История японских шахмат сёги
Сёги – это древняя и увлекательная японская настольная игра, которая имеет глубокие корни и является неотъемлемой частью культуры и истории Японии. В своей сути сёги напоминает шахматы, но обладает своими особенностями, правилами и стратегиями, делая ее уникальной и захватывающей для игроков всех возрастов и уровней подготовки.
Первое упоминание о сёги в Япониии
История японских шахмат сёги, равно как и классических европейских шахмат, берёт своё начало от индийской игры чатуранга.
Существует несколько теорий о происхождении сёги в Японии, однако самая ранняя возможная дата относится к 6 веку. Считается, что фигуры, использовавшиеся в сёги в то время, были не классическими пятигранными, а трехмерными, подобными фигурам, используемым в чатуранге. Это напоминает изменения, которые произошли с фигурами в шахматах, ставшие более реалистичными и менее абстрактными. Некоторые утверждают, что сёги были завезены в Японию после начала периода Нара, но эта теория вызывает сомнения, так как правила и компоновка фигур в этих играх отличаются от сёги. На протяжении истории династий Сун и Мин в Китае существовали торговые связи с Японией через Индийский океан, что могло способствовать распространению элементов южно-азиатских шахмат в Японии.
По другим данным, сёги появились в Японии только в VII веке.
Вопрос о точной истории происхождения сёги остается открытым из-за недостатка физических доказательств. Наверняка ясно только, что сёги появился в Японии, как японская версия шахмат.
Сёги и Чатугранга. Сходства и различия
Сёги и чатуранга — две древние стратегические настольные игры, которые имеют свои особенности и сходства. Сёги, японская шахматная игра, и чатуранга, индийская игра, обе требуют от игроков умения стратегически мыслить и принимать сложные решения.
В чатуранге играют два игрока на доске 8х8, где расположены различные фигуры, такие как слоны, кони, слоны и короли. Цель игры — захватить короля противника. Сёги же играют на доске 9х9 с различными фигурами, включая королей, коней и ладей. Цель сёги также заключается в защите своего короля и захвате короля соперника.
Одним из основных отличий между этими играми является компоновка фигур и их движение. Например, в чатуранге фигуры размещаются на пересечениях линий, а в сёги они стоят на клетках. Движения фигур также различаются: слон в чатуранге может перемещаться по диагонали, в то время как в сёги он двигается по прямой линии.
Хотя существуют различия в правилах и установке фигур, сёги и шахматы обе требуют от игроков стратегического мышления, планирования и анализа. В обеих играх цель состоит в том, чтобы победить оппонента, захватив его короля или шаха, при этом используя различные фигуры с уникальными способностями.
Сёги в период Хэйан
В разные периоды истории Японии сёги стали неотъемлемой частью культуры, развлечением для самураев и членов знати, но со временем игра стала доступна и для обычных людей, что способствовало ее широкому распространению по всей Японии. Первые официальные правила игры были зафиксированы в XVI веке в книге «Кадзокуки», которая стала своего рода универсальным руководством для игроков.
Один из древнейших текстов, свидетельствующих о существовании шахмат, — Киринсё, созданный Фудзиварой Юкинари (972-1027), объемное произведение, в котором описано искусство письма жестами, использованными в шахматных партиях, однако общепризнанное мнение заключается в том, что этот раздел был добавлен более поздним автором. «Син Сару Гакуки» (1058-1064), написанный Фудзиварой Акихирой, также содержит отрывки, касающиеся шахмат, и считается первым документом по этой теме.
Самым старым археологическим свидетельством является группа из 16 фрагментов шахмат, обнаруженных на территории Кофуку-дзи в префектуре Нара, в форме деревянной доски, а считается, что некоторые части относятся к этому же периоду.
В словаре народной культуры Ничуреки описываются две формы шахмат: большие (дай) шахматы и малые (сё) шахматы. Чтобы избежать путаницы с более поздними разновидностями шахмат, их сегодня называют Хэйан шахматы (или Хэйан малые шахматы) и Хэйан большие шахматы.
Хэйан шахматы — это версия, на которой основаны современные шахматы, однако отмечается, что любой игрок побеждает, если его противник сводится к одному королю, что явно указывает на отсутствие в то время концепции фигурные
Современные сёги
С развитием времени сёги претерпели изменения и модификации, в результате чего появились новые правила и варианты игры.
Современные шахматы (хон сёги), как и го, были официально признаны сёгунатом Токугава. В 1612 году сёгунат издал закон о дарах игроков в шахматы, включая Кано Санса (Хон’инбо Санса) и Сюкей (получившего имя Охаши Сюкей после его смерти). Эти семьи (иэмотос), придерживающиеся традиций го или шахмат, получили титулы го-докоро (места го) и сёги-докоро (места шахмат). Первый Охаши Шукей получил пятьдесят коку риса и пять мужчин. В период Канэй (около 1630 года) проходил турнир «замковые шахматы», где игры проводились перед сёгуном. При восьмом сёгуне Токугаве Ёсимунэ была установлена система, согласно которой турнир по замковым шахматам проводился раз в год в 17-й день Канназуки, и сегодня соответствующий день в современном календаре, 17 ноября, отмечается как День шахмат.
Канназуки (также известный как Каминазуки, Каминашизуки) — это традиционное название десятого месяца в традиционном японском календаре.
В настоящее время сёги продолжает оставаться популярным развлечением для многих японцев. Существует множество соревнований и турниров по сёги, которые собирают множество участников и зрителей, отмечаясь высоким уровнем стратегии и мастерства игроков. Кроме того, сёги активно развивается в онлайн-сфере, привлекая к себе новое поколение игроков и расширяя географию участников.
Распространение шахмат сёги за пределами Японии
Шахматы развивалась самостоятельно внутри Японии. Фигуры в сёги имеют японские иероглифы, что затрудняет распространение игры за пределами Японии.
В отличие, например от китайской игры Го, которая стала международно популярной. Несмотря на то, что также возникла на востоке — в Китае и не имеет явных аналогов в европейском мире, как Сёги (похожие на обычные шахматы). К тому же правила Го унифицированы на международном уровне.
Но несмотря на все трудности, первая игра в шахматы сёги состоялась в Соединенных Штатах в июне 1860 года в штате Филадельфия при первом визите японской дипломатической делегации в страну.
А в 1990-х годах начались серьезные усилия по популяризации шахмат за пределами Японии. Лучше всего они прижились в Китае, особенно в Шанхае. Согласно январскому выпуску «Киндай шахмат» за 2006 год, в Шанхае было 120 000 игроков в шахматы Сёги. Игра относительно медленно распространилась в странах, где китайские (японские) иероглифы не распространены, но были предприняты усилия для упрощения процесса адаптации, заменяя названия фигур символами, указывающими их ходы.
На международном уровне сёги также начинает завоевывать популярность. В различных странах мира проходят турниры и соревнования по сёги, привлекая игроков со всех уголков планеты. Это способствует укреплению связей между различными культурами и способствует культурному обмену, делая сёги не просто игрой, но и средством укрепления международных отношений.
Сёги – это не просто настольная игра, это часть истории, культуры и традиций Японии, которая удивляет своей уникальностью, сложностью и красотой. Благодаря своей глубокой истории и уникальным правилам, сёги продолжает привлекать к себе внимание игроков со всего мира.