Сикэмбися: система Фудзии
Ходы с самого начала: ▲P7f ΔP3d ▲P6f ΔP8d ▲R6h ΔS6b ▲P1f (T) ΔK4b ▲P1e (1)
(T). После ▲P1f.
Создание курай на краю
В дебюте сикэмбися есть поддебют, называемый «система Фудзии».
Идея этой стратегии, являющейся контрпланом к ибисе-анагуме, принадлежит Фудзии Такэси, 9 дану. Далее мы эту стратегию рассмотрим.
После ▲P7f чёрные ходом ▲P6f слона загораживают, и далее смещают ладью ▲R6h. Это боевой образец сикэмбися («ладья на 4-й вертикали»).
На ΔS6b чёрные отвечают ранним поднятием крайней пешки ▲P1f (T). Это для данной стратегии важный ход.
Вместо ΔK4b белые могут и защитить край ходом ΔP1d. Однако в данном случае они нацелены на игру ибиси-анагумы.
Далее чёрные решительно создают курай ходом ▲P1e (1).
Решительный бой с сидячим королём тоже входит в сферу рассматриваемого
Ходы после (1): ΔK3b ▲S3h ΔP5d ▲S7h ΔG65b ▲S6g (2)
На ΔK3b чёрные отвечают поднятием серебра ▲S3h. Этим ходом они создают крепость мино, но короля в неё совсем не ведут.
Это тоже характерная особенность системы Фудзии. Битву с сидячим королём она вводит в сферу зрения.
На ΔP5d чёрные отвечают ▲S7h. А на ΔG65b — ▲S6g (2), продолжая построение. Обычная же сикэмбися играется существенно иначе.
Если вместо ▲S6g сыграть ▲K4h, то ΔB3c ▲S6g ΔK2b ▲K3i ΔL1b (1A), и анагума будет построена.
В игру вступает конь
Ходы после (2): ΔS5c ▲G65h ΔP8e ▲B7g ΔB3c ▲P3f (T) ΔK2b ▲P4f ΔP4d ▲N3g (3)
Стратегия системы Фудзии состоит в том, чтобы сокрушить ибисю-анагуму ещё до того, как она будет достроена.
Можно предвидеть, что в будущем полем битвы тут станет правый фланг. Поэтому-то короля в крепость и не уводят. Для данной стратегии короля лучше всего как можно дольше оставлять «сидячим» (на 5i).
Ходом ▲G65h чёрные достраивают мино. Однако король у них и далее продолжает оставаться сидячим.
Ход ▲P3f (2T) позволяет далее задействовать коня. Ходом ΔK2b король идёт курсом на анагуму. Далее следует активный ход ▲N3g (3).
Чёрным отлично
Ходы после (3): ΔG4c ▲P6e ΔG3b ▲S4g ΔL1b ▲N2e (4)
Ходом ΔG4c белые увеличивают толщину сверху. Примерно в этот момент чёрные становятся готовы к бою.
Ходом ▲P6e они открывают диагональ слона, на которой стоит белый король.
Белые укрепляются ходом ΔG3b. Если вместо этого они поспешат в анагуму, играя ΔL2b, то далее последует ▲N2e ΔB2d ▲P4e (3A). Диагональ слона заиграет, атака чёрных будет жёсткой.
После поднятия ▲S4g и ожидаемого хода ΔL1b, чёрные прыгают ▲N2e (4). Положение у них тут отличное.
Прыжок коня, бывший целью
Ходы после (4): ΔB4b ▲P4e (5)
Одиноко выпрыгивает конь ▲N2e (4).
Этот ход — целевое судзи системы Фудзии.
«Высоко прыгающий конь становится добычей пешки», но после ΔP2d есть и эффективная жертва ▲Nx1c+. Поскольку крайняя пешка к этому времени выдвинута на 1e, такой вызов работает.
Белые отводят слона ΔB4b.
Если на ▲P4e (5) они сразу ответят ΔP2d, то ▲Px4d ΔSx ▲P’4e ΔS5e ▲P’5f (4A), и чёрные получат преимущество.
Мощная серия ходов
Ходы после (5): ΔP5e ▲S4f ΔP2d ▲Sx5e ΔPx2e ▲Px4d ΔG43c ▲S5f (6)
ΔP5e — тэсудзи. Если ответить ▲Bx, то ΔP2d ▲P4d ΔSx с нападением на слона. Согласно пословице: «от старших фигур защищайся, подманивая их поближе».
Ходы ▲S4f … ▲Sx5e проявляют мощь.
Конь у чёрных пропадает, однако за это время они устанавливают полный контроль над 5-й вертикалью.
Далее следует важное взятие ▲Px4d с продолжением ΔG43c ▲S5f (6). И хотя по материалу чёрные потеряли коня, их серебро в столь хорошей форме, что они могут продолжать бой.