Сёги — одна из древнейших шахматоподобных игр в мире. Если вы давно хотели научиться играть в японские шахматы, то эта статья для вас! Здесь я постарался максимально понятно изложить правила и основные моменты сёги.

По всему миру ежегодно возрастает популярность традиционно японских шахмат сёги

К сожалению, за пределами Японии нет единого официального свода правил игры в сёги, что порождает множество их вариаций. Также нередки попытки адаптировать японские шахматы под европейский менталитет. Это убивает игру!

Считаю важным сохранить уникальную японскую философию шахмат сёги и их аутентичность.
Ниже приводится перевод правил прописанных в документах японской ассоциации сёги.
Именно по этим правилам играют в шахматы сёги в Японии.

Кстати, в переводе с японского сёги — игра генералов.

Итак, начнём постигать полководческое искусство…

Основные правила шахмат сёги

Сёги — это игра для двух игроков, которые сражаются друг с другом на доске. Как и в классических европейских шахматах, игроки поочерёдно, шаг за шагом, передвигают фигуры. Процесс совершения ходов до конца игры называется «тай-кеку» (игра). В сёги побеждает тот, кто первым съест вражеского короля, то есть поставит ему мат.

В сёги в отличии от европейских шахмат нет чёрных и белых фигур — все фигуры одного цвета. Их принадлежность игроку определяется по направлению их острой части.

Противоборствующие стороны лишь условно делят на чёрные — готэ (ходящие первыми) и белые сэнтэ — (ходящие позже).

Основным отличием европейских шахмат от сёги является возможность возврата ранее съеденных фигур противника обратно на поле, но уже на своей стороне. Именно это, порой, делает партии сёги невероятно сложными и интересными.

Сёгибан

Правила игры в Сёги

В сёги доска называется сёгибан и представляет собой прямоугольник с нанесённой на него сеткой 9х9 клеток. Все клетки одинакового размера и цвета. Также на доске вы можете заметить четыре маленькие точки, которые помогают разделить доску на девять квадратов 3×3, это облегчает восприятие игрового поля.

Сёгибан как правило изготавливается из древесины торреи орехоносной.

Комадай

Правила игры в Сёги

Кроме сёгибана при игре может использоваться комадай — подставка для взятых в плен фигур противника. Комадай используется для повышения удобства во время игры. Располагается справа от сёгибана ближе к игроку.

Превращения

Визуально на сёгибане можно выделить 3 равных по размеру области:

  • лагерь противника
  • нейтральная территория
  • ваш собственный лагерь
Правила игры в Сёги

При попадании в лагерь противника все фигуры кроме короля и золотого генерала можно превратить в их улучшенные версии. Переворот фигур происходит по желанию игроков, но есть ряд правил:

  • Переворачивать можно фигуры, которые только вошли в зону превращения или уже ходят в ней
  • Если фигура вышла из зоны превращения и не была перевёрнута, то для превращения ей снова понадобится войти в зону
  • Фигура сброшенная в лагерь противника может быть превращена при совершении хода
  • Младшие фигуры (кэйма, кёся, фухё) обязательно переворачивать при достижении ими последней горизонтали с которой они уже никуда не смогут походить (предпоследней для кейма)
  • Однажды перевернувшись фигура уже не возвращается в начальное состояние до тех пор пока её не съедят

Фигуры

В начале партии фигуры расставляются по свои лагерям.

Всего в сражении на доске учувствует 40 фигур, по 20 с каждой стороны. На каждую фигуру нанесены иероглифы кандзи обозначающие их имена. Обычно фигуры обозначаются двумя иероглифами, но нередко обозначение сокращают до одного иероглифа. О превращениях фигур поговорим чуть позже.

В сёги 8 видов основных фигур и 6 перевёрнутых, которые в итоге дают 10 различных по возможностям фигур. Рассмотрим их все подробнее:

Осё (王将 ) и Гёкусё (玉将) 

Королевский генерал или Осё — это аналог короля в европейских шахматах. Ходит также, на одну клетку в любом направлении.

Правила игры в Сёги

Гекусё в переводе с японского — драгоценный генерал. Ходит он также как и осё.

Правила игры в Сёги

На поле обе фигуры ведут себя одинаково. Не переворачиваются. Внешне отличаются лишь одной небольшой чёрточкой справа от иероглифа 王 (玉)

Всё дело в том, что для японцев сёги — это не просто игра. Для них это также в некотором роде ритуал.

Осё — фигура для более опытного или старшего по возрасту или титулу игрока. Гёкусё — фигура для младших или менее опытных игроков. Таким образом японцы проявляют уважение.

Так например, если играют отец и сын, то король осё достанется отцу. Аналогичная ситуация с хозяином дома и его гостями, осё — для хозяина.

Исключения могут возникнуть при наличии у одного из игроков профессионального разряда.

Хися (Летающая колесница)

Хися — одна из сильнейших фигур в сёги. Ходит по вертикали и горизонтали на любое число клеток. Точно также, как и шахматная ладья.

Правила игры в Сёги

Размещается над правым конём. При перевороте получает имя рюю.

Рюю (королевский дракон)

После переворота король-дракон сохраняет возможность ходить по вертикали и горизонтали на любое количество клеток, а также обретает способность ходить в любую сторону на одну клетку (как король).

Правила игры в Сёги

Какугё (слон)

Какуге наравне с летающей колесницей, считается ещё одной из сильнейших фигур. Ходит какуге аналогично слону в шахматах — на любое число клеток по диагоналям.

Правила игры в Сёги

Располагается над левым конём. При перевороте какугё превращается в рюма, 竜馬

Рюма (лошадиный дракон)

После переворота слон может ходить по диагоналям на любое число клеток, а также в любую сторону на одну клетку.

Правила игры в Сёги

Кинсё (золотой генерал)

Сокращённо кинсё также называют просто золото. Золотые генералы — это личные телохранители короля. На доске у каждого игрока по 2 золота. При начальной расстановке фигур они находятся слева и справа от короля.

Кинсё ходит почти также как и король, но не может отступать назад по диагонали.

Правила игры в Сёги

Также как и король, золото не переворачивается. Его обратная сторона пуста.

Гинсё (серебряный генерал)

Сокращённо эту фигуру называют гин или серебро. По рангу серебро чуть слабее золота. Ходит на одну клетку во все стороны, но не ходит назад и по бокам.

Правила игры в Сёги

На доске у каждого игрока по 2 серебряных генерала. Изначально на сёгибане серебро находится сбоку от золота.

Превращается в нари-гин.

Нари-Гин (перевёрнутое серебро)

Перевёрнутое серебро ходит как золото.

Правила игры в Сёги

Кэйма (конь)

Конь в сёги имеет меньше возможностей, чем его европейски собрат. Кейма может ходить на 2 поля вперёд, а потом направо или налево. Крайне уязвимая фигура. Не может отступать.

Правила игры в Сёги

У каждого игрока по 2 коня. Начальная позиция сбоку от серебряного генерала.

Превращается в нари-кей.

Нари-Кэй (перевёрнутый конь)

Перевёрнутый конь теряет свои способности и становится золотым генералом, приобретая всю его мощь.

Правила игры в Сёги

Кёся (копьё)

При дословном переводе с японского название этой фигуры «пахнущая колесница», но также у неё есть кличка — яра. Яра с японского это стрелка или копьё.

Чаще эту фигуру называют стрелка, но копьё мне нравится больше. Ведь эта фигура подобно копью пронизывает все клетки перед собой.

Полезные, но крайне уязвимые фигуры. Не могут отступать до переворота.

Правила игры в Сёги

В начале игры у каждого игрока по 2 копья. Их стартовые позиции левый и правый край первой горизонтали. Превращается в нари-кё

Нари-Кё (перевёрнутое копьё)

После переворота нари-кё теряет возможности обычного копья и ходит в точности как золотой генерал.

Правила игры в Сёги

Фухё (пехотинец)

Пешки самые слабая фигура на сёгибане, но не стоит их недооценивать. Умелый командир способен превратить их в грозную силу и нанести поражение противнику.

Правила игры в Сёги

Фухё самые многочисленные фигуры на сёгибане. Всего у каждого игрока по 9 пешек. Располагаются они все на третьей горизонтали. Превращаются в токин.

Токин (превращённая пешка)

Попав во вражеский лагерь, пешка может стать золотым генералом. Если переводить дословно токин= «как золото» и ходит эта фигура также как золото.

Правила игры в Сёги

Сбросы

В сёги возможно повторное использование захваченных фигур противника. При сбросе фигура выставляется в любую пустую клетку на сёгибане.

Правила сброса

  • На сброс тратится один ход
  • Сброс занимает целый ход. Одновременно со сбросом нельзя съесть фигуру противника или выполнить превращение сброшенной фигуры
  • При сбросе фигура имеет свой изначальный статус (не превращена)
  • Со следующего после сброса хода фигура может выполнять превращение и захватывать фигуры противника

Запрет на сброс

Сброс фигур запрещается в следующих случаях:

  • Запрещён сброс фигур на клетки, с которых они уже не смогут совершать ходы (последняя горизонталь для фухё и кёся и предпоследняя для кейма)
  • Запрещён сброс пешки на вертикаль на которой уже находится ваша пешка (наличие токина на вертикали не запрещает сброса)
  • Запрещён сброс пешки, ставящий мат (сброс пешки на короля, который не может съесть её или уйти от удара)

Ничья

В сёги ничья довольно редкое явление, однако иногда оно имеет место быть. Ничью можно объявить в двух случаях:

Сэнничитэ

Одна и та же позиция возникает четыре раза. В этом случае партию переигрывают, при этом сентэ и готэ меняются местами.

Дзисёги

Ситуация, при которой ни один из игроков не может поставить мат другому. Как правило такое случается из-за нюгёку — один из игроков строит крепость в лагере другого.

Результат игры в случае дзисёги определяется по очкам.

  • Если у каждого игрока есть минимум 24 очка, то объявляется абсолютная ничья
  • Если у кого-то из игроков меньше 24 очков, то его объявляют проигравшим

Патовых ситуаций и ничьих из-за них в сёги не бывает

Подсчёт очков

Подсчитываются все фигуры игрока на поле и на его комадай (в руке), кроме короля.

Ладья и слон оцениваются в 5 очков, а все остальные — 1 очко

Подписывайтесь на наш Дзен!