Авасэ-фу – пешка в оппозиции

 Асобигома — бездействующая фигура

 Атама кин — золото на голове короля

Адзи – «вкус», потенциал позиции

 Богин – атака карабкающегося серебра

 Гатянгин – звенящее серебро

 Готэ – белые, ходящий вторым, потеря инициативы

 Дзёсэки – классические ходы в дебюте

 Дзисёги – ничья в результате двойного вторжения королей

 Ёсэ – финальная фаза эндшпиля

 Ибися — дебют статичной ладьи

 Игёку — сидячий король

 Иттэ-гати – победа в результате опережения ровно на 1 темп

 Иттэ-ски – позиция «1 темп до цумэ»

 Кома — фигура

 Курай — авангардная пешка

 Комадай — столики для фигур «в руке»

 Накабися – дебют центральной ладьи

 Нари — переворот фигуры

 Нифу — запрет двух пешек на одной и той же вертикали

 Нигэ — побег

 Нимайгаэ — обмен одной фигуры на две

 Нюгёку – вторжение короля

 Оотэ – шах

 Рэнда-но фу – последовательно ударяющие пешки

 Сэмэ — атака

 Сэмэай – взаимная атака

 Сэннититэ – ничья из-за 4-кратного полного повторения позиции

 Сэнтэ — ходящий первым; инициатива

 Сикакэ – вызов

 Сокофу: — «пешка-якорь» на ближней горизонтали

 Сокудзуми — форсированный мат

 Судзи — 1. вертикаль; 2. тип, стиль мышления 3. Локальный приём

 Судзумэ-дзаси — атака «воробьиное копьё»

 Тайкёкукан — глобальное восприятие доски

 Тэсудзи – классический приём

 Утифудзумэ — запрет мата сбросом пешки

 Фурибися — дебют смещённой ладьи

 Фуригома — способ определения сэнтэ и готэ

 Хара кин — золото сбоку («на животе» короля)

 Хая-нигэ — ранний побег

 Хикаэ-фу – ожидающая пешка

 Хинэрибися – «крутящаяся» ладья

 Хисси – неизбежная угроза мата

 Цуми – мат, матовая позиция

 Цумэ – мат в результате непрерывной серии шахов

 Цумэро — угроза цумэ