариант 1: ▲K1g (3)
Король отступает по диагонали. Это правильный ход.
Шахи у белых кончаются.
Стоить выучить большое количество форм, в которых королю грозит цумэ, и форм, в которых цумэ нет. С этим знанием Вы станете сильны в сёги.
Вернёмся к диаграмме (2).
Ходы после (2), вариант 2: ▲K1h ΔGx1i ▲K1g ΔG’1h (A)
▲K1h – плохой ход. За ним последуют шахи ΔGx1i … ΔG’1h (A).
На (A) будет сыграно ▲Sx1h ΔGx ▲Kx Δ+Rx3h, и король получит быстрое цумэ.
Правило Хабу № 93: Тэсудзи в ответ на тэсудзи
Прежде, чем автоматически есть фигуру, подумай об упорной защите, ликвидирующей цель противника
На (1) белые только что дали шах ▲P’8g. Как чёрным отвечать на этот сброс пешки?
Ход после (1), вариант 1: ▲K9h (2)
Если сыграть ▲Gx8g, то белые возьмут золото ΔRx6g+. Ответ ▲Kx8g рассмотрен далее.
Ход без взятия пешки ▲K9h (2) – это защитное тэсудзи.
Ходы после (2): ΔS’8h ▲Sx ΔPx+ ▲Kx (3)
На вброс ΔS’8h чёрные инертно отвечают ▲Sx ΔPx+ ▲Kx (3). Но дальше [белым] уже ничего не поделать.*
Целью хода ΔP’8g была порча формы. Тэсудзи ▲K9h в ответ на тэсудзи – хороший ход.
Вернёмся к диаграмме (1). Почему же ход ▲Kx8g не вызывает восхищения?
Ходы после (1): ▲Kx8h ΔRx8i+ (A)
Ход ▲Kx8h приводит к потере коня с шахом ΔRx8i+ (A). Это не лучшая защита.
*) на (3) у белых ещё есть продолжение ΔS’8g ▲Kx ΔRx8g+, но после ▲S8i ΔN’9e ▲K7g фигур в руке у них не останется и атака прервётся. Разница с вариантом ▲Kx8h – в потерянное белыми серебро. (прим. перев.)
Правило Хабу № 94: Решающий защитный ход
При ликвидации удара надо думать, чем брать
На (1) белые только что дали чёрному королю шах ΔNx3g+. Какой же фигурой брать этого перевернувшегося коня?
Ход после (1), вариант 1: ▲Kx3g (2)
Взять перевёрнутого коня можно тремя способами: королём, золотом с 3h и золотом с 4g, однако правильный ответ – лишь ▲Kx3g (2). Во всех остальных вариантах чёрного короля ждёт приближение.
Ходы после (2): ΔB’1i ▲N’2h ΔS’3i ▲L’2i (3)
От шаха ΔB’1i чёрные защищаются вставкой ▲N’2h. Тут крайне важно сбросить именно коня: сброс стрелки ведёт к проигрышу.
Сброс ΔS’3i вызывает некоторые осложнения. Это цумэро: ΔS2h= ▲Gx Δ+R3i и т.д. Здесь решающим ходом становится защитный сброс ▲L’2i (3).
Вернёмся к диаграмме (1).
Ходы после (1), вариант 2: ▲G4x3g ΔB’1i ▲K1g ΔBx3g+ ▲Gx Δ+R2i ▲G3h ΔG’3g (A).
Если начать с ▲G3x4g, то ΔB’1i и т.д. – быстрое цумэ. Но и взятие вверх ▲G4x3g ведёт к приближению ΔB’1i … ΔG’3g (A) без потери темпа.*
*) Если на (A) чёрные защитятся ▲L’2h, то ΔGx3h (цумэро Δ+Rx2h) ▲Sx Δ+Rx (цумэро ΔG’2g ▲Lx ΔS’2h) ▲G’2g ΔG’3g (цумэро ΔGx2g ▲Lx ΔS’2h) ▲B’1i ΔS’2i (цумэро ΔGx2g ▲Lx ΔSx1h+) ▲N’3i Δ+Rx – хисси (от цумэро ΔSx1h+ ▲Kx ΔS’2i ▲K1g ΔG’1h защиты нет, а если ΔGx3g, то ▲+Rx ΔL2g ΔN’2e ▲Px ΔG’2f — цумэ). Если Вы найдёте приближение проще или защиту лучше, просьба сообщить переводчику. (прим. перев.)
Правило Хабу № 95: К королю наверху приблизиться сложно
Короля перед конём [противника] не поймать. Это верно и в отношении побега наверх
На (1) белые только что сыграли ΔN’2e. Куда от этого шаха королю бежать, вверх или вниз?
Ходы после (1), вариант 1: ▲K2f ΔG’4f ▲P4g (2)
Правильный ответ – ход наверх ▲K2f. Как гласит пословица, «к королю перед конём приблизиться сложно».
У хода ΔG’4f есть цель ΔS’3g, но чёрные защищаются ходом ▲P4g (2).
Вернёмся к диаграмме (1). А что, если отступить ▲K1h?
Ходы после (1), вариант 2: ▲K1h ΔS’1g ▲K2i ΔN3g= (A)
Это плохой ход. ΔS’1g…ΔN3g= (A) – цумэ: если далее ▲Gx3g, то ΔG’2h, а если ▲K3i, то ΔG’4i.
И опять вернёмся к диаграмме (1).
Ходы после (1), вариант 3: ▲K2h ΔG’4f (B)
Бегство на 2h лучше, чем на 1h, но ходом ΔG’4f (B) белые поведут массовую атаку на 3g. На (B) тоже не скажешь, что чёрные в безопасности.
Поэтому королю лучше бежать не вниз, а наверх, где его сложно поймать. Таково «знание сёги»: «к королю наверху приблизиться сложно».
Правило Хабу № 96: Лёгкое сабаки
Короля можно защищать, не тратя фигур, – уклонением
На (1) чёрный король находится в крайне опасном положении. Ему грозит ужасная атака ΔR’8h ▲K6i ΔR8i+ ▲S’7i Δ+B8h.
Как же чёрным защищаться?
Ходы после (1), вариант 1: ▲P6f ΔR’9h ▲K6g (2)
Чёрные открывают пешкой ▲P6f путь к бегству, и после ΔR’9h уходят ▲K6g (2). Это лёгкое сабаки короля.
Ходы после (2): Δ+B8i ▲K5g (3)
Форма, возникающая после белого надавливания Δ+B8i, часто появляется в партиях с быстрой атакой левого ▲S5g против смещённой ладьи. Тэсудзи ▲P6f … ▲K6g (2) весьма популярно. Этот метод защиты не требует траты фигур.
Когда от Δ+B8i король убегает на 5g, белым к нему уже не приблизиться.
Ходы после (1), вариант 2: ▲S’8h ΔR’9h (A)
Сброс ▲S’8h – это локальное защитное тэсудзи, но в данном случае белые ответят ΔR’9h (A), и чёрным беда.
На (A) им не защититься ни от Δ+Bx8h, ни от ΔRx8h+. [Вместо локальных тэсудзи] иногда лучше играть, исходя из [текущей] формы.
Правило Хабу № 97: Исправляем форму
При расстановке фигур важен баланс. Перед началом битвы приведите форму своего лагеря в порядок
На (1) чёрный лагерь не совсем в порядке. Его форму желательно улучшить.
Ход после (1): ▲K7h (2)
Ход королём вбок соответствует балансу расположения фигур, но [эту форму] можно улучшить ещё.
Если на (1) сыграть ▲G56h … ▲G7h, получится золотая ягура. Это тоже приемлемо, но останется брешь для сброса ΔB’6i.
Ходы после (2), вариант 1: ΔS6c ▲G56h (3)
Ход ▲G56h (3) делает чёрный лагерь ещё крепче.
Крепость на (3) называется ката-ягура («неполная ягура»). Называют её и Амано-ягура.
Эту форму любил играть живший в конце эпохи Эдо великий сёгист Амано Сохо, поэтому ей дали его имя.
Вернёмся к диаграмме (2).
Ходы после (2), вариант 2: ΔS6c ▲S8h ΔN7c ▲N7g (A)
В ответ на ΔS6c перспективен и ход ▲S8h. После него на ΔN7c чёрные могут ответить сопротивлением ▲N7g (A), защищающим от ΔP6e. Далее, если понадобится по ситуации, они в любой момент cмогут сыграть ▲Nx8e ΔNx ▲P8f.
Правило Хабу № 98: Форма, обычная для форы в 2 фигуры
Боевые формы зависят от форы.
Способы построения крепостей тоже
На (1) – дебютный бой партии с форой в 2 фигуры.
Чёрные, разыграв дзёсэки нифу-цукикири («пробивание двумя пешками» по 3-й и 4-й вертикалям), только что увели короля вбок, на 6i. Как далее белым развивать свои фигуры?
Ход после (1): ΔG6d ▲G5h (2)
Ход ΔG6d – атакующе-защитный. Ход чёрных ▲G5h (2) завершает построение крепости кани («краб»)
Ход после (2): ΔK6c (3)
Это поднятие короля на 3-ю горизонталь, для партий с форой в 2 фигуры, — классическое построение.
Ход ΔK6c можно назвать как построением крепости, так и сабаки («развитием») короля.
Этот план, заключающийся в построении уникальной структуры из фигур, создан мастерами древности.
Ходы после (3): ▲S4f ΔP8e ▲P5f (4)
Чёрные приводят форму своих фигур в порядок, готовясь к атаке. Ход ▲S4f нацелен на ▲S3e … ▲P4d. Размен атакующего серебра на защитное выгоден владельцу защитного серебра. Этот закон верен тут так же, как и в атаке богин в равных партиях.
На ΔP8e чёрные отвечают ▲P5f (4), чтобы белым стало неприятно играть ΔP5e. Данные ходы – дзёсэки.
Правило Хабу № 99: Защита лица
Подманив слона, развить короля.
Да, есть и такая сильная защита
На (1) чёрному королю грозят атаки ΔP9f ▲Px ΔLx и ΔNx9g+ ▲Nx ΔP9f. Если сыграть ▲K8h, то белые атакуют ходами ΔP9f ▲Px ΔP’9h ▲Lx ΔP’9g. Какими же умелыми ходами тут можно защититься?
Ходы после (1), вариант 1: ▲P8f ΔBx ▲K8g (2)
Подманивание слона с развитием короля – замечательная трёхходовая комбинация.
Ходы после (2): ΔB6d ▲P’8f (3)
Эта сильная защита олицетворяет пословицу, гласящую: «защищайся от старших фигур, подманивая их ближе».
Такая защита, когда король подма-нивает фигуры противника, называется гаммэн-укэ («защита лица»).
После ΔB6d чёрные защищаются ▲P’8f (3). Так они избегают проблем.
Вернёмся к диаграмме (1).
Ходы после (1), вариант 2: ▲P8f ΔNx9g+ ▲Kx ΔP9f ▲K8g (A)
Если на ▲P8f белые ответят ΔNx9g+, то чёрные возьмут этого коня королём ▲Kx. Этот ответ жизненно важен: если вместо него сыграть ▲Nx, то после ΔP9f белая атака продолжится. А вот после ▲Kx от ΔP9f чёрные уклоняются ▲K8g (A), и у них всё в порядке.
Правило Хабу № 100: Король сам идёт в атаку
Мат открываемым шахом.
Ходы, создающие хорошие ощущения
В позиции (1) идёт эндшпильная борьба за темп.
Как тут действовать чёрным, чтобы победить?
Ходы после (1): ▲G’8a ΔKx9c ▲K8f (2)
После ΔKx9c ход ▲P’9d становится утифудзумэ.
И тут чёрные уходят наверх ▲K8f (2), открывая шах стрелкой.
Ходы после (2), вариант 1: ΔP’9g ▲Lx Δ+Rx ▲Gx ΔSx6d ▲P’9d ΔKx ▲R’9e (3)
После ΔP’9g ходами ▲Lx Δ+Rx ▲Gx чёрные получают ладью в руку, но ΔSx6d – теряют свою ладью.
Однако в итоге ходами ▲P’9d…▲R’9e (3) они ставят белым быстрое цумэ.
Вернёмся к диаграмме (2). А что, если белые сразу возьмут стрелку?
Ходы после (2), вариант 2: Δ+Rx9h ▲P’9d (A)
Тогда чёрные сделают точный сброс ▲P’9d (A). Далее Δ+Rx ▲Rx ΔKx ▲R’9e – тоже сокудзуми. Свой король тоже участвует в этом цумэ благодаря хорошему ходу ▲K8f.