Ход белых ΔB6d
Ходы после базовой диаграммы, вариант 2: ▲S3g ΔB6d (1)
Вернёмся к базовой диаграмме.
Итак, чёрные поднимают серебро ▲S3g, готовясь атаковать.
Белые ходом ΔB6d (1) сдерживают движение чёрного правого серебра. Теперь мы разберём эту форму.
Вместо ΔB6d (1) можно сыграть и ΔP8e ▲P3e ΔB6d ▲Px3d ΔSx ▲R1h (A), но так чёрные смогут сделать далее болезненные для белых ходы ▲P6e…▲S3f, и будут довольны.
Уводим короля в крепость
Ходы после (1): ▲B6h ΔG54c ▲K7i ΔK3a ▲K8h ΔK2b (2)
На (1) чёрные играют ▲B6h, чтобы спокойно увести короля в крепость.
Вместо этого можно сыграть:
1. ▲P3e ΔPx ▲Bx, но тогда ΔP’3f, и чёрные проиграют. Ведь если далее ▲Sx3f, то они потеряют ладью. Если же ▲S4f, то ΔP4e, и они потеряют серебро.
2. ▲B4f (1A), сталкивая слонов. Это перспективное направление игры.
К моменту ΔK2b (2) обе стороны уводят короля в крепость. Возникает прочная форма лагеря «ягура».
Создание атакующей формы
Ходы после (2): ▲S4f ΔP8e ▲N3g ΔS7c (3)
Итак, на (2) обе стороны достроили крепости. Теперь чёрные создают атакующую форму ходами ▲S4f и ▲N3g.
Белые, вместо ΔP8e, могут сыграть и ΔP4e. Тогда далее последует ▲S3g ΔS5c ▲R4h ΔS54d ▲P4f ΔPx ▲Bx ΔBx ▲Sx (2A).
Это длинная серия ходов, однако разветвлений в ней вплоть до (2A) практически нет. Далее у чёрных есть хороший ход ▲P’4e.
Ход ΔS7c (3) нацелен на сэмэай.
Чёрные выигрывают 1 темп
Ходы после (3): ▲R5h ΔR5b ▲R3h ΔR8b (4)
Если нацеленный на сэмэай ход белых ΔS7c (3) сработает, они получат преимущество.
Чёрные смещают ладью ▲R5h, чтобы атаковать по 5-й вертикали. От этого хода белые защищаются ходом ΔR5b.
Если вместо ΔR5b они сыграют ΔS8d, то ▲P5e (3A), и чёрные получат преимущество. Ход ▲P5e — жёсткий.
Ходом ▲R3h чёрные создают хорошую форму. Его идея — будущая атака по 3-й вертикали.
Белые смещают ладью ΔR8b (4), но в результате чёрные выиграли темп.
Накапливаем силы
Ходы после (4): ▲P2f ΔS8d ▲P1f ΔN7c ▲P1e ΔP9d (5)
Итак, после (3) чёрные магической последовательностью ▲R5h ΔR5b ▲R3h ΔR8b (4) успешно выиграли темп, переведя ладью на хорошее поле 3h.
Теперь они двигают пешку ▲P2f. Этот ход, на случай продолжения ▲N2e ΔS2d с нападением на коня, является защитой заранее. В ответ на ΔS8d они ходом ▲P1f накапливают силы. Вместо ▲P1f можно сыграть и целевое судзи ▲P5e (4A), но пока это преждевременно. Вместо этого чёрным лучше атаковать по краю, «с чёрного хода».
Игровое судзи
Ходы после (5): ▲P5e ΔPx ▲P3e ΔPx ▲N2e (6)
На (5) в ягура-сэн наступает особая фаза, в которой может начаться миттельшпиль. Далее белые могут сыграть ΔS9e, с целью ΔP8f. Если эти ходы допустить, чёрным станет невесело. Поэтому им тут желательно запустить атаку самим.
Цукисутэ (жертва ударяющей пешки) ▲P5e ΔPx блокирует диагональ белого слона, позволяя атаковать ▲P3e. Это игровое судзи.
Если же вместо ▲P5e сразу сыграть ▲P3e ΔPx ▲N2e (5A), то открытая диагональ белого слона сделает атаку чёрных трудной.
Движение всей армии
Ходы после (6): ΔS2d ▲Sx3e (6T) ΔSx ▲Bx ΔP’3d ▲B6h (7)
Совершив цукисутэ пешек на 5-й и 3-й вертикалях, чёрные прыгнули ▲N2e (6). Это тэсудзи сикакэ: все атакующие фигуры RBSN (ладья, слон, серебро и конь) оказываются в работающей форме. Создаётся ощущение, будто вся армия приходит в движение.
В ответ на уклонение белого серебра ΔS2d, чёрные со щелчком сталкивают серебряных ▲Sx3e (6T).
Далее серебро разменивается. В ответ на ΔP’3d чёрные спокойно отступают ▲B6h (7). Разменяв своё атакующее серебро на защитное серебро белых, чёрные достигли успеха.
Ход-тэсудзи
Ходы после (7): ΔS9e ▲P’3c (8)
Итак, на (7) чёрные прыжком коня создали динамичную форму. Тут у них безусловное преимущество.
Лагерь белых выглядит тонким (то есть, слабо защищённым). Если же они усилят его сбросом ΔS’2d, то чёрная атака продолжится ходами ▲P’3c ΔNx ▲P1d ΔPx ▲Lx ΔLx ▲S’1c (7A).
Ходом ΔS9e белые идут в атаку на голову чёрного короля, но есть ли у них на это время? Ответом становится тэсудзи ▲P’3c (8).
Переворот коня в другом направлении
Ходы после (8): ΔNx3c ▲Nx1c+ (9)
Целью хода ▲P’3c (8) является, после взятия ΔNx3c, атакующее тэсудзи «прыжок в другую сторону» ▲Nx1c+ (9). Эта атака в партиях с ягурой встречается очень часто.
Но что, если в ответ белые побегут ΔK3a?
А тогда у чёрных найдётся хороший ход ▲P1d (8A), и далее последует очень жёсткая атака ▲+Nx2c ΔGx ▲P1c+. Атаковать золото на 3b — это знание ёсэ.
Край не защитить
Ходы после (9): ΔLx1c ▲P1d ΔLx ▲Lx (10)
Так что на ▲Nx1c+ (9) белым лучше всего отвечать не ΔK3a, а ΔLx1c.
Но тогда чёрные поведут естественную атаку ▲P1d, и после ΔLx ▲Lx (10) край белым будет не защитить. Если же белые на ▲P1d не отреагируют, то получат сокудзуми («внезапное цумэ») ▲Bx1c+ ΔK2a ▲S’1b.
Так чёрная контратака по краю с помощью тэсудзи ▲P’3c, с дальнейшим переворотом в другом направлении, чудесным образом становится решающей.
Стратегия ▲S3g обладает страшной разрушительной силой.