Ход белых ΔB6d

   Ходы после базовой диаграммы, вариант 2: S3g ΔB6d (1)

   Вернёмся к базовой диаграмме.

   Итак, чёрные поднимают серебро S3g, готовясь атаковать.

   Белые ходом ΔB6d (1) сдерживают движение чёрного правого серебра. Теперь мы разберём эту форму.

   Вместо ΔB6d (1) можно сыграть и ΔP8e ▲P3e ΔB6d ▲Px3d ΔSx ▲R1h (A), но так чёрные смогут сделать далее болезненные для белых ходы ▲P6e…▲S3f, и будут довольны.

Уводим короля в крепость

   Ходы после (1): B6h ΔG54c K7i ΔK3a K8h ΔK2b (2)

   На (1) чёрные играют B6h, чтобы спокойно увести короля в крепость.

   Вместо этого можно сыграть:

   1. ▲P3e ΔPx ▲Bx, но тогда ΔP’3f, и чёрные проиграют. Ведь если далее ▲Sx3f, то они потеряют ладью. Если же ▲S4f, то ΔP4e, и они потеряют серебро.

   2. ▲B4f (1A), сталкивая слонов. Это перспективное направление игры.

   К моменту ΔK2b (2) обе стороны уводят короля в крепость. Возникает прочная форма лагеря «ягура».

Создание атакующей формы

   Ходы после (2): S4f ΔP8e N3g ΔS7c (3)

   Итак, на (2) обе стороны достро­или крепости. Теперь чёрные создают атакующую форму ходами S4f иN3g.

   Белые, вместо ΔP8e, могут сыграть и ΔP4e. Тогда далее последует ▲S3g ΔS5c ▲R4h ΔS54d ▲P4f ΔPx ▲Bx ΔBx ▲Sx (2A).

   Это длинная серия ходов, однако разветвлений в ней вплоть до (2A) практически нет. Далее у чёрных есть хороший ход ▲P’4e.

   Ход ΔS7c (3) нацелен на сэмэай.

Чёрные выигрывают 1 темп

   Ходы после (3): R5h ΔR5b R3h ΔR8b (4)

   Если нацеленный на сэмэай ход белых ΔS7c (3) сработает, они получат преимущество.

   Чёрные смещают ладью R5h, чтобы атаковать по 5-й вертикали. От этого хода белые защищаются ходом ΔR5b.

   Если вместо ΔR5b они сыграют ΔS8d, то ▲P5e (3A), и чёрные получат преи­мущество. Ход ▲P5e — жёсткий.

   Ходом R3h чёрные создают хорошую форму. Его идея — будущая атака по  3-й вертикали.

   Белые смещают ладью ΔR8b (4), но в результате чёрные выиграли темп.

Накапливаем силы

   Ходы после (4): P2f ΔS8d P1f ΔN7c P1e ΔP9d (5)

   Итак, после (3) чёрные магической последовательностью R5h ΔR5b R3h ΔR8b (4) успешно выиграли темп, переведя ладью на хорошее поле 3h.

   Теперь они двигают пешку P2f. Этот ход, на случай продолжения ▲N2e ΔS2d с нападением на коня, является защитой заранее. В ответ на ΔS8d они ходом P1f накапливают силы. Вместо P1f можно сыграть и целевое судзи ▲P5e (4A), но пока это преждевремен­но. Вместо этого чёрным лучше атако­вать по краю, «с чёрного хода».

Игровое судзи

   Ходы после (5): P5e ΔPx P3e ΔPx N2e (6)

   На (5) в ягура-сэн наступает особая фаза, в которой может начаться миттельшпиль. Далее белые могут сыграть ΔS9e, с целью ΔP8f. Если эти ходы допустить, чёрным станет невесело. Поэтому им тут желательно запустить атаку самим.

   Цукисутэ (жертва ударяющей пешки) P5e ΔPx блокирует диагональ белого слона, позволяя атаковать P3e. Это игровое судзи.

   Если же вместо P5e сразу сыг­рать ▲P3e ΔPx ▲N2e (5A), то открытая диагональ белого слона сделает атаку чёрных трудной.

Движение всей армии

   Ходы после (6): ΔS2d Sx3e (6T) ΔSx Bx ΔP’3d B6h (7)

   Совершив цукисутэ пешек на 5-й и 3-й вертикалях, чёрные прыгнули N2e (6). Это тэсудзи сикакэ: все атакующие фигуры RBSN (ладья, слон, серебро и конь) оказываются в работающей форме. Создаётся ощущение, будто вся армия приходит в движение.

   В ответ на уклонение белого серебра ΔS2d, чёрные со щелчком сталкивают серебряных Sx3e (6T).

   Далее серебро разменивается. В ответ на ΔP’3d чёрные спокойно отступают B6h (7). Разменяв своё атакующее серебро на защитное сере­бро белых, чёрные достигли успеха.

Ход-тэсудзи

   Ходы после (7): ΔS9e P’3c (8)

   Итак, на (7) чёрные прыжком коня создали динамичную форму. Тут у них безусловное преимущество.

   Лагерь белых выглядит тонким (то есть, слабо защищённым). Если же они усилят его сбросом ΔS’2d, то чёрная атака продолжится ходами ▲P’3c ΔNx ▲P1d ΔPx ▲Lx ΔLx ▲S’1c (7A).

   Ходом ΔS9e белые идут в атаку на голову чёрного короля, но есть ли у них на это время? Ответом становится тэсудзи P’3c (8).

Переворот коня в другом направлении

   Ходы после (8): ΔNx3c Nx1c+ (9)

   Целью хода P’3c (8) является, после взятия ΔNx3c, атакующее тэсудзи «прыжок в другую сторону»Nx1c+ (9). Эта атака в партиях с ягурой встречается очень часто.

   Но что, если в ответ белые побегут ΔK3a?

   А тогда у чёрных найдётся хороший ход ▲P1d (8A), и далее последует очень жёсткая атака ▲+Nx2c ΔGx ▲P1c+. Атаковать золото на 3b — это знание ёсэ.

Край не защитить

   Ходы после (9): ΔLx1c P1d ΔLx Lx (10)

   Так что на Nx1c+ (9) белым лучше всего отвечать не ΔK3a, а ΔLx1c.

   Но тогда чёрные поведут естест­венную атаку P1d, и после ΔLx Lx (10) край белым будет не защитить. Если же белые на P1d не отреагируют, то получат сокудзуми («внезапное цумэ») ▲Bx1c+ ΔK2a ▲S’1b.

   Так чёрная контратака по краю с помощью тэсудзи P’3c, с дальнейшим переворотом в другом направлении, чудесным образом становится решающей.

   Стратегия ▲S3g обладает страшной разрушительной силой.

Прокрутить вверх