Ходы с самого начала: ▲P7f ΔP3d ▲P2f ΔP4d ▲S4h ΔS3b ▲P5f ΔR4b (T1) ▲K6h ΔK6b ▲K7h ΔS7b ▲G45h ΔK7a ▲P9f ΔP9d ▲S6h ΔK8b (T2)
Образец быстрой атаки
Теперь рассмотрим игру чёрной ибиси против белой сикэмбиси: стратегию, в которой чёрные идут в быструю атаку левым серебром на 6g.
Эта боевая форма весьма глубока, и имеет множество вариантов. Тут я сфокусируюсь на бросании вызова и его окрестностях, и укажу, как атаковать, и как защищаться.
После ΔR4b (T1)убелых дебют сикэмбися («ладья на 4-й вертикали»).
Ходом ▲S6h чёрные создают образец быстрой атаки.
Занимаем точку, важную в атаке
Ходы после (T2): ▲P3f ΔG45b ▲P2e ΔB3c ▲S65g ΔS4c (базовая диаграмма)
Ходом ΔK8b (T2) белые прячут короля в крепость мино. Для сикэмбиси это стандартная крепость.
Ход ▲P3f определяет, что чёрные пойдут в быструю атаку. Они планируют бой на правом фланге.
Вместо ▲P3f можно сыграть и ▲S45g ΔG45b ▲P7e ΔS4c ▲S7g ΔP6d ▲S7f (A). Это отдельное направление игры — стратегия, называющаяся «курай на голове короля».
Ходом ▲S65g чёрные занимают точку, важную для атаки.
Ход белых ΔS4c приводит к базовой диаграмме.
Нацеливаемся на ход ▲P4e
Ход после базовой диаграммы, вариант 1: ▲P4f (1)
На базовой диаграмме у чёрных есть три направления атаки:
- ▲P4f,
- ▲S4f (стр. 45) и
- ▲R3h (стр. 49).
Все они перспективны. Рассмотрим их по очереди.
Вариант 1 ▲P4f имеет ход-цель ▲P4e.
Вместо ▲P4f можно и укрепиться защитным ходом ▲G66h, с продолжением ΔP5d ▲P4f (A).
Вариант белых
Ходы после (1): ΔP5d ▲P4e (2)
Ход ΔP5d направлен на расширение [доступного фигурам] пространства. Он создаёт на будущее возможность играть ΔP5e и другие ходы. Вместо него есть и ход ΔS5d, с продолжением ▲N3g ΔS6e (1A). Это направление игры белых называется «серебром на голову короля», так как далее их цель — ходом ΔSx7f надавить на голову короля. Для чёрных это встряска, однако особо бояться им не следует. В этом варианте бой также может начаться ходами ▲P4e ΔSx7f ▲P2d ΔPx ▲Px4d ΔP9e ▲Px ΔP’9g.
Накапливаем силу
Ходы после (2): ΔP6d ▲N3g (3)
Ходом ▲P4e (2) чёрные бросили вызов.
Если на это ответить ΔPx, то ▲Bx3c+ ΔNx ▲P2d ΔPx ▲Rx (2A): чёрные успешно прорвутся ладьёй. Если такое случится, они рано получат существенное преимущество.
Ход ΔP6d — выжидающий. Вместо него возможно и развитие ходом ΔG6c.
Ходом ▲N3g (3) чёрные накапливают силу. Взятие ▲Px4d для них не к спеху.
Тэсудзи цукисутэ
Ходы после (3): ΔG6c ▲P2d ΔPx (4)
Ходом ΔG6c белые достраивают крепость такамино.
▲P2d — тэсудзи цукисутэ. После ΔPx (4) атакующая форма у чёрных такова, что атаковать далее им будет легко. А вот позже на этот ход времени уже не будет.
Вместо ΔPx перспективен и ход ΔBx. За ним последует ▲Px4d ΔSx ▲P’4e ΔS3c ▲S4g (3A), и далее пойдёт живая игра.
Позиция (3A) встречается и в профессиональных партиях. Если бы на ней у черных была пешка в руке, ходом ▲P2e они получили бы преимущество, но пешки у них нет.
Сильная атака
Ходы после (4): ▲Px4d ΔSx ▲P’4e ΔSx (5)
После цукисутэ ▲Px2d ΔSx чёрные пробивают ▲Px4d. Далее у них идёт сильная атака.
Тут белые могут и отступить ΔS3c, и тогда далее последует ▲Bx3c+ ΔNx ▲Rx2d ΔNx4e ▲Nx ΔRx ▲R2a+ (4A).
Ясно, что тут чёрным немного лучше.
Но у белых есть сильный ход ΔSx4e (5)
Ответ на тэсудзи
Ходы после (5): ▲Nx4e ΔRx (6)
Вместо ▲Nx4e у чёрных есть и ход ▲Bx3c+. За ним последует ΔNx ▲B’8h ΔP5e ▲Bx ΔR4c (5A), так у белых будет защитный сброс ΔP’5a. Отличный ответ на тэсудзи.
Ходом ΔRx (6) белые обменивают коня на серебро; для их фигур это форма сабаки.
Против смещённой ладьи играй размен слонов
Ходы после (6): ▲Bx3c+ ΔNx (7)
Ход ▲Bx3c+ — именно то, чего чёрные и добивались. Пословица «против смещённой ладьи играй размен слонов» — сама суть быстрой атаки.
После ΔNx3с (7) форма позволяет чёрной ладье вырваться вперёд.
Но хотя дальнейший ход ▲Rx2d (6A) и являлся целевым судзи чёрных, тут у них есть и другой перспективный ход.
А на (6A) у белых есть контратака ΔN’6e.
Цель – создать лошадь
Ход после (7): ▲B’2c (8)
На ΔNx3c чёрные отвечают сбросом ▲B’2c (8), с целью далее ходом ▲Bx3d+ создать лошадь. В такой форме этот ход появляется часто.
В ответ на ▲B’2c белые могут отступить ΔR4d, защищаясь от ▲Bx3d+, но тогда далее последует ▲B3b+ ΔN2e ▲+B3c ΔR4a ▲S’4b (7A).
Последний ход, нападение на ладью ▲S’4b, – грубый, но так чёрные получают большое преимущество. Атака белых прерывается.
Зрелищная битва
Ходы после (8): ΔR2e (8T) ▲Rx ΔNx (9)
Итак, отвечать на ▲B’2c ходом ΔR4d бесполезно, поэтому белые сталкивают ладей ходом ΔR2e (8T). Этот нацеленный на сабаки ладей ход белых — бойцовский.
Чёрные отвечают ▲Rx2e. Других ходов у них тут нет. Сбрасывать серебро ходом ▲S’2e, боясь размена ладей, им нельзя.
Один из вариантов продолжения — ΔNx2e (9).
Так в этой быстрой атаке обе стороны получают старшие фигуры в руку. Действительно, зрелищная битва.
Хорошая диспозиция для лошади
Ход после (9): ▲Bx3d+ (10)
К позиции (9) белые, постепенно, осуществили сабаки.
Они отдали серебро за коня, но для смещённой ладьи это нормальный стиль игры.
С другой стороны, и чёрные, имея на (9) материальную выгоду, недовольны не будут.
Самое важное, что очередь хода тут у них. И они играют ▲Bx3d+ (10).
Лошадь занимает хорошую позицию, и играть в таком положении чёрным будет интересно. Далее у них есть ход ▲R’4a.
Атака на голову слона
Ход после базовой диаграммы, вариант 2: ▲S4f
Вернёмся к базовой диаграмме.
На ΔS4c чёрные отвечают выходом серебра ▲S4f (1). Это второй приём.
Цель хода ▲S4f — атака на голову слона ходом ▲P3e.
Вместо ▲S4f есть и ход ▲S3g, с продолжением ΔP5d ▲S2f ΔR3b (A). Это атака чёрного богин по 3-й вертикали, от которой белые защитились ходом ΔR3b.
Упреждающая защита ΔR3b
Ходы после (1): ΔR3b ▲P3e (2)
Ответ на ▲S4f (1) ходом ΔR3b — стандартное тэсудзи. Как говорится, «смещай ладью на вертикаль вызова». Для фурибиси это важная пословица.
Ход ΔR3b — тэсудзи сакиукэ (защита заранее). В этой боевой форме 3-я вертикаль становится важной.
Если вместо ΔR3b белые сыграют ΔP5d, то ▲P3e ΔPx ▲Sx (1A), и чёрные получат явное преимущество. Белым уже сейчас станет сложно защищаться. Если ΔP’3d, то ▲P2d. А если ΔR2b, то ▲P’3d.
Пример варианта
Ходы после (2): ΔP5d ▲Px3d ΔSx (3)
Итак, ходом ▲P3e (2) чёрные бросили вызов. Битва начинается рано.
ΔP5d — эффективный выжидательный ход.
После ▲Px3d ΔSx (3) чёрные могут думать о разных ходах. Например, о ▲R3h, с продолжением ΔP4e ▲Bx3c+ ΔRx ▲B’8h ΔPx4f ▲Bx3c+ ΔNx ▲Rx3d ΔG4c (2A).
Для белых этот вариант приемлем. Если бы ранее были сыграны ходы ▲P2d ΔPx, то на (3A) чёрные, сыграв ▲Rx2d, получили бы преимущество.
Ход, присущий фурибисе
Ходы после (3): ▲P2d ΔPx ▲R3h ΔP4e (4)
Итак, на ▲Px3d белые ответили ΔSx (3).
Тут чёрные жертвуют пешку ▲P2d ΔPx. Далее они играют ▲R3h, нацеливаясь на вариант, изложенный выше и ведущий к позиции (2A) со сделанными ходами ▲P2d ΔPx, чтобы после него сыграть ▲Rx2d.
Для белым такое развитие недопустимо. Поэтому ходом ΔP4e (4) они нацеливаются на сабаки старших фигур. Вместо ΔP4e у них есть и перспективный вариант ΔG4c ▲P’3e ΔS2c ▲P’3d ΔB2d (3A).
Атака слоном из своего лагеря
Ходы после (4): ▲Bx3c+ ΔRx ▲B’8h (5)
Ходом ▲Bx3c+ чёрные меняют слонов.
«Против фурибиси меняй слонов» – это знание для быстрых атак.
Если ΔNx, то ▲Rx2b, и чёрным будет хорошо.
В ответ же на ΔRx чёрные сбрасывают слона в свой лагерь ▲B’8h (5). Это нападение на ладью – первое из возможных направлений атаки.
Если вместо ▲B’8h сыграть ▲S4f-5g, то ΔP’3e ▲B’2b ΔB’6d (4A).
Этот вариант для белых тоже приемлем. За (4A) последует ▲Bx1a+ ΔBx1i+ ▲+Bx2a Δ+Bx2i, и белая лошадь нападёт на ладью.
Неожиданная контратака
Ходы после (5): ΔPx4f ▲Bx3c+ ΔP’3g (6)
Ходом ΔPx4f белые забирают серебро.
Чёрные делают естественный ход ▲Bx3c+.
Если ΔNx3c, то ▲Rx3d ΔG4c ▲Rx2d (5A). Далее ожидаема атака двумя ладьями, дающая чёрным преимущество.
ΔP’3g (6) — неожиданная контратака. Если чёрные убегут ладьёй, то ΔNx3c, и играть белым будет интересно.
Рэнда-но фу
Ходы после (6): ▲Rx3g ΔP’3f ▲+Bx3d (7)
Ответ чёрных ▲Rx3g — единственный позволяющий им продолжить атаку.
Белые опять сбрасывают пешку ΔP’3f. Это защитное тэсудзи, называющееся рэнда-но фу («волна пешек»).
Но что, если чёрные возьмут и эту пешку, ▲Rx3f?
А тогда ΔS4e ▲R3e ΔNx3c ▲Rx+ ΔSx5f (6A).
Так фурибися получает сабаки. Продвижение её серебра со взятиями ΔS4e … ΔSx5f имеет хороший потенциал. Оно оказывает давление на чёрного короля.
Эндшпиль
Ходы после (7): ΔPx3g+ ▲Nx ΔPx4g+ ▲Sx (8)
Итак, ходом ▲+Bx3d (7) чёрные взяли серебро.
Белые же ходом ΔPx3g+ берут ладью, но в этом варианте больше им ничего не сделать: ходом ▲Nx чёрные зачищают токина.
Далее белые играют и ΔPx4g+, пытаясь привести форму чёрного лагеря в беспорядок, но после ▲Sx (8) игра переходит в эндшпиль.
На (8) у чёрных уже есть ёсэ ▲R’4a … ▲+Bx5b ΔGx ▲S’7a, становящееся их целью. Но что, если и белые сыграют ΔR’3i…ΔS’8h?
Перспективная атака
Ход после базовой диаграммы, вариант 3: ▲R3h (1)
Вернёмся к базовой диаграмме.
На ΔS4c чёрные отвечают ▲R3h (1). Далее их цель — атака на голову слона. Это тоже перспективная атака.
Вместо ▲R3h есть тут и стратегия создания курай на 5-й вертикали ходами ▲P5e ΔP6d ▲S5f (A). Эта стратегия выдвижения толщины [защиты] часто игралась в прошлом.
Выжидающий ход белых
Ход после (1): ΔP5d (2)
Ход ΔP5d (2) — выжидающий. Если белые выдвинут пешку по этой вертикали, далее им в любом случае играть будет легче.
Например, после ΔR3b они смогут, отступив слоном ΔB4b, сделать простой ход ΔB5d.
Вместо ΔP5d есть у них и ход ΔL1b, защищающий от потери стрелки при возможном в будущем ходе ▲B1a+. В реальных партиях фурибиси это тэсудзи тоже появляется часто.
Тэсудзи фурибиси
Ходы после (2): ▲P3e ΔPx ▲S4f (3)
Ходом ▲P3e чёрные бросают вызов.
Ходы ΔPx ▲S4f (3) – безвариантные. Это реализация целевого судзи хода ▲R3h.
Если вместо ▲S4f сыграть ▲Rx3e, то белые смогут ответить ΔR3b (2A). Так умелой атаки у чёрных не выйдет.
Ход ΔR3b на (2A) — это тэсудзи фурибиси. Если ибися нацеливается на быструю атаку, то этот хороший ход практически неизбежен. Чёрным эту ладью желательно блокировать.
Естественное отталкивание
Ход после (3): ΔP4e (4)
Выход серебром ▲S4f (3) нацелен на слона на 3c.
ΔP4e (4) — естественное отталкивание этого серебра. Смысл этого хода, также, в намерении дать сабаки (развитие) слону.
Если вместо ΔP4e сыграть ΔR3b, то ▲S3e ΔP4e ▲Bx3c+ ΔRx ▲P’3d ΔR3b ▲B’8h (3A).
Сделав последний, отличный ход ▲B’8h, чёрные получают преимущество. Далее белым будет сложно защититься от ▲B1a+.
Чёрные получают преимущество, создавая давление серебром.
Жёсткая цель
Ходы после (4): ▲Bx3c+ ΔNx ▲Sx3e (5)
На ΔP4e (4) чёрные отвечают ▲Bx3c+; играть тут можно только так.
Если вместо ▲Bx3c+ сыграть ▲Sx3e, то ΔBx8h+ ▲Kx ΔB’6d (4A).
Ход ΔB’6d — хороший. От нападения на стрелку защититься чёрным будет трудно.
Если на (4) они сыграют ▲R1h, то белые контратакуют ΔR3b.
А вот в ответ на ΔNx3c уже можно играть ▲Sx3e (5). Далее у чёрных есть жёсткая цель ▲P’3d.
Защита ходом ΔR3b
Ходы после (5): ΔNx2e ▲P’3d ΔR3b (6)
Выпрыгиванием ΔNx2e белые защищаются от нападения на коня ▲P’3d.
Но чёрные всё равно делают сброс ▲P’3d, с угрозой ▲P3c+. Безусловно, если чёрным удастся создать этого токина, они получат решающее преимущество. Поэтому белые защищаются ΔR3b (6).
Если вместо ΔR3b сыграть ΔP’3b, это был бы «тяжёлый» ход. За ним последовало бы ▲R2h ΔP2d ▲Sx ΔS3d ▲P’3e ΔP’2c ▲S3c+ (5A). С тэсудзи ▲S3c+ чёрные получили бы существенное преимущество. Если далее ΔPx3c, то ▲Px3d.
Тяжёлый сброс слона
Ход после (6): ▲B’3c (7)
На ΔR3b (6) чёрные отвечают сбросом ▲B’3c (7).
Это тяжёлый ход, однако тут для чёрных он приемлем.
Вместо ▲B’3c есть и ход ▲B’6f. Его цель — ▲P3c+, и вроде бы это хорошее направление игры, но ход ▲B’6b допускает контратаку белых.
А именно, ΔSx3d ▲Sx ΔP’3g (6A).
На (6A), если ▲Nx3g, то ΔRx3d, и белые получат форму с сабаки. Да, ΔSx3d — хороший ход.
Слон перевернётся на 1e
Ходы после (7): ΔL1b ▲B1e+ (8)
На (7) белые поднимают стрелку ΔL1b, защищаясь от её взятия ▲Bx1a+.
Это просто, но в сёги такие ходы важны. Ведь если бы чёрные сыграли ▲Bx1a+ … ▲P3c+, то они встали бы на путь к лёгкой победе.
Но чёрные играют ▲B1e+ (8).
Поскольку стрелка убежала, ход ▲B1e+ теперь эффективнее, чем ▲B1a+.
На (8) у чёрных есть цели ▲P3c+ и ▲+Bx2e.