Какугавари: Ай-косикакэгин 1
Ходы с самого начала: ▲P7f ΔP8d ▲P2f ΔP8e ▲P2e (T)
Ходы после (T): ΔG3b ▲B7g ΔP3d ▲S8h (1)
Дзёсэки Кимуры
Теперь рассмотрим дебюты обоюдной (двойной) статичной ладьи.
Начнём мы с какугавари косикакэгин (размена слонов с «сидячим» серебром). В нём основой основ являются «дзёсэки Кимуры», к которым мы и обратимся.
Названы они так по имени 14-го пожизненного мэйдзина Кимуры Ёсио, который их постоянно и исчерпывающе исследовал. Это очень значительная серия ходов.
Сначала чёрные открывают слона ходом ▲P7f, и далее, вплоть до хода ▲P2e (T), обе стороны выдвигают свои ладейные пешки.
Далее, ходы до ▲S8h (1) — это старая последовательность какугавари косикакэгин.
Боевой образец стратегии какугавари
Ходы после (1): ΔBx7g+ ▲Sx ΔS2b ▲G7h ΔS3c ▲S3h ΔS6b (2)
Ходами ΔBx7g+ ▲Sx меняются слоны. Это боевой образец какугавари.
Если вместо ΔBx7g+ сыграть ΔS6b, то чёрные ходами ▲P2d ΔPx ▲Rx разменяют ладейную пешку; допустить такое для белых — потеря.
Далее следует ΔS2b ▲G7h. Ход ▲G7h важен: если вместо него сыграть ▲P2d, то ΔPx ▲Rx ΔB’3e ▲R2h ΔBx5g+ (1A), и белые создают лошадь. Позиция (1A) за чёрных проигрышная.
После ΔS3c продолжается построение фигур.
Вариант богин
Ходы после (2): ▲P4f ΔP6d ▲S4g ΔS6c ▲G5h ΔG5b ▲K6h ΔK4b ▲P3f ΔP7d ▲S5f ΔS5d (3)
Вместо ΔS6b (2) есть и ход ΔS7b. Как чёрные после ▲S3h, ходом ▲S2g, так и белые в этом варианте, ходом ΔS8c, могут повести атаку богин («карабкающееся серебро»).
Богин за чёрных играется, вместо ▲P4f, ходами ▲S2g ΔP7d ▲S2f ΔS7c ▲S1e (2A).
После ΔP6d чёрные поднимают серебро на 4-ю вертикаль, а белые – на 6-ю. Эти ходы ведут к косикакэгин.
Далее, некоторое время, формы сторон продолжают совпадать.
Ай-косикакэгин
Ходы после (3): ▲K7i ΔK3a ▲P6f ΔP4d ▲P1f ΔP1d ▲P9f ΔP9d (3T) ▲N3g ΔN7c ▲K8h ΔK2b (4)
Итак, ходами ▲S5f ΔS5d (3) созданы формы косикакэгин.
Пословица гласит: «в какугавари центральную пешку не двигай». Ведь если в партии с какугавари походить центральной пешкой, то у противника возникнет шанс легко сбросить слона. Например, чёрные при этом легко смогут нацелиться на сброс ▲B’7a, а белые — на ΔB’3i.
К ходу ΔP9d (3T) обе стороны отыгрывают цукиай крайних пешек. Это тоже важные ходы.
Чёрные бросают вызов
Ходы после (4): ▲P4e ΔPx ▲P3e ΔS4d (5)
Позиция (4) — базовая для дзёсэки Кимуры. В современных же сёги бой часто начинают, когда чёрный король стоит на 7i, а белый на 3a. Дзёсэки развиваются.
Итак, ходом ▲P4e чёрные бросают вызов. Это можно назвать шансом начать бой.
Если на ΔPx4e ответить ▲Nx, то ΔS4d, и далее атаковать будет трудно. Ход ▲P3e в этой атаке идёт в одном комплекте с ▲P4e. Если и на него белые ответят ΔPx3e, то ▲Nx4e ΔS4d ▲P2d ΔPx ▲Rx (4A), и тэсудзи «перекрёсток ладьи» станет решающим.
Дзёсэки без разветвлений
Ходы после (5): ▲P7e ΔPx ▲P2d ΔPx ▲Rx ΔP’2c ▲R2h ΔB’6c (6)
Итак, на ▲P3e белые ответили защитным тэсудзи ΔS4d (5). Смысл этого хода — и в защите заранее от ▲N4e.
Как же играть чёрным? Если ▲Px3d, то ΔP’3f с атакой на коня, это им невыгодно. С хода ▲P7e дзёсэки идут без разветвлений; далее чёрные разменивают ладейную пешку, чтобы сбросить её на 7d.
Ход ΔB’6c (6) — защита, играемая с трудом. Если вместо него сыграть ΔG6c, то чёрные атакуют ▲P1e ΔPx ▲P’7d ΔGx ▲B’4a ΔG8d ▲Sx4e ΔS5x ▲Nx (5A), получая существенное преимущество.
Атака по краю
Ходы после (6): ▲P1e ΔPx ▲P’1c ΔLx ▲N2e ΔL1d ▲Px3d ΔP’2d (7)
Ходом ΔB’6c (6) белые защитились от ▲P’7d.
Чёрные же атакуют по краю ▲P1e. В этой позиции край — ключевое место.
После ΔPx чёрные навешивают пешку ▲P’1c. Это обычное тэсудзи атак по краю. Если на него не отреагировать, то ▲Lx1e, и играть чёрным будет легко.
Если же ΔLx, то ▲N2e. Стрелка уходит из-под удара ΔL1d. После ▲Px3d, если ΔG54c, то ▲P3c+ ΔNx ▲Nx+ ΔG3x ▲N’2f (6A), и чёрным хорошо.
В игру вступает ладья
Ходы после (7): ▲N3c+ ΔNx ▲Rx2d ΔG2c ▲B’1a ΔK3b (8)
Ход ΔP’2d (7) вынуждает атаковать. Теперь, если чёрная атака прервётся, белые победят.
Ход ▲N3c+ – хороший. После ΔNx чёрные получают возможность сыграть ▲Rx2d. Если же вместо ▲N3c+ сыграть ▲P3c+, то ΔNx ▲Nx+ ΔSx, и толку нет.
ΔG2c — сильная защита. Ведь если ΔP’2c, то ▲Rx1d.
▲B’1a — острая атака. Если на неё ответить ΔKx, то ▲+Rx2c (7A), и защиты у белых нет.
Если же ΔK1c, то ▲Px3c+ ΔKx2d ▲+P2c.
Перспективная серия ходов
Ходы после (8): ▲Px3c+ ΔSx ▲N’4d (8T) ΔSx ▲Rx2c+ ΔKx ▲Nx4d+ (9)
Как говорится, «вали короля на дно» (то есть, на нижнюю горизонталь). Наверху ему простор, внизу ему тесно. Если его притеснить, добраться до него будет легко — вот смысл данной поговорки.
Именно таков ход ▲B’1a. Если белый король возьмёт слона ΔKx, это даст чёрным приблизиться к нему.
Поэтому белые уклоняются ΔK3b (8). Можно уверенно сказать, что тут это единственный ход.
Чёрные берут коня ▲Px3c+. После ΔSx атака продолжается сбросом ▲N’4d (8T). После ΔSx чёрные делают перспективные ходы ▲Rx2c+ … ▲Bx4d+ (9).
Чёрные близки к победе
Ходы после (9): ΔG4c ▲Sx4e ΔGx4d ▲Sx (10)
На (9) белым уже трудно защититься, они попались. Защита их короля тут предельно слаба.
Единственный защитный ход тут – ΔG4c. Тут чёрным тоже надо действовать решительно. Отбегать лошадью им нельзя.
Ходом ▲Sx4e они включают в атаку серебро. Если ΔSx, то ▲+Bx4c. В этой форме уже ясно, что победа у чёрных.
Если же ΔGx4d, то ▲Sx (10), и чёрные близки к победе. Фигуры в руке у них сильные, а атака великолепна и решительна.