История японских шахмат сёги

Сёги – это древняя и увлекательная японская настольная игра, которая имеет глубокие корни и является неотъемлемой частью культуры и истории Японии. В своей сути сёги напоминает шахматы, но обладает своими особенностями, правилами и стратегиями, делая ее уникальной и захватывающей для игроков всех возрастов и уровней подготовки.

Первое упоминание о сёги в Япониии

История японских шахмат сёги, равно как и классических европейских шахмат, берёт своё начало от индийской игры чатуранга.

Существует несколько теорий о происхождении сёги в Японии, однако самая ранняя возможная дата относится к 6 веку. Считается, что фигуры, использовавшиеся в сёги в то время, были не классическими пятигранными, а трехмерными, подобными фигурам, используемым в чатуранге. Это напоминает изменения, которые произошли с фигурами в шахматах, ставшие более реалистичными и менее абстрактными. Некоторые утверждают, что сёги были завезены в Японию после начала периода Нара, но эта теория вызывает сомнения, так как правила и компоновка фигур в этих играх отличаются от сёги. На протяжении истории династий Сун и Мин в Китае существовали торговые связи с Японией через Индийский океан, что могло способствовать распространению элементов южно-азиатских шахмат в Японии.

По другим данным, сёги появились в Японии только в VII веке.

Вопрос о точной истории происхождения сёги остается открытым из-за недостатка физических доказательств. Наверняка ясно только, что сёги появился в Японии, как японская версия шахмат.

Сёги и Чатугранга. Сходства и различия

Сёги и чатуранга — две древние стратегические настольные игры, которые имеют свои особенности и сходства. Сёги, японская шахматная игра, и чатуранга, индийская игра, обе требуют от игроков умения стратегически мыслить и принимать сложные решения.

В чатуранге играют два игрока на доске 8х8, где расположены различные фигуры, такие как слоны, кони, слоны и короли. Цель игры — захватить короля противника. Сёги же играют на доске 9х9 с различными фигурами, включая королей, коней и ладей. Цель сёги также заключается в защите своего короля и захвате короля соперника.

Одним из основных отличий между этими играми является компоновка фигур и их движение. Например, в чатуранге фигуры размещаются на пересечениях линий, а в сёги они стоят на клетках. Движения фигур также различаются: слон в чатуранге может перемещаться по диагонали, в то время как в сёги он двигается по прямой линии.

Хотя существуют различия в правилах и установке фигур, сёги и шахматы обе требуют от игроков стратегического мышления, планирования и анализа. В обеих играх цель состоит в том, чтобы победить оппонента, захватив его короля или шаха, при этом используя различные фигуры с уникальными способностями.

Сёги в период Хэйан

В разные периоды истории Японии сёги стали неотъемлемой частью культуры, развлечением для самураев и членов знати, но со временем игра стала доступна и для обычных людей, что способствовало ее широкому распространению по всей Японии. Первые официальные правила игры были зафиксированы в XVI веке в книге «Кадзокуки», которая стала своего рода универсальным руководством для игроков.

История японских шахмат сёги

Один из древнейших текстов, свидетельствующих о существовании шахмат, — Киринсё, созданный Фудзиварой Юкинари (972-1027), объемное произведение, в котором описано искусство письма жестами, использованными в шахматных партиях, однако общепризнанное мнение заключается в том, что этот раздел был добавлен более поздним автором. «Син Сару Гакуки» (1058-1064), написанный Фудзиварой Акихирой, также содержит отрывки, касающиеся шахмат, и считается первым документом по этой теме.

Самым старым археологическим свидетельством является группа из 16 фрагментов шахмат, обнаруженных на территории Кофуку-дзи в префектуре Нара, в форме деревянной доски, а считается, что некоторые части относятся к этому же периоду.

В словаре народной культуры Ничуреки описываются две формы шахмат: большие (дай) шахматы и малые (сё) шахматы. Чтобы избежать путаницы с более поздними разновидностями шахмат, их сегодня называют Хэйан шахматы (или Хэйан малые шахматы) и Хэйан большие шахматы.

Хэйан шахматы — это версия, на которой основаны современные шахматы, однако отмечается, что любой игрок побеждает, если его противник сводится к одному королю, что явно указывает на отсутствие в то время концепции фигурные

Современные сёги

С развитием времени сёги претерпели изменения и модификации, в результате чего появились новые правила и варианты игры.

Современные шахматы (хон сёги), как и го, были официально признаны сёгунатом Токугава. В 1612 году сёгунат издал закон о дарах игроков в шахматы, включая Кано Санса (Хон’инбо Санса) и Сюкей (получившего имя Охаши Сюкей после его смерти). Эти семьи (иэмотос), придерживающиеся традиций го или шахмат, получили титулы го-докоро (места го) и сёги-докоро (места шахмат). Первый Охаши Шукей получил пятьдесят коку риса и пять мужчин. В период Канэй (около 1630 года) проходил турнир «замковые шахматы», где игры проводились перед сёгуном. При восьмом сёгуне Токугаве Ёсимунэ была установлена система, согласно которой турнир по замковым шахматам проводился раз в год в 17-й день Канназуки, и сегодня соответствующий день в современном календаре, 17 ноября, отмечается как День шахмат.

Канназуки (также известный как Каминазуки, Каминашизуки) — это традиционное название десятого месяца в традиционном японском календаре.

В настоящее время сёги продолжает оставаться популярным развлечением для многих японцев. Существует множество соревнований и турниров по сёги, которые собирают множество участников и зрителей, отмечаясь высоким уровнем стратегии и мастерства игроков. Кроме того, сёги активно развивается в онлайн-сфере, привлекая к себе новое поколение игроков и расширяя географию участников.

Распространение шахмат сёги за пределами Японии

Шахматы развивалась самостоятельно внутри Японии. Фигуры в сёги имеют японские иероглифы, что затрудняет распространение игры за пределами Японии.

История японских шахмат сёги

В отличие, например от китайской игры Го, которая стала международно популярной. Несмотря на то, что также возникла на востоке — в Китае и не имеет явных аналогов в европейском мире, как Сёги (похожие на обычные шахматы). К тому же правила Го унифицированы на международном уровне.

Но несмотря на все трудности, первая игра в шахматы сёги состоялась в Соединенных Штатах в июне 1860 года в штате Филадельфия при первом визите японской дипломатической делегации в страну.

А в 1990-х годах начались серьезные усилия по популяризации шахмат за пределами Японии. Лучше всего они прижились в Китае, особенно в Шанхае. Согласно январскому выпуску «Киндай шахмат» за 2006 год, в Шанхае было 120 000 игроков в шахматы Сёги. Игра относительно медленно распространилась в странах, где китайские (японские) иероглифы не распространены, но были предприняты усилия для упрощения процесса адаптации, заменяя названия фигур символами, указывающими их ходы.

История японских шахмат сёги

На международном уровне сёги также начинает завоевывать популярность. В различных странах мира проходят турниры и соревнования по сёги, привлекая игроков со всех уголков планеты. Это способствует укреплению связей между различными культурами и способствует культурному обмену, делая сёги не просто игрой, но и средством укрепления международных отношений.

Сёги – это не просто настольная игра, это часть истории, культуры и традиций Японии, которая удивляет своей уникальностью, сложностью и красотой. Благодаря своей глубокой истории и уникальным правилам, сёги продолжает привлекать к себе внимание игроков со всего мира.