Богин 1
Выдвижение ладейной пешки
Ходы после базовой диаграммы 1: ▲P2e ΔS3c ▲S2g (1)
Вернёмся к базовой диаграмме 1. Теперь мы рассмотрим стратегию богин («карабкающееся серебро»). Называется она так потому, что в ней серебро карабкается наверх перед ладьёй.
Цель хода ▲P2e — ▲P2d ΔPx ▲Rx. Если чёрные прорвутся по ладейной вертикали, играть им, безусловно, будет легко.
Вместо ▲P2e есть и спокойный ход ▲P4f (A), ведущий к косикакэгин.
У чёрных — богин
Ходы после (1): ΔK4b ▲S2f ΔP6d (2)
Чёрные поднимают серебро ▲S2g (1), и после ΔK4b продвигают его далее ходом ▲S2f. Это и есть богин.
ΔK4b — это увод короля в крепость. Вместо него есть и ход ΔP7d с продолжением ▲S2f ΔS7c (1A).
Позиция (1A) — это часто играемый контрплан против богин.
Смысл хода ΔP6d (2) — в том, чтобы далее подключить серебро ходом ΔS6c. Этот ход схож с богин.
Атакующая форма
Ход после (2): ▲S1e (3)
Выход на край ▲S1e (3) — атакующая форма богин.
Его цель — ход ▲P2d. Если далее ходами ΔPx ▲Sx ΔSx ▲Rx ΔP’2c ▲R2h чёрные разменяют серебро, белый лагерь ослабнет, и чёрные получат преимущество.
При размене атакующего серебра на защитное, атакующее серебро становится эффективнее, это стоит помнить.
Если на (3) белые сыграют ΔS2b, то ▲P2d ΔPx ▲Sx ΔP’2c ▲S1e, и у чёрных будет цель ▲S2f … ▲S2e.
Сильный удар ▲P2d
Ходы после (3): ΔP1d ▲P2d (4)
Ходом ΔP1d белые пытаются отогнать чёрное серебро.
Но отступать ▲S2f (3A) тут нельзя.
Не заботясь о потере серебра, чёрные наносят сильный удар ▲P2d (4). Это ход игрока, имеющего дан.
На (4) у белых есть два ответа:
- ΔPx1e, но тогда ▲Px2c+, и прорыв по 2-й вертикали даст чёрным преимущество.
- ΔPx2d: это основной вариант.
Правило получения преимущества
Ходы после (4): ΔPx2d ▲Sx (4T) ΔSx ▲Rx (5)
В ответ на ΔPx2d чёрные продвигают серебро ▲Sx (4T). Так это серебро получает сабаки (развитие).
Позиция (4T) — успех атаки богин.
Если белым не хочется менять серебро, они могут сыграть ΔS2b, но тогда ▲P’2c ΔS3a, и форма у них станет ужасной. Эта форма аналогична победе чёрных, полученной без боя.
Поэтому играется ΔSx2d ▲Rx (5).
Но, как уже говорилось выше, размен атакующего серебра на защитное делает атакующее серебро эффективнее. Реализация этого правила приносит чёрным преимущество.
Цель — атака по краю
Ходы после (5): ΔP’2c ▲R2h ΔS6c ▲P1f (6)
В ответ на ΔP’2c ладья отступает ▲R2h. В данном случае лучше глубокое отступление, поскольку в руке у белых есть фигуры. Так она не попадёт под удар.
Вместо ΔP’2c есть и ход ΔS’2c, с продолжением ▲R2h ΔP2d ▲K6h ΔS6c ▲G5h ΔG5b ▲K7i (5A).
На (5A) чёрные сохранили серебро в руке, а белые создали хорошую форму гин-каммури. Далее пойдёт живая игра.
Ходом ▲P1f (6) чёрные нацеливаются на атаку по краю.
Россыпь тэсудзи
Ходы после (6): ΔS5d ▲P1e ΔPx ▲P’1c ΔLx (7)
После ΔS5d чёрные прямо атакуют ▲P1e.
У белых есть лишь один ответ: ΔPx. Взятие ▲Px1d было бы для белых ужасом.
Но далее чёрные навешивают пешку ▲P’1c. Это тэсудзи атаки по краю. Если белые эту пешку возьмут, то далее атака пойдёт гладко. А если они её проигнорируют (тэнуки), то ▲Px1e, и чёрные получат преимущество. Ведь далее ходом ▲P1b+ они создадут токина. Если же на ▲P’1c белые ответят ΔS’2d, то ▲S’1b (6A).
Ключевой ход атаки
Ход после (7): ▲S’1b (8)
Итак, на ▲P’1c белые ответили ΔLx (7). Если вместо этого сыграть ΔNx, то атака продолжится ходом ▲Lx1e.
На (7) в белом лагере дыра на 9b. Там чёрные и наносят удар ▲S’1b (8). Этот ход в их атаке — ключевой, и он приносит чёрным преимущество.
Далее у чёрных есть две цели: ▲Sx2a+ и ▲Sx2c+. Защититься белым будет очень сложно. Атака стала решающей.
Таков один из видов атаки богин.