Тэсудзи конём
Правило Хабу № 41: Сброс коня для прорыва перед ладьёй
От простого тэсудзи нападения на голову слона защититься сложно
(1) – частичная позиция партии со статичной ладьёй. Чёрным, с помощью коня, надо атаковать лагерь белых.
Ход после (1): ▲N’1e (2)
Этот сброс на краю даёт уверенный прорыв по 2-й вертикали. Далее от ▲Nx2c+ белым не защититься. Таков результат сброса коня.
Ходы после (2): ΔB4d ▲Nx2c+ (3)
Ход ΔB4d – это упреждающее избегание нападения. Ходом ▲Nx2c+ (3) чёрные реализуют свою цель. Счастливые, они успешно прорвались перед ладьёй
Когда, как на (1), что-то [мешает прорыву] перед ладьёй, есть простое судзи ▲N’1e (2). От него белые могли защититься лишь ходом ΔP1d.
Ходы после (3): ΔG3a ▲P’2b (4)
Если на ▲Nx2c+ белые ответят ΔGx, то ▲Rx+ — ужас для белых.
Поэтому белые отступают ΔG3a, но сброс ▲P’2b – хорошее продолжение атаки.
На (4) белый конь неизбежно будет захвачен.* После этого атака чёрных не прервётся.
*) Если ΔN3c, то ▲P2a+ ΔGx ▲+Nx3c ΔP’2b ▲+Nx4b – выигрыш серебра (прим. перев.)
Правило Хабу № 42: Прыжок на край
С конём на краю – контратака перед ладьёй. Не упусти брешь [белых], открывающуюся лишь на мгновение!
(1) – частичная позиция партии белой хинэрибиси. Тут у чёрных есть ход конём.
Ход после (1): ▲N7g (2)
Цель этого прыжка — ▲Nx2e ΔNx ▲Rx.
Если же на ▲Nx2e белые ответят ΔR2d, то у чёрных найдётся хорошая защита ▲P’2f.
Ходы после (2): ΔR2d ▲P3f ΔP2f ▲P’2e (3)
В ответ на ▲N7g белые защищаются ΔR2d. Ход ▲P3f даёт работу золоту. Если белые ответят ΔPx3f, то ▲Gx, и чёрным будет хорошо.
На продвижение ΔP2f чёрные отвечают идеальным ходом ▲P’2e (3).
Ходы после (3): ΔNx2e ▲Rx2f (4)
Отвечать на ΔNx2e взятием ▲Nx нельзя. Иначе белые сыграют ΔRx, и быть беде: защититься от ΔP7g+ будет сложно.
А вот ключевой ход ▲Rx2f (4) даёт чёрным преимущество. Далее, ходом ▲Nx2e или ▲Rx2e, они выиграют коня. А могут, по желанию, сделать и медленные ходы ▲Px3e…▲G3f.
Правило Хабу № 43: Атака несколькими конями
Слева и справа выпрыгивают два коня, вызывая ощущение быстрой атаки
(1) – частичная диаграмма партии с айгакари.
Чёрная ладья бьёт поле 5c. Если кони с полей 3g и 7g прыгнут на 5-ю горизонталь, можно будет пробиться по 5-й вертикали. Какова же последовательность ходов, правильно создающая атакующую форму?
Ход после (1), вариант 1: ▲N4e (2)
Правильный ответ – прыжок именно правым конём. Так чёрные пробьют 5-ю вертикаль.
Ходы после (2): ΔG5b ▲N6e (3)
Цель хода ▲N4e — ▲Rx5c+.
Если же белые защищаются ΔG5b, прыгаем ▲N6e (3).
Теперь поле 5c бьют RNN. У белых его защищают KG, итого – 3 против 2, перевес у чёрных. Против этой массовой атаки белым не защититься.
Вернёмся к диаграмме (1). А что, если начать с ▲N6e?
Ходы после (1), вариант 2: ΔN6e ▲K3c (A)
Цель – опять атака на поле 5c, но на сей раз белые и не думают защищаться ΔG5b.
Ходом ▲K3c они разумно устраивают ранний побег, спасаясь из опасной зоны. Такой порядок ходов для чёрных неэффективен.
Правило Хабу № 44: Конь позади
Применим коня, с целью далее создать вилку и нарушить порядок в белом лагере
(1) – частичная диаграмма партии со смещённой ладьёй. Тут есть сброс коня, нацеленный на [разрушение] формы белого лагеря.
Ход после (1): ▲N’2f (2)
Этот ход – тэсудзи «конь позади», он атакует ключевую точку.
Цель его очевидна: ▲Nx3d – шах с одновременным нападением на золото.
Ходы после (2): ΔK3b ▲Nx3d (3)
Защититься от ▲Nx3d белым оказывается неожиданно сложно.
Например, если они ответят ΔG3c, то ▲R4a+ ΔG6c ▲+R5b – хорошее продолжение атаки. Если же ΔK3c, то конечно ▲Rx2a+.
Ходом ΔK3b белые восстанавливают форму. Но ход чёрных ▲Nx3d всё равно причиняет белым беспокойство.
Ходы после (3): ΔG4a ▲N2b+ (4)
Если бы на ▲Nx3d белые ответили ΔG3c, хорош был бы и ход ▲R6a+.
В ответ на ΔG4a чёрные жертвуют ▲N2b+ (4). Если далее ΔKx, то ▲Rx4a+, ну а если ΔK4b, то ▲+Nx2a, и чёрные получат преимущество. Сброс коня в ключевую точку потряс белый лагерь.
Правило Хабу № 45: Место для идеального сброса
Тэсудзи, важное для смещённой ладьи: атака на голову короля сбросом коня позади
На (1) у чёрных есть хорошее место для сброса коня. Если у Вас есть дан, это место сразу бросится Вам в глаза.
Ход после (1): ▲N’4f (2)
Поле 4f – хорошая точка для сброса. Цель этого «коня позади» – прыжок ▲Nx3d.
Особенно часто этот ход возникает в партиях смещённой ладьи; частота этого популярного хода весьма велика.
Ходы после (2): ΔS3c ▲N2e ΔS2d ▲Nx3d (3)
Ход ΔS3c – защита от вилки ▲Nx3d. Но после него в дело включается второй конь, прыгающий на 2e.
Если же серебро бежит ΔS2d, то ход ▲Nx3d (3) становится атакой, вызывающей хорошие ощущения. Этим прыжком коня чёрные создают форму, в которой их атака продолжится.
Ходы после (3): ΔG4a ▲B’2b (4)
После ΔG4a вброс ▲B’2b (4) даёт чёрным преимущество.
На (4), если ΔL1b, то ход ▲B1a+ создаст цумэро (▲+B2b), при этом у чёрных остаётся и возможность взять стрелку ▲+Bx1b.
Ходы ▲Nx3d … ▲B’2b создают форму, атаковать белого короля в которой будет легко.
Правило Хабу № 46: Ключевая точка для приближения
Удар в слабую точку крепости мино.
Мгновенное приближение к королю с помощью тэсудзи «цепные кони»
На (1) задача – приблизиться к белому королю. Чёрным нужна фигура, создающая подножие для атаки.
Ходы после (1): ▲N’8f ΔG7a ▲S’6b (2)
▲N’8f – это «конь позади» и цумэро (▲N’7d ΔPx ▲Nx и т.д.).
Ход ΔG7a защищает поле 8b, но далее ▲S’6b (2) – ещё более сильное цумэро.
Ходы после (2): ΔGx6b ▲N’7d (3)
Если на ▲S’6b белые ответят тэнуки (игнорированием), то ▲Sx7a=, и далее быстрое цумэ.
После ΔGx6b, ход ▲N’7d (3) – тоже приближение через ключевую точку. Бежать белым некуда: если ΔK9b, то▲G’8b.* Тэсудзи приближения ▲N’7d носит название «цепные кони» (цуги-кэй).
Ходы после (3): ΔPx7d ▲Nx ΔK7c ▲N6e ΔK8d ▲G’7e ΔK9d ▲Nx6b+ (4)
После ΔPx7d ходом ▲Nx выпрыгивает «конь позади», включаясь в дело.
Серия шахов доходит до ▲Nx6b+ (4), и белый король получает быстрое цумэ.
*) а если ΔK7a, то ▲G’8b ΔK6a ▲Nx6b+ ΔKx ▲G’5b – тоже цумэ. (прим. перев.)
Правило Хабу № 47: Атака, вызывающая хорошие ощущения
Цукикоси («вдавливание» пешкой) на краю даёт возможность сконцентрировать силы на голове короля, сидящего в ягуре
Ходов, которые позволили бы прямо разбить белый лагерь, на (1) нет.
Вот, например, распространённое тэсудзи ▲N’2d. Если бы за ним последовало ΔPx2d ▲Px ΔPx, у чёрных появилась бы интересная цель ▲N2e, но ответ ΔG34b вызовет сложности.
Ход после (1): ▲N’1f (2)
На сей раз [срабатывает] ▲N’1f. Конечно же, это перспективный «сброс коня позади».
Ходы после (2): ΔG54c ▲P2d (3)
Ход ▲N’1f усилил действие на поле 2d, давая чёрным перевес. Там, где Ваших фигур больше, битва, согласно теории, будет успешна.
В ответ на ΔG54c бьём ▲P2d (3). Цель такова: сконцентрировав фигуры на голове короля, сразу атаковать белый лагерь. Такова сильная атака.
Ходы после (3): ΔPx2d ▲Nx ΔG2c ▲P1d ΔPx ▲P’1b (4)
В ответ на ΔPx2d прыгаем ▲Nx. Нападая на золото, «конь позади» сразу начинает работать.
После ΔG2c атакуем край: ▲P1d ΔPx ▲P’1b (4). Далее атака продолжится ходами ΔLx1b ▲Nx+ ΔKx ▲L’2f.
Правило Хабу № 48: Искусство управления конём
Привязку для начала атаки создадут конь позади и вступающая пешка
На (1) желательно надавить на белого короля. Как бы это получше сделать?
Ходы после (1): ▲N’8g ΔK8b ▲P’7e (2)
Цель сброса ▲N’8g — ▲P’7e ΔPx ▲Nx – вилка на короля и золото.
Ход ΔK8b – это делаемый с трудом «ранний побег». Однако и на него чёрные отвечают ▲P’7e (2).
Ходы после (2): ΔPx7e ▲Nx ΔG7d ▲N8c+ (3)
Если на ▲P’7e ответить тэнуки, то ▲Px7d ΔGx ▲P’7e.
Ну а в ответ на ΔPx7e чёрные прыгают ▲Nx. Другого убегания, кроме ΔG7d (3), у белых нет (ведь иначе ▲P’7d), но это убегание открывает дорогу замечательному ходу ▲N8c+ (4).
Ходы после (3): ΔKx8c ▲P’7e (4)
На (3) [итог] данного тэсудзи виден во всей красе.
Пожертвовав коня, чёрные получили право сыграть ▲P’7e (4). Чем бы белые ни брали коня, королём или золотом, далее чёрные в любом случае получат золото.* Тэсудзи, начавшееся с ▲N’8g, это просто чудо.
*) Но после ΔGx7e ▲Sx ΔG6c … ΔP’7d потеряют серебро… (прим. перев.)
Правило Хабу № 49: Захват ладьи
Вилка – это основа основ.
Простое использование силы коня
Форма (1) проста.
Чёрные сбросом коня могут захватить ладью. Подумайте, какими ходами это можно сделать.
Ход после (1), вариант 1: ▲P’1b (2)
Правильный ответ – простой сброс ▲P’1b (2). Вы уже наверняка видите вилку конём на короля и ладью.
Ходы после (2): ΔKx1b ▲N’2d (3)
Белые без вариантов вынуждены взять пешку королём, после чего сбрасываемый на 2d конь даёт шах и нападает на ладью.
Эту задачку обычно дают новичкам, но у неё есть и один вариант. Этот вариант ведёт к утифудзумэ.
Вернёмся к диаграмме (1).
Ходы после (1), вариант 2: ▲N’2d ΔR3d (A)
Если вместо ▲P’1b сразу сыграть ▲N’2d, то ладья убежит ΔR3d (A) с нападением на коня.
На (A) ход ▲P’1b запрещён правилом утифудзумэ, так что чёрные в проигрыше.
Правило Хабу № 50: Вилка конём
Когда нет места для сброса коня, надо сначала создать для него пустое пространство
Позиция (1) – задача на создание места для сброса коня. Какой ход тут хорош для сброса коня?
Ход после (1): ▲P5d (2)
На 5-й вертикали есть сильная ладья. Её-то и использует сильный удар ▲P5d (2).
Если чёрные сделают токина на 5c, это будет большой успех.
Ходы после (2), вариант 1: ΔPx5d ▲N’5c (3)
Если белые возьмут пешку, поле 5c освободится. Таков эффект цукисутэ ▲P5d.
Ход ▲N’5c – вилка на золотых. Реализовав целевой сброс, чёрные достигли успеха. Вилка – это функция коня, в которой он особенно силён.
Вернёмся к диаграмме (2). А что, если поспешно сыграть ▲Rx5d?
Ходы после (2), вариант 2: ΔPx5d ▲Rx ΔP’5b (A)
Шах вызывает хорошее ощущение, но белые защищаются ΔP’5b (A), и продолжения у чёрных нет. Коня на 5c уже не сбросить.
[Сравните с] ощущениями от вилки.
Правило Хабу № 51: Жертва коня создаёт лошадь-дракона
Интересный способ применения коня.
Тэсудзи конём с неожиданной жертвой
На (1) чёрным хочется перевернуть слона налево. Как бы это сделать?
Ход после (1): ▲N’8c (2)
Дыра в белом лагере есть лишь в одном месте: это поле 8c.
Сброс ▲N’8c (2) заманчив. С его помощью чёрные безусловно смогут перевернуть слона.
Ходы после (2), вариант 1: ΔRx8c ▲Bx9a+ (3)
▲N’8c – нападение на стрелку, поэтому если белые ответят тэнуки, то ходом ▲Nx9a+ чёрные выиграют фигуру.
Однако взятие ΔRx8c белым не помогает. Чёрные берут стрелку ходом ▲Bx9a+ (3). Они чудом перевёртывают слона.
Вернёмся к диаграмме (2). Что, если увести стрелку ходом ΔL9c?
Ходы после (2), вариант 2: ΔL9c ▲N9a+ ΔR8c ▲+N9b (A)
Тогда чёрные просто играют ▲N9a+, и после ΔR8c ходом ▲+N9b (A) получают достаточно [выигрышную] форму. Конь сработал великолепно.
Правило Хабу № 52: Перед прыжком коня
Предварительная жертва пешки делает прыжок коня успешным
Форма позиции (1) легко возникает в партиях статичной ладьи.
Если в ней сразу прыгнуть ▲N4e, то белые отступят ΔS4b, и после ΔP4d чёрные потеряют коня.
Но есть ход, который делает прыжок ▲N4e эффективным.
Ход после (1): ▲P3e (2)
Удар ▲P3e (2). Он и только он необходим перед прыжком коня.
Ходы после (2): ΔPx3e ▲P’3c (3)
Жертва пешки на 3-й вертикали резко повышает пользу, которую может принести конь.
После ΔPx3e, ход ▲P’3c (3) – это тэсудзи «сброс пешки в ключевую точку». Какой бы фигурой белые её не взяли, им будет плохо.
Ходы после (3): ΔBx3c ▲N4e (4)
На самом деле, как бы белые на (3) ни ответили, атака чёрных всё равно продолжится:
- Если ΔGx3c, то ▲N4e – вилка, как и на (4).
- Если ΔNx3c, то ▲P’3d, и белый конь пойман.
Вот так жертва пешки оживляет действие коня.
Правило Хабу № 53: Прыжок коня в другом направлении
Уклонение от размена — неожиданный для противника хороший ход
Позиция (1) – вполне обычная, без изысков, но и в ней у чёрных есть ходы, в которых активно действует конь на 7g. Куда же ему идти?
Ход после (1): ▲P7e (2)
В руке у чёрных есть пешка.
Применить эту пешку в атаке поможет цукисутэ ▲P7e (2).
Ходы после (2): ΔPx7e ▲P’7d ΔN8e (3)
В ответ на ΔPx7e чёрные, сбросом пешки из руки ▲P’7d, нападают на коня.
Этот сброс пешки — их первая цель.
Белые убегают ΔN8e (3). Это ключевая позиция.
На (3) у чёрных есть хороший ход.
Ходы после (3): ▲N6e (4)
Если на (3) сыграть ▲Nx8e, то ΔPx, и толку не будет. То есть, толк будет, но только для белых.
Но у чёрных есть прыжок в другом направлении ▲N6e (4). Этот ход – их вторая цель. Теперь они грозят сыграть ▲P7c+.
Ход ▲N6e – это тэсудзи «прыжок в другом направлении».
Правило Хабу № 54: Слабая точка крепости мино
При атаке на крепость мино, первый шаг – прицениться к краю
На (1) у белых крепость мино.
Но и у этого крепкого лагеря есть слабая точка. Найдите её.
Ход после (1): ▲P9d (2)
Слабая точка крепости мино – край.
Ход ▲P9d (2) – ключ к «атаке по краю». Тут чёрным хватит ходов.
Ходы после (2): ΔPx9d ▲P’9c (3)
На (2) чёрные грозят атакой ▲Px9c+ ΔLx ▲Lx+ ΔNx ▲P’9d, поэтому отвечать ΔPx9d белые вынуждены.
Далее чёрные спокойно навешивают пешку ▲P’9c. Это хороший ход. А скоро настанет и черёд коня.
Ходы после (3): ΔLx9c ▲N8e (4)
Если на (3) белые ответят тэнуки, то чёрные сыграют ▲Lx9d – быстро и хорошо. Если ΔNx9c, то ▲P’9b ΔLx ▲Lx9d (и у белых не будет защиты ΔP’9b). Ну а если ΔLx9c, то атака продолжится ходом ▲N8e (4).
Правило Хабу № 55: Ключевая точка в атаке по краю
Если Вы помните образец атаки по краю, то смещённая ладья не страшна
На (1) желательно атаковать белых. Наверное, Вам уже ясно, где тут ключевая точка для атаки.
Ход после (1): ▲P9e (2)
И тут тоже это атака по краю ▲P9e (2). Против мино атака по краю обычно является ключевой.
Возможно, это правило будет верно даже через вечность.
Ходы после (2): ΔPx9e ▲P’9b ΔLx ▲P’9c (3)
Если чёрные возьмут пешку на 9d, для белых это будет наихудшим из возможного, поэтому белые играют ΔPx9e.
Далее чёрные, без промедления, бьют пешками ▲P’9b ΔLx ▲P’9c (3).
Рэнда-но фу («подряд бьющие пешки») – это жёсткая атака.
Ходы после (3): ΔLx9c ▲P’9d ΔLx ▲N’8f (4)
Если на (3) сыграть ΔNx9c, то ▲P’9d ΔN8e ▲Lx9e, и чёрным хорошо: ведь далее защиты от ▲P9c+ нет.
После «выуживания» белой стрелки чёрные делают хороший ход ▲N’8f (4), который и был целью.
Правило Хабу № 56: Жертва коня ускоряет атаку
Необычная мера: внезапная жертва, когда думаете, как ускориться
На (1) – опять крепость мино, которую тоже можно разрушить с краю.
На сей раз слон – не на доске, зато есть сброшенный на 8f конь; нет пешки в руке, в общем, условия другие. Как же тут атаковать?
Ход после (1): ▲Nx9d (2)
Да, это внезапный прыжок. Бывают в сёги и такие ходы.
Ходы после (2): ΔLx9d ▲P9e (3)
Если на (2) белые побегут ΔK7a, то ▲B’8b ΔK6b ▲Bx9a+. Если же ΔK9b, то ▲Rx6a+ ΔSx ▲B’7a или ▲B’7a ΔGx ▲Rx+ — и так и так, острое ёсэ.
В ответ же на ΔLx9d чёрные ударяют стрелку ▲P9e (3). Жертва коня ускорила чёрную атаку.
Ходы после (3): ΔLx9e ▲Lx (4)
Ход ▲P9e белые игнорировать не могут. Если бы они ответили тэнуки, взятие ▲Px9d было бы слишком суровым, но и после ΔLx9e ▲Lx (4) у них проблемы. Если далее ΔP’9c, то ▲L’9i, и число атакующих фигур у чёрных увеличилось.
Правило Хабу № 57: Жертва коня с превращением
Жертва коня в ключевой точке анагумы – поле 3c – начинает атаку
На (1) у белых лагерь ибися—анагума. Этот прочный лагерь силён против атаки генералами, но против лёгких «камушков» (коней, стрелок и пешек) он относительно слаб.
Итак, как же тут атаковать?
Ход после (1): ▲Nx3c+ (2)
Не ходя вокруг да около, атакуем ▲Nx3c+. Конь жертвуется, но итог – выуживание — будет достаточной [компенсацией за эту жертву].
Ходы после (2): ΔLx ▲P1d (3)
На взятие ▲Nx3c+ у белых есть три следующих ответа:
1. ΔSx1c — тогда ▲+Rx3a.
2. ΔNx1c – тогда ▲P1d ΔN2e ▲P1c+
3. ΔLx1c — тогда ▲P1d (3)
В любом варианте, чёрным лучше. Белые страдают от фугирэ.
Ходы после (3): ΔLx1d ▲Lx ΔP’1c ▲Lx+ ΔNx ▲L’3c (4)
На ΔLx1d чёрные отвечают шахом ▲Lx. Все ходы вплоть до ΔNx1c – естественные ответы.
Ход ▲L’3c (4) – весьма острый. Если на него белые ответят ΔG2a, то ▲L3b+.
Наконец, вместо ▲Lx1d у чёрных есть и перспективный ход ▲P’1c.
Правило Хабу № 58: Базовое ёсэ
Комбинация со слоном: если решиться, это тэсудзи принесёт большую радость
На (1) у чёрных ладья и слон расположены идеально относительно белого неполного мино. Используйте эти старшие фигуры, чтобы додавить белых.
Ход после (1): ▲S’8b (2)
Сброс ▲N’7b на (1) – это хисси. Однако есть тут ход и получше. ▲S’8b.
Ходы после (2): ΔKx8b ▲N’7d (3)
Жертва серебра ▲S’8b ускоряет приближение к белому королю. Короче говоря, это сокудзуми (быстрое цумэ).
Ходы после (3): ΔK9b ▲G’8b (4)
Куда бы на (3) белый король ни побежал, на 9b или на 7a, в любом случае ходом ▲G’8b он получит мат.
Комбинация слона и коня, дающая приближение к королю в крепости мино, — это основа основ.
Правило Хабу № 59: Решающий ход – сброс коня
Цель шаха лошадью – сброс коня.
Атака, защититься от которой необычайно трудно
На (1) хочется придумать, как приблизиться к белому королю. Тут есть искусное приближение с помощью коня.
Ход после (1): ▲+B4d (2)
▲+B4d – наилучший приближающий ход. Это и шах, и, одновременно, освобождение поля 3d для сброса коня. Не упустите такой ход!
Ходы после (2): ΔS3c ▲N’3d (3)
ΔS3c – единственный защитный ход. Если вместо него сыграть ΔG3c, то ▲Rx4b+, а если ΔN3c, то ▲N’3d – в любом случае, простое цумэ.
Но и на защиту ΔS3c ответ ▲N’3d (3) тоже наносит болезненный удар.
Ходы после (3): ΔK1a ▲+Bx3c ΔGx ▲S’2b (4)
Поскольку коня на 3d белым не взять, они вынуждены отступить ΔK1a, но чёрные решительно жертвуют лошадь ▲+Bx3c, приближаясь к белому королю. Фигур для защиты сбросом у белых нет,* поэтому они играют ΔGx и получают мат ▲S’2b (4).
В этой задаче решающим ходом стал сброс коня ▲N’3d.
*) но и никакие фигуры в руке белых не спасли бы: ΔX’2b ▲Nx+ ΔGx ▲+Bx ΔKx ▲R4b+ ΔG’3b ▲S’3a ΔK1a ▲G’2b ΔGx ▲+Rx – всё равно цумэ. (прим. перев.)
Правило Хабу № 60: Линия боя слона
Сброс коня, использующий линию боя слона.
Идеально слаженная комбинация
Позиция (1) – тоже на метод атаки комбинацией слона и коня. Найдите тут быстрое цумэ.
Ход после (1): ▲N’3d (2)
Ход ▲N’3d – шах, который всегда очень жёсткий.
Когда, как в позиции (1), король оказывается на перекрытой линии боя слона, сброс коня становится базовым приближением.
Ходы после (2): ΔK1b ▲G’2b ΔK1c ▲B4f (3)
Если на (2) сыграть ΔK3b, то ▲G’4b – мат. Если же ΔK1b, то тоже просто ▲G’2b.
Когда король бежит на 1c, лишь ▲B4f (3) – точное ёсэ. Если вместо этого сыграть ▲N2e, то после ΔK2d ▲B4f ΔKx3d король убежит.
Ходы после (3): ΔP2d ▲N2e (4)
От ▲B4f белые защищаются ходом ΔP2d. В цумэ-сёги такой ход называется «вставка перемещением». Вставкой при этом становится фигура, перемещаемая по доске. Если же белые что-нибудь сбросят на 2d, это будет просто «вставка».
Но ход ▲N2e (4) всё равно ставит мат. И опять, конь использует линию боя слона.
Правило Хабу № 61: Место для сброса коня
Внезапно придавим внутри крепости.
Конь работает превосходно
На (1) у белых – ибися-анагума.
У чёрных же есть метод, дающий возможность разрушить эту анагуму с помощью коня и двух пешек из руки.
Ходы после (1), вариант 1: ▲P’1c ΔLx ▲P’1b ΔKx ▲N’2d (2)
▲P’1c – это тэсудзи «бьющая пешка». Ход ▲P’1b [подтаскивает короля под] сброс коня ▲N’2d (2).
Ходы после (2): ΔK1a ▲+Rx3a ΔSx ▲G’1b (3)
На шах ▲N’2d у белых есть лишь один ответ – отступление ΔK1a.
Далее чёрные берут фигуру-заложника (ситигома) — золото, ходом ▲+Rx3a. Термин «ситигома» означает фигуру противника, которую можно взять в любой момент. Теперь, если ΔSx, то ▲G’1b (3) – мат.*
Вернёмся к диаграмме (1).
Ходы после (1), вариант 2: ▲P’1c ΔNx ▲P’3b ΔG2a ▲B6e (A)
Если на ▲P’1c белые ответят взятием ΔNx, тостанет эффективен сброс ▲P’3b. После уклонения ΔG2a у чёрных будет хороший ход ▲B6e (A). Это цумэро: ▲+Rx2a ΔKx ▲P3a+ ΔKx ▲G’3b.
*) От этого мата у белых есть лишь одна защита: ΔG’1b, но тогда ▲+Rx2a ΔKx ▲G’3b ΔK1a ▲Nx1b+ ΔKx ▲N’2d ΔK1a ▲G’1b – всё равно цумэ.
Такая разновидность хисси, как на (3), — когда любая защита от одного цумэ приводит к другому цумэ, — называется кирикаэси. (прим. перев.)
Правило Хабу № 62: Слон и конь атакуют анагуму
Даже крепкий лагерь с анагумой можно разрушить силой линии боя слона и сброса коня
На (1) надо атаковать белую ибисю-анагуму. Где здесь цель?
Ход после (1): ▲P4c+ (2)
Чёрный слон скрытно смотрит на белого короля. Другими словами, это «король на диагонали слона».
Начнём с жертвы ▲P4c+ (2). Этот ход расчищает диагональ слона.
Ходы после (2): ΔGx4c ▲N’3e (3)
Разумеется, ▲P4c+ — нападение на золото.
Если в ответ на этот лёгкий ход золото отступит ΔG3a, то ход ▲N’3e создаст цумэро (▲Nx2c=).
Ну а в ответ на ΔGx4c следует ключевой ход ▲N’3e (3). Сбрасываемый на 3e конь бьёт поля 2c и 4c. Таким образом, это и нападение на золото, и одновременно прямое цумэро белому королю.
Ходы после (3): ΔGx3d ▲Nx2c= (4)
Если золото спасается со взятием ΔGx3d, то ▲Nx2c= (4). Бежать белому королю некуда, это сокудзуми.
Комбинация слона и коня успешно атаковала анагуму.
Правило Хабу № 63: Подготавливающая последовательность
Эффективное применение пешки поможет коню проявить свою силу
На (1) опять ибися-анагума.
На что в этом прочном лагере должны нацелиться чёрные?
Ход после (1): ▲P2d ΔPx ▲P’2e (2)
Ключевой в белом лагере является 2-я вертикаль. На неё и направлена атака ▲P2d. На ΔPx чёрные отвечают цепной пешкой (цугифу) ▲P’2e (2). Этот ход вызывает хорошие ощущения. Его цель очевидна.
Ходы после (2): ΔPx2e ▲P’2d (3)
После ΔPx2e чёрные подвешивают пешку (тарэфу) ▲P’2d (3). Далее уже виден очень перспективный ход ▲N’2c.
Целью чёрных пешечных тэсудзи и был этот сброс коня. Эти тэсудзи (цугифу и тарэфу) были подготови-тельной последовательностью.
Ходы после (3): ΔG3b ▲Rx2e (4)
Ход ΔG3b — [попытка] защитить 2-ю вертикаль.
Если вместо ▲Rx2e сразу сыграть ▲N’2c, то ΔSx ▲Px+ ΔGx ▲Rx2e ΔP’2d, и атака прервётся. Поэтому в ответ на ΔG3b чёрные набирают силухорошимбыстрым ходом ▲Rx2e (4). Вертикаль ладьи открылась, поэтому продолжение ▲N’2c стало страшнее.*
*) Если далее ΔP’2c, то ▲Px2c+ ΔSx ▲P’1d ΔSx ▲Rx — чёрные выиграют генерала, хотя потом белые защитятся ΔP’2c ▲R2i ΔK2b. (прим. перев.)
Правило Хабу № 64: Умелая жертва коня
Конь – это дальнобойное оружие, которое является естественным врагом крепости мино.
На (1) у белых крепость мино. Это стандартная крепость смещённой ладьи.
Но и у этой формы есть слабые точки.
Ходы после (1), вариант 1: ▲P’6b ΔG7a ▲N’6c (2)
Сброс ▲P’6b – нападение на золото. Это ключевой удар, от которого белые вынуждены убегать. После ΔG7a преследование [золота] продолжается сбросом ▲N’6c (2).
Ходы после (2): ΔSx6c ▲P6a+ ΔG7b ▲+P6b (3)
Сброс ▲N’6c (2) – жертва задаром. Но нет ничего дороже, чем то, что даётся даром. Так и в этом случае.
После ΔSx6c, ход ▲P6a+ — открытый шах. В ответ на ΔG7b чёрные отступают ▲+P6b (3) – они добились успеха.
Вернёмся к диаграмме (1).
Ходы после (1), вариант 2: ▲P’6c ΔP’5b (A)
Цель подвешивания ▲P’6c – ход ▲P6b+, но так шанс будет упущен.
ΔP’5b (A) – точная защита. Боковой бой ладьи перекрывается, и чёрные, не имея возможности создать токина, проигрывают.*
*) Правда, у них остаётся на 2 темпа более медленная угроза ▲N’4c…▲N5a+. (прим. перев.)
Правило Хабу № 65: Хорошее место для сброса коня
Работа коня издалека создаёт базу.
Важно найти ключ к крепости
На (1) в белом лагере опять крепость мино. Здесь у чёрных есть хорошее место для сброса коня.
Ход после (1): ▲N’6c (2)
Чёрные со щелчком сбрасывают коня ▲N’6c (2). Это искусный ход. Если ΔSx, то ▲Rx6a+, и чёрным хорошо. Если этот сброс коня проигнорировать, то ▲S’7a ΔK9b ▲Rx6a+ ΔSx ▲G’8b.
Ходы после (2), вариант 1: ΔP9d ▲S’6b (3)
Ходом ΔP9d белые ликвидирует вышеупомянутое судзи приближения. Теперь, если ▲S’7a, то ΔK9c, и у белых всё в порядке.
Но на ΔP9d чёрные жёстко отвечают атакующим сбросом ▲S’6b (3). Теперь, если ΔGx6b, то ▲R7a+ ΔK9c ▲+Rx6b – приближение с сохранением темпа.
Вернёмся к диаграмме (2). А что, если на ΔP9d ответить ▲N5a+?
Ходы после (2), вариант 2: ΔP9d ▲N5a+ ΔG7a (A)
▲N5a+ — нападение на золото, но белые убегают ΔG7a (A), и как дальше атаковать, неясно. Перевёрнутый конь стал «тяжёлой» (тормозящей атаку) фигурой. Это нехорошо.
Правило Хабу № 66: Искусство продолжения
Ударь в слабую точку крепости фуна.
Не упусти мгновенное приближение
Форма из позиции (1) легко может появиться в партии смещённой ладьи.
Дракон на 6a размещён хорошо. Как бы далее лучше всего придавить белого короля, сидящего в «лодке»?
Тут есть умелое применение коня.
Ход после (1): ▲N’2d (2)
Сбросим коня на голову пешки. Эта жертва коня с шахом – приближающее тэсудзи.
Ходы после (2): ΔPx2d ▲S’2c (3)
Брать коня на 2d белые обязаны. Если вместо этого они сыграют ΔK2b, то ▲+Rx4a, а если ΔK3a, то ▲S’3b – лёгкое приближение.
На ΔPx2d чёрные отвечают ещё одной жертвой ▲S’2c (3). Эти жертвы — серия тэсудзи. Их цель – съедение золото на 4a.
Ходы после (3): ΔKx2c ▲+Rx4a (4)
Если ΔKx2c, то белые реализуют ход ▲+Rx4a (4) – и их атака успешна.
Если далее ΔS’3b, то ▲+Rx5b, а если ΔG5a, то ▲+Rx2a.
Кстати, если на (3) белые сыграют ΔK3a, то ▲+Rx5b ΔGx ▲G’3b – цумэ.
Правило Хабу № 67: Характерная особенность коня
Отбежать драконом – проигрыш.
Жертва коня создаст форму приближения
На (1) дракон под ударом. Если сыграть ▲+R4a, то белые защитятся ΔG’5a. Как же тут приблизиться, не давая возможности сопротивления?
Ход после (1): ▲G’7b (2)
Этот «сброс золота на живот» называется окури-тэсудзи. Первейший из приёмов приближения.
Ходы после (2): ΔKx7b ▲+Rx5b ΔG’6b ▲N’6d (3)
После отхода короля на 7b чёрные съедают золото.
После защиты ΔG’6b кажется, что атаку не продолжить, но это неверно: далее есть хороший ход ▲N’6d (3).
Этот сброс коня даёт приближение к белому королю.
Ходы после (3): ΔP’6d ▲G’6c (4)
▲G’6c (4) – очевидное приближение. На (4) ΔK8b ▲+Rx6b, и белые получают быстрое цумэ.
Ход ▲N’6d на (3) лучшим образом проявляет характерную особенность коня.
Правило Хабу № 68: Конь разрушает ягуру
Осознайте силу тэсудзи «сброс коня на голову пешки» против ягуры
На (1) у белых – золотая ягура. Существует замечательное тэсудзи, разрушающее эту крепость.
Подумайте, пожалуйста, куда бы тут стоило сбросить коня.
Ход после (1): ▲N’2d (2)
Сброс коня над головой короля ▲N’2d (2) – это известное тэсудзи, разрушающее ягуру.
Этот ход очень жёсткий.
Ходы после (2), вариант 1: ΔPx2d ▲Px ΔSx ▲P’2c ΔKx ▲Rx2d ΔKx ▲+Bx3b (3)
После ΔPx2d ▲Px ΔSx,сброс пешки на голову короля ▲P’2c – ёсэ-тэсудзи.
В ответ на ΔKx чёрные героически жертвуют ▲Rx2d. Наконец, ▲+Bx3b (3) – это хисси. Защиты от сброса золота и сверху, и снизу у белых нет.*
Вернёмся к диаграмме (2).
Ходы после (2), вариант 2: ΔSx2d ▲Px ΔPx ▲Rx ΔP’2c ▲Rx+ ΔGx ▲S’3b (A)
Если белые играют ΔSx2d, то далее чёрные всё равно жертвуют ладью, и после ▲S’3b (A) получают очевидное приближение. Это двойное цумэро: ▲Sx2c+ и ▲+B3a ΔK1b ▲Sx2a=. А ещё в этой последовательности, кроме ▲Rx+, есть и другое приближение, ▲S’3a.**
*) Например, если ΔR’2c, то ▲S’2e ΔK1c ▲S’2d ΔRx ▲Sx ΔKx ▲G’2c – цумэ. (прим. перев.)
**) Если ΔGx3a, то ▲Rx2d – цумэ, а если ΔK1b, то ▲+Bx3b, и защиты тоже нет. (прим. перев.)
Правило Хабу № 69: Лёгкое приближение
Когда конь блокирует сверху, приближение – лишь вопрос времени
На (1) есть приближение с помощью коня. Хочется, чтобы Вы связали тут искусную цепь ходов.
Ходы после (1): ▲P’2c ΔKx ▲N’1e (2)
Сначала – вступающий сброс ▲P’2c. Эту пешку белые вынуждены брать королём, без вариантов. Ведь если ΔK1b, то ▲+Rx3b, а если ΔK3a, то ▲N’4c.
Ход ▲N’1e (2) являлся целью.
Ходы после (2): ΔK2b ▲P’2c ΔK3a ▲N’4c (3)
Если в ответ на ▲P’2c белые побегут наверх ΔK1d, то ▲N’2f – цумэ.
Если же ΔK2b, то опять ▲P’2c, и после ΔK3a погоню продолжает сброс ▲N’4c (3).
Ходы после (3): ΔGx4c ▲+Rx (4)
На шах ▲N’4c у белых есть лишь один ответ — ΔGx4c. Но после встречного взятия ▲+Rx (4) защиты [от цумэ] у белых уже нет. Поскольку фигура, взятая белыми, — это конь, крепость ею белым не усилить.
Осью этого лёгкого приближения были кони.
Правило Хабу № 70: Метод создания цумэро
Атака на ключевую точку.
Тэсудзи сброса коня высшего класса
На (1) белые в анагуме.
Есть ход, создающий этому королю цумэро. Куда тут сбросить коня?
Ход после (1): ▲N’7c (2)
Сброс ▲N’7c – великолепное ёсэ-тэсудзи. Это цумэро ▲Nx2a+ ΔGx ▲S’2b.
Ходы после (2): ΔS’7b ▲Nx8a+ ΔSx ▲N’7c (3)
Если на (2) белые возьмут коня золотом, то ▲S’8b — цумэ в 1 ход.
Поэтому белые сопротивляются ходом ΔS’7b, но чёрные жёстко играют ▲Nx8a+ ΔSx ▲N’7c (3). Эта форма – тоже цумэро.
Ходы после (3): ΔGx7c ▲S’8b (4)
Если на (3) белые ничего не сделают, то получат цумэ ▲Nx8a+ ΔGx ▲S’8b.
Но и ход ΔGx7c не мешает чёрным поставить быстрое цумэ ▲S’8b (4).
Как гласит пословица, «отманивай золото по диагонали». Хороший ход чёрных ▲N’7c как раз и следовал этой пословице.
Правило Хабу № 71: Жертва коня пресекает побег короля
Идеальное блокирование сверху создаёт место для сброса золота
Как на (1) добить белого короля?
Тут можно искусно применить коня.
Ход после (1), вариант 1: ▲N’4d (2)
Если на (1) дать шах ▲G’5b, то король убежит ΔK3b. Это основы: «шахи – только для придавливания». Так выйдет хуже всего.
В такие моменты на сцену выходит конь. Его жертва ▲N’4d (2) создаёт благоприятную диспозицию.
Ходы после (2): ΔPx4d ▲G’4c (3)
Сброшенный на 4d конь бьёт поля 3b и 5b. Это цумэро.
Ответ ΔPx4d у белых единственный.
Далее чёрные навешивают золото ▲G’4c (3). Теперь белому королю не шелохнуться. Если защититься ΔG’5a, то всё равно ▲G’5b – цумэ.
Вернёмся к диаграмме (1).
Ходы после (1), вариант 2: ▲G’2b ΔR’9b (A)
Видно, что если бы на ▲G’2b белые ответили ΔSx, то ▲G’4b – цумэ.
Но в ответ на это тэсудзи у белых есть защита ΔR’9b (A), так чёрные проиграют.
Короче, конспект: ▲N’4d … ▲G’4c.
Правило Хабу № 72: Приближение без переворота
Матовая форма с помощью золота.
Хочется, чтобы это тэсудзи Вы чётко помнили всегда
Диаграмма (1) – задача на «ход сердцем». Это простейшая цумэ-сёги. Ключ – в первом ходе.
Ход после (1), вариант 1: ▲N3c= (2)
Шах ▲N3c= (2) – это тэсудзи, которое очень желательно запомнить.
Шагающие на 3-ю горизонталь лагеря противника фигуры можно переворачивать, но ходы без переворота бывают тоже сильны. Цена памяти об этом в реальных играх достаточно высока.
Ходы после (2): ΔRx3c ▲G’2b (3)
Если на ▲N3c= белые ответят ΔK1a, то ▲G’2a; если же ΔK3a, то ▲G’4a – мат.
Единственный остающийся у них ход — ΔRx3c, но и тогда ▲G’2b (3) – мат.
Матовая форма на (3) имеет своё название: «золото на голове короля». Вот к какому простому финишу ведёт ход конём без переворота.
Вернёмся к диаграмме (1).
Ходы после (1), вариант 2: ▲+Px3b (A)
Взятие ладьи токином очень притягательно, однако после ΔKx3b короля будет не поймать.
Если далее ▲R’3c, то ΔK4b ▲G’5c ΔK5a ▲R3a+ ΔP’4a. Если же ▲G’3c, то ΔK4a ▲R’4c ΔK5b, и король уплывает в открытое море.
Правило Хабу № 73: Матовая форма конём
Даже защита двумя золотыми не поможет: кони уже готовы нести неизбежную смерть и ставить мат
На (1) надо успеть атаковать двумя конями до того, как серебро на 5c будет съедено.
Ход после (1), вариант 1: ▲N’4c (2)
Сила защиты белого дракона велика. Однако и он перед лицом характерной особенности таких фигур, как кони, окажется бессилен.
Ходы после (2): Δ+Rx4c ▲N’6c (3)
На сброс ▲N’4c белые вынуждены ответить Δ+Rx, и далее всё очевидно.
Ход ▲N’6c (3) ставит неподвижному белому королю мат.
Конечно же, первый ход ▲N’6c – тоже правильный ответ: далее Δ+Rx6c ▲N’4c.
Вернёмся к диаграмме (1).
Ходы после (1), вариант 2: ▲N’4e ΔP’5b (A)
Ходом ▲N’4e чёрные защитили столь важное для них серебро.
Видно, что если теперь белые ответят Δ+Rx4e, то ▲N’6c – мат.
Однако это детская попытка обмана. Белые ответят ΔP’5b (A), и чёрным будет не найти хода.
Правило Хабу № 74: Эффект от жертвы коня
Очистим важный пункт.
Такое приближение часто возникает в реальных партиях
На (1) надо взять белого короля в прочный захват.
Если начать с ▲B’4a, то ΔK2b ▲P2d ΔS’3b, и чёрные проиграют.
Но здесь есть хороший пункт для сброса коня.
Ход после (1): ▲N’2d (2)
Эта жертва сбросом на голову пешки – хороший ход.
Ходы после (2): ΔPx2d ▲B’4a (3)
Если на (2) побежать ΔK2b, то ▲B’3a ΔKx ▲G’3b – простое цумэ.
Если же ΔPx2d, то после ▲B’4a (3) видно, что возникла матовая форма. Ведь жертва коня освободила поле 2c.
Ходы после (3): ΔK2b ▲G’2c ΔK3a ▲B3b+ (4)
Король уходит на 2b, но чёрные делают точный сброс ▲G’2c. Вот тут-то и проявился эффект от жертвы коня.
Такая форма, как на (1), часто возникает в реальных партиях. Поэтому судзи ▲N’2d…▲B’4a желательно помнить.
Правило Хабу № 75: Блестящий сброс коня
Жертва коня – это привычная техника в цумэ-сёги.
Затыканием пути к бегству ставится быстрое цумэ
На (1) желательно убить белого короля быстрым цумэ. Тут тоже на сцену выходит ёсэ-тэсудзи конём.
Ход после (1): ▲G’7b (2)
Если вместо этого хода начать с ▲N’7d, то ΔK7c, и король убежит на простор.
Известно, что в ёсэ загонять короля надо, сужая доступное ему пространство.
Ходы после (2): ΔK9b ▲N’8d (3)
Если на (2) белые сыграют ΔK9c, то ▲Px9d ΔK8d ▲G’7e – цумэ.
Остаётся вариант бегства ΔK9b. Если теперь сыграть ▲G’8b, то ΔK9c ▲Px9d ΔK8d – король убежал, и находится в безопасности.
Однако у чёрных есть хороший ход ▲N’8d (3).
Ходы после (3): ΔPx8d ▲G’8b ΔK9c ▲Px9d (4)
Если на (3) белые сыграют ΔK9c, то ▲Px9d ΔKx8d ▲G’7e.
Если же ΔPx8d, то ▲G’8b ΔK9c ▲Px9d (4) – цумэ. Так что, возьмут ли белые на (3) коня, или побегут от него, — в любом случае они получат мат. Таков этот блестящий сброс коня.
Правило Хабу № 76: Сброс коня в фокусную точку
В дзёсэки «гокигэн накабися» есть атакующе-защитный сброс на 5e
На (1) у чёрных — статичная ладья, а у белых – сверхбыстрая атака гокигэн накабиси.
В этой позиции белые только что съели серебро ходом ΔBx8h+. Каким должен быть следующий ход чёрных?
Ход после (1): ▲N’5e (2)
Этот сброс коня в фокусную точку (точку пересечения линий боя лошади и ладьи) имеет скрытую острую цель.
Ходы после (2), вариант 1: ΔK6b ▲B’7e ΔS3b ▲+Rx1a (3)
Ходом ΔK6b белые уводят короля в более безопасную зону и одновременно защищают поле 6c.
Ход ▲B’7e – защитно-атакующий. Ходом ΔS3b белые защищаются от ▲Bx3a+.
Вплоть до ▲+Rx1a (3) это развитие игры следует дзёсэки.
Вернёмся к диаграмме (2).
Ходы после (2), вариант 2: ΔS’5d ▲B’3c ΔK6b ▲Nx6c+ (A)
Ход ΔS’5d следовал пословице «серебро на голову коня», но в данном случае он лишь идеально дал чёрным возможность провернуть трюк. После шаха ▲B’3c чёрные сделали хороший ход ▲Nx6c+ (A): после ΔSx6c чёрные ходом ▲Bx8h+ захватят лошадь (этот приём, вскрытие линии боя с шахом и последующим захватом ценной фигуры даром, называется сунуки) и получат большое преимущество.
Правило Хабу № 77: Из дзёсэки Кимуры
В последний момент атака свяжется.
Блестящая серия ходов из дзёсэки
На (1) показан эндшпиль партии с какугавари косикакэгин.
14-й пожизненный мэйдзин Кимура Ёсио вложил в эти дзёсэки свою душу, поэтому они носят название «дзёсэки Кимуры».
Ход после (1): ▲N’4d (2)
В руке есть конь. Вот его чёрные и сбрасывают на 4d.
Этот шах – болезненный удар.
Ходы после (2): ΔSx4d ▲Rx2c+ ΔKx ▲Bx4d+ (3)
Если на (2) король побежит от шаха, то чёрные даром заберут золото ▲Rx2c+, получая большое преимущество.
Если же ΔSx4d, то они жертвуют ладью ▲Rx2c+, а после ΔKx берут и серебро ▲Bx4d+ (3). Это цумэро: ▲G’3c и т.д.* Да, волшебная приближающая последовательность.
Ходы после (3): ΔG4c ▲Sx4e (4)
На (3) белые могут попытаться оказать сопротивление ходом ΔG4c, но сильный ответ ▲Sx4e (4) станет решающим ходом.
Далее, если ΔSx4e, то ▲+Bx4c, а если ΔGx4d, то ▲Sx4d, и в любом случае чёрная атака не ослабнет. То, что королю не убежать налево, играет в этом приближении большую роль.
*) Если ΔK1b, то ▲+B3d; если ΔK2d, то ▲+B3d; ну а если ΔK1c, то ▲+B3e ΔR’2d (ΔN/P’2d ▲S’2b ΔK1c ▲+B3d) ▲+Bx ΔKx ▲R’2c ΔK3e ▲P’1f ΔKx ▲G4g ΔK3e ▲P’3f ΔK4d ▲S’3e – точное цумэ. (прим. перев.)
Правило Хабу № 78: Атакующе-защитный конь
Чёрные защищаются от переворота слона, одновременно угрожая мгновенным приближением
На (1) — миттельшпиль партии статичной ладьи против смещённой.
Белые тут только что взяли ладью ходом ΔBx2b.
У чёрных здесь есть атакующе-защитный ход.
Ход после (1), вариант 1: ▲N’6f (2)
▲N’6f тут – единственный хороший ход на доске. Он блокирует диагональ слона, и одновременно угрожает ▲Nx7d.
Ходы после (2): ΔS’6e ▲R’2c (3)
Ход ▲N’6f – это вариант «дзёсэки Ямады». Оригинальные идеи Ямады Митиёси, 9 дана, по взлому сикэнбиси, который когда-то играли весьма часто. Это замечательные дзёсэки.
Сброс «серебра перед конём» ΔS’6e защищает от ▲Nx7d.
В ответ чёрные нападают на слона сбросом ▲R’2c (3), сохраняя своё позиционное доминирование.
Вернёмся к диаграмме (1).
Ходы после (1), вариант 2: ▲S’7g ΔR’2g (A)
Ход ▲S’7g защищает от ΔBx9i+, но по сравнению с оказывающим встречное давление ▲N’6f он слаб. Разница в качестве этих ходов очевидна.
Ходом ΔR’2g (A) белые захватывают контроль над 2-й вертикалью, получая преимущество.
Правило Хабу № 79: Большой потенциал коня
Мощный ход конём без переворота с ключевым нападением на золото на 6a
На (1) – миттельшпиль партии статичной ладьи против смещённой.
Ходом ΔR4b белые перебросили ладью на вертикаль, на которой идёт бой; это первоклассный метод борьбы смещённой ладьи.
Но у чёрных в этой позиции есть шанс. Их конь на 4e может провести умелое сабаки.
Ход после (1), вариант 1: ▲Nx5c= (2)
▲Nx5c= — «крутой» ход.
Ходы после (2): ΔRx4h+ ▲Nx6a+ (3)
Ладья белых на (2) под ударом, поэтому они играют ΔRx4h+. Чёрные же продолжают серию хороших ходов взятием ▲Nx6a+ (3). Теперь, если ΔSx6a, то ▲Gx4h, и чёрные, выиграв материал, получат преимущество.
Если же на (3) белые сыграют Δ+R4i, то ▲B’7a ΔK9b ▲G’8b ΔK9c ▲Gx7b ΔK8d ▲S’7e ΔK8e ▲S7g – хисси.
Вернёмся к диаграмме (1).
Ходы после (1), вариант 2: ▲Nx5c+ ΔRx4h+ ▲Gx ΔGx5c (A)
Если же чёрные сыграют просто ▲Nx5c+, то после ΔRx4h+…ΔGx5c (A) белые будут в выигрыше.
[Возможности] хода без переворота там, где можно перевернуть – одно из лучших свойств сёги.
Правило Хабу № 80: Правый конь выходит на фронт
В партиях с ягурой важно применять коня. Есть ему путь и с краю
На (1) – партия с ягурой. Чёрные атакуют серебром на 3g. Белый слон на 6d из защиты переключился на контратаку. Ходом ΔP9e белые открыли свой план. Для чёрных желательно, чтобы их правый конь принял участие в атаке.
Ход после (1): ▲N7g (2)
Итак, конь прыгает на край. Далее он прыгнет на 2e.
Ходы после (2): ΔS2d ▲N2e (3)
Ход ΔS2d – форма контекстной защиты.
Защищаться от прыжка коня ходом ΔP2d белым нельзя, ибо тогда чёрные получат возможность сыграть ▲P2e, создавая опасность.
Ходом ▲N2e (3) конь выпрыгивает на 5-ю горизонталь, и внезапно у чёрных оказывается развёрнута атакующая форма RBSN. Кому тут лучше, неясно, но форма у чёрных хорошая, поэтому недовольны они не будут.
Ходы после (3): ΔN7c ▲L1g ΔS4b ▲S4f ΔN3c ▲P5e ΔPx ▲P3e (4)
Ходом ΔN7c начинается серия построения фигур. ▲L1g – это уход с диагонали слона.
Ходами ▲P5e ΔPx ▲P3e (4) чёрные бросают вызов (сикакэ). Это пример того, как [можно завязать] битву.