Ходы с самого начала: P7f ΔP3d P6f ΔR3b (T) S6h ΔK6b S6g (1)

Двойная смещённая ладья: кин-мусō против анагумы

У белых — санкэмбися

   Теперь рассмотрим дебют айфуриби­ся («обоюдная смещённая ладья»).

   Называется этот дебют так потому, что в нём и чёрные, и белые смещают ладью на другой фланг. Партии с ним легко переходят в рикисэн («силовой бой»).

   После P7f чёрные ходомP6f слона загораживают, на что белые отвечают ΔR3b (T). Это сикэмбися («ладья на 3-й вертикали»).

   Если вместо следующего хода чёрных S6h сыграть ▲S4h ΔS4b ▲K6h, у них будет ибися.

   На ΔK6b чёрные отвечаютS6g (1). Куда же они будут смещать ладью?

У чёрных — мукайбися

Двойная смещённая ладья: кин-мусō против анагумы

   Ходы после (1): ΔK7b B7g ΔS4b R8h (2)

   На ΔK7b, кроме B7g, есть и ответ ▲P7e ΔS4b ▲R7h (1A). Это развилка стратегий.

Двойная смещённая ладья: кин-мусō против анагумы

   Белые ведут левое серебро в атаку. Правое же серебро защищает короля. Это правило применимо тут и к чёрным.

   Чёрные смещают ладью ходом R8h (2). Это дебют мукайбися («встречная ладья»).

   В айфурибисе ладья противника на 8-й вертикале не остаётся. Но этот дебют за чёрных всё равно называют мукайбися.

Прочная защита

Двойная смещённая ладья: кин-мусō против анагумы

   Ходы после (2): ΔG45b K4h ΔP3e S2h ΔK8b K3h (3)

   В ответ на ΔG45b чёрные уводят короля K4h. Вести короляв сторону, противополож­ную ладье — это основы сёги.

   Ход ΔP3e направлен на развёртыва­ние ладьи.

   Чёрные делают прочный защитный ход S2h.

   Если вместо него сыграть ▲G65h ΔP3f ▲Px ΔB5e (2A), то от взятия стрелки будет не защититься. Но тут сомнителен ход ▲Px3f. Вместо него лучше сыграть ▲S2h ΔPx3g+ ▲Sx.

Двойная смещённая ладья: кин-мусō против анагумы

   Далее следует ΔK8b K3h (3). В какие же крепости идут эти короли?

Кин-мусō

Двойная смещённая ладья: кин-мусō против анагумы

   Ходы после (3): ΔG7b G65h ΔG56b G44h ΔL9b (4)

   Ход ΔG7b — подготовка к постройке анагумы.

   Если же вместо него сыграть ΔS7b (3A), получится крепость мино.

Двойная смещённая ладья: кин-мусō против анагумы

   Ходом G65h чёрные подтягивают золото к королю.

   То же самое делают и белые, играя ΔG56b.

   Ходом G44h чёрные достраивают крепость. Эта форма называется кин-мусō («несчётное число золота»), или нимай-кин («два золота»). В айфури­бисе эта крепость играется с давних времён.

   Ход ΔL9b (4) нацелен на постро­ение анагумы (крепости «медведь в берлоге»).

Завершение построения анагумы

Двойная смещённая ладья: кин-мусō против анагумы

   Ходы после (4): P8f ΔK9a P8e ΔS8b (5)

   Чёрные постройку крепости уже практически завершили.

   Далее им пора подумать об атаке. Для этого надо, чтобы заработали их старшие фигуры (ладья и слон).

   Ходом P8f они дают работу ладье.

   Вместо этого есть и ход ▲P9f с продолжением ΔK9a ▲P9e (4A). Так можно нацелиться на будущую атаку по краю. Ведь край — слабая точка анагумы.

Двойная смещённая ладья: кин-мусō против анагумы

   Далее чёрные выдвигают пешку P8e, а белые ходом ΔS8b (5) достраивают анагуму.

Равные состояния

Двойная смещённая ладья: кин-мусō против анагумы

   Ходы после (5): P8d ΔPx Rx ΔP’8c R8f ΔP3f Px ΔRx P’3g ΔR3d (6)

   Играя P8d, чёрные разменивают ладейную пешку.

   Выше уже говорилось, что край — слабая точка анагумы. Но есть у неё и ещё одна слабая точка: поле 8c. Приводимые выше ходы помогают на неё нацелиться.

   После размена ладейной пешки ладья отступает на 8f. В айфурибисе ладью лучше отводить не на дно, а на средние горизонтали, там она сильнее. На горизонтали f она работает и в защите.

   Белые тоже, разменяв пешку на 3-й вертикали, отступают ладьёй ΔR3d (6). На (6) положение у сторон равное. Далее пойдёт живая игра.

Двойная смещённая ладья: кин-мусō против анагумы