Тесудзи слоном (часть 1)

Правило Хабу № 51: Линия боя слона

Вилка – это основа применения слона.

Шанс бывает скрытым

   На (1) чёрные могут за 3 хода получить преимущество.

   Найдите тут умелый сброс слона. Но сначала нужно применить пешечный приём.

Ход после (1), вариант 1: P’6d (2)

   На (1) вилке на короля и золото ▲B’5d мешает серебро на 6c. Исходя из этого, можно найти пешечное тэсудзи P’6d (2), бьющее в ключевую точку белого лагеря.

   Ходы после (2): ΔSx6d B’5d (3)

   После ΔSx6d становится реализуем ходB’5d (3).

   Такую вилку по диагоналям слона легко можно найти в реальной партии. Помните об этом.

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: ▲B’4a ΔG4b ▲B2c+ (A)

   Если просто напасть на золото ▲B’4a, то далее последует ΔG4b ▲B2c+ (A).

   Чёрные, конечно, создают сильную лошадь, но в качестве атаки [такой итог] неудовлетворителен. Ходы P’6d B’5d гораздо сильнее.



Правило Хабу № 52: Интригующая вилка на короля и ладью

Противник испытает большой шок!

Вилка на короля и ладью – искусство, в котором слон силён

   В позиции (1) есть ход, умело использующий фигуры из руки.

   Если сыграть ▲B’3a, то ответ ΔKx приведёт к мату ▲G’3b, но белые ответят ΔKx3c+, и чёрные потерпят провал.

Ход после (1), вариант 1: P3b+ (2)

   Пешка на 3c – база для атаки. Но этим ходом она жертвуется.

   Цель – последующий сброс слона.

   Ходы после (2): ΔKx3b B’5d (3)

   Если на (2) белые сыграют ΔK1b, то ▲G’1c ΔKx ▲B’3a ΔK1b ▲B2b+ — цумэ.

   Если же ΔKx3b, тоB’5d (3) – болезненная вилка на короля и ладью. После ΔK2b, ходом Bx6e ладья будет захвачена. Это большой военный успех.

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2:▲G’3b ΔK1b ▲B’3a ΔS’1c (A)

   Ходы ▲G’3b…▲B’3a приближают к белому королю. Ход ▲B’3a – цумэро, но от него белые защитятся ΔS’1c (A). Однако, в зависимости от ситуации,  это тэсудзи может быть и применимо.



Правило Хабу № 53: Хорошая комбинация в 3 хода

Чёткая атака на ладью и золото диагональным действием слона

   На (1) есть хороший ход, позволяющий применить слона. Думайте о трёхходовых комбинациях.

Ход после (1), вариант 1: P6c+ (2)

   Есть на (1) и ход ▲B’6c, но после ΔGx6c ▲Px+ ΔS8d прибыток от него будет невелик.

   Лёгкая жертва P6c+ (2) — ход, за которым уже виден сброс слона.

   Ходы после (2): ΔGx B’7b (3)

   Пешечное тэсудзи P6c+ (2) носит название нарисутэ («жертва с перево-ротом»).

   На ΔGx6c чёрные отвечают B’7b (3). Эта вилка на ладью и золото — болезненный сброс.

   Если на (3) белые сыграют ΔR7a, то ▲Bx6c+, а если ΔG6b, то ▲Bx8a+, и чёрные обязательно получат прибыль.

   Вернёмся к диаграмме (1). А что, если сбросить слона на 5b с целью создать токина ходом ▲P6c+?

   Ходы после (1), вариант 2: ▲B’5b ΔSx6d ▲Bx7d+ ΔP’7c (A)

   Конечно же, белые ответят ΔSx6d, и после ▲Bx7d+ защитятся ΔP’7c (A), ликвидируя дыру.



Правило Хабу № 54: Наказание за незащищенную форму лагеря

И атака, и защита.

Будьте внимательны к линиям слона

   Позиция (1) может возникнуть в дебюте ёкофудори.

   Форма короля в белом лагере называется накадзумай («центральная резиденция»). Это построение, со сбалансированной крепостью с обеих сторон от короля, применяется во время затруднений. Однако в данном случае король и ладья находятся в плохой связке. Какие хорошие ходы есть тут у чёрных?

Ход после (1), вариант 1: N’6d (2)

   N’6d (2) – удивительный ход. Этот хороший ход наказывает белых за незащищённую форму их лагеря.

   Ходы после (2): ΔPx6d B’9f (3)

   В ответ на ΔPx6d следует сбросB’9f (3) – полувилка на короля и ладью. Белой ладье не убежать.

   Таков эффект хода N’6d.

   Вернёмся к диаграмме (1). А что, если сразу сбросить слона ▲B’9f, с целью сыграть далее ▲N’6d?

   Ходы после (1), вариант 2: ▲B’9f ΔR8d (A)

   У белых находится невероятно хорошее место для отступления: ΔR8d (A). Теперь, если ▲N’6d, то ΔRx6d, и ничего у чёрных не выйдет. Обратный порядок ходов не работает.



Правило Хабу № 55: Дальнобойность слона

Игра в связке с серебром.

Запомните эту хорошую форму приближения

   Как на (1) приблизиться к белому королю?

   Тут есть хороший сброс слона.

   Ход после (1): B’3a (2)

   Этот сброс – шах. Он использует дальнобойность слона, из-за которой король не может убежать на 1c.

   Ходы после (2), вариант 1: ΔK1b S3b+ (3)

   Если на (2) белые сыграют ΔKx3a, то получат цумэ ▲G’3b.

   В случае же бегства ΔK1b, ходS3b+ (3) — хисси белому королю. Это угроза продолжения ▲B2b+.

   Если же далее ΔS’1c, то добавка ▲G’2b — всё равно цумэ: ΔSx2b ▲Bx+.

   Вернёмся к диаграмме (2).

   Ходы после (2), вариант 2: ΔK1b ▲G’2b ΔK1c ▲Gx2a ΔK2d (A)

   После ΔK1b, ход ▲G’2b – грубый. От него король убежит на 1c, и после ▲Gx2a ΔK2d (A) его будет не поймать. Шахи – только для финала. А вот хисси ходом S3b+ — это хорошо.



Правило Хабу № 56: Тэсудзи лёгкого приближения

Хиккакэ (атака сзади по диагонали) слоном помогает приблизиться к королю, валя его на дно

   Позиция (1) – частичная диаграмма из партии смещённой ладьи против статичной. Тут у чёрных есть ход с применением слона.

Ход после (1), вариант 1: B’1a (2)

   Этот сброс – ёсэ-тэсудзи.

   Как говорят, «вали короля на дно». Этот сброс слона – жертва, делаемая ради лёгкого приближения к королю.

   Ходы после (2): ΔKx1a Lx2c+ (3)

   Если на (2) белые побегут королём ΔK3b, то ▲Bx6f+ — сунуки («кража») белого слона.

   Если же ΔKx1a, тоLx2c+ (3). Этот переворот стрелки и был целью жертвы B’1a. Он создал цумэро ▲S’1b.

   На (3) [единственная защита от этого цумэро] ΔB’1b вызовет ответ ▲Lx1e, после которого защиты уже нет.

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: ▲S’1d ΔK3b ▲Sx2c+ ΔK4b (A)

   Ход ▲S’1d – атака численным перевесом. Если бы белые ответили ΔG3b, сброс ▲B’4a стал бы решающим, но у белых есть хороший лёгкий уход вбок ΔK3b.

   После ▲Sx2c+ ΔK4b (A) получается, что чёрная атака бьёт воздух.



Правило Хабу № 57: Блестящее приближение

Слон мешает побегу короля наверх.

Это эндшпильное тэсудзи применяется весьма часто

   На (1) у белых – крепость мино.

   Сейчас атакующих фигур на доске у чёрных нет. Такая ситуация  называется мудзикакэ. Но если ис­пользовать изобилие фигур в руке, к белому королю можно приблизиться.

   Ход после (1): P’9d (2)

   Цель сброса P’9d (2) – создать возможность дальнейших ходов на краю.

   Ходы после (2): ΔLx9d B’9a (3)

   После ΔLx9d — сбросB’9a (3). Тот, кто этой жертвы не знает, так не сыграет.

   Такая жертва слона, отманивающая короля назад по диагонали, уже появлялась в предыдущей задаче. Это тэсудзи валит короля на дно, после чего к нему становится легко прибли-зиться.

   Если же на (3) белые побегут ΔK7a, то ▲Bx6d+ хорошо за чёрных.*

   Ходы после (3): ΔKx9a S’9c (4)

   После ΔKx9a чёрные связывают короля ходом S’9c (4), который и был целью. Это хисси: единственная защита от двух цумэро ▲G’9a и ▲G’9b – ход ΔS8a, но тогда ▲P’9b ΔSx ▲G’8b – сокудзуми. В ситуации отсутствия сикакэ чёрные получили блестящее приближение. Жертва B’9a светит ярким светом.


*) ▲Bx6d+ — цумэро: ▲S’8b ΔK6b ▲P’6c ΔSx ▲S7c+ ΔK5b ▲G’4b, но как после защиты от него ΔG6b довести цепь цумэро до хисси? Если ▲B4b+, то ΔG5b… (прим. перев.)

Правило Хабу № 58: Сброс слона оживляет действие дракона

Комбинация с драконом оставляет золото без защиты.

Появляясь в реальной партии, такой сброс слона становится неожиданным

   Форма на (1) легко возникает при быстрой атаке смещённой ладьи против статичной.

   Куда бы чёрным сбросить слона из руки? Обдумайте атаку, которая оживила бы действие дракона.

   Ход после (1): B’2b (2)

   Да, это сброс слона под взятие белым королём.

   Ходы после (2), вариант 1: ΔKx2b ▲+Rx4a (3)

   Ход B’2b (2) – отдача даром, но, как говорится, «нет ничего дороже того, что отдают даром».

   Ведь если ΔKx2b, то чёрные берут золото ▲+Rx4a (3). Этот ход и был их целью. Далее, если ΔG5a, то ▲G’3b ΔK1b ▲+Rx2a – сокудзуми. Пожертвовав слона, чёрные получили очень важную возможность надавить ходом ▲+Rx4a.

   Вернёмся к диаграмме (2).

   Ходы после (2), вариант 2: ΔS’5a Bx1a+ (A)

   Ходом ΔS’5a белые прерывают линию боя дракона, но тогда чёрные спокойно берут стрелку ходом Bx1a+ (A), это большой успех. Ведь они и создали лошадь, и получили стрелку.

   Тэсудзи B’2b часто появляется и в реальных партиях.



Правило Хабу № 59: Жертва на пути отступления короля

Ловкая жертва слона прочно затыкает путь к бегству.

   Как на (1) приблизиться к белому королю? Тут есть хороший сброс слона

Ход после (1), вариант 1: B’1c (2)

   Как гласит пословица цумэ-сёги, «Жертвуй фигуру на пути к бегству короля». После жертвы фигуры на пути возможного бегства короля матовать становится удивительно просто. Ход B’1c (2) имеет тот же смысл, что и эта поговорка. Он блокирует поле 1c.

   Ходы после (2): ΔLx1c G’3a (3)

   Ход B’1c создаёт цумэро ▲R3a+ и ▲B3a+. А вдобавок, ▲G’2b и ▲G’3a.

   Если же ΔLx1c, тоG’3a (3), и далее простое цумэ: ΔK2b ▲Gx2a ΔK1b ▲Gx1a ΔK2b ▲R2a+.

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: ▲G’3a ΔK2b ▲Gx2a ΔK1c (A)

   Если же сыграть ▲G’3a, то после  ΔK2b…ΔK1c (A) король убежит.*

   В случаях, когда подобным простым преследованием короля не поймать, становится эффективным тэсудзи B’1c.


*) ▲B’4f ΔP2d ▲R3a+ ΔK2c ▲N’2f ΔG3b, и цумэро будет не создать. (прим. перев.)

Правило Хабу № 60: Матовая форма благодаря сбросу слона

Базы атаки нет, но всё в порядке!

Форма сотрудничества слона с конём

   На (1) надо поставить белому королю цумэ.

   На доске у чёрных нет ни единой фигуры. Нет привязки, это ситуация мудзикакэ.

   Ключ к решению этой задачи заключён в первом ходе.

   Ход после (1): B’3c (2)

   Первый ход – обязательно только этот. Если начать с ▲N’2c, то ΔK2b, и цумэ будет не поставить.

   Ходы после (2): ΔG’2b N’2c (3)

   Если на (2) белые побегут ΔK2a, то получат цумэ в 1 ход ▲G’2b.

   Ну а в ответ на защиту вставкой ΔG’2b чёрные сбрасывают коняN’2c.

   Такая комбинация слона с конём, дающая приближение к королю, крайне эффективна.

   Ходы после (3): ΔK2a G’3a (4)

   От шаха N’2c белые вынуждены уходить ΔK2a. Взять коня золотом они не могут из-за линии боя слона.

   Ход G’3a (4) – сокудзуми. Великолепно зафиксированный финиш.

   Наконец, если вместо G’3a сыграть ▲G’1a, то ΔK3b, и цумэ будет не поставить.



Правило Хабу № 61: Базовое ёсэ-тэсудзи

«Асы ёсэ» создают место для золота


   На (1) есть 2 последовательности, дающие приближение к белому королю

   Первая — ▲G’6b ΔK8b ▲B’7a ΔK9b ▲G7b – хисси (▲B8b+). Это отличный приём, но тут у чёрных есть ходы ещё лучше.

   Ход после (1): N’8d (2)

   Этот ход издалека нацелен на постановку цумэ.

   Ходы после (2): ΔPx8d B’6a (3)

   Если на (2) белые сыграют ΔK8b, то ▲B’7a ΔKx ▲G’7b – цумэ.

   В этой последовательности жертва ▲B’7a – тэсудзи, не позволяющее королю убежать на 9c.

   Если же ΔPx8d, тоB’6a (3). Тут форма приближения уже видна.

   Ходы после (3): ΔK8b G’8c (4)

   Ход B’6a – приближение, которое тоже использует дальнобойность слона, не давая королю убежать на 8c.

   После ΔK8b G’8c (4) всё уже легко. Далее ΔK7a ▲B7b+ — сокудзуми.

   Жертва N’8d (2) со сбросом B’6a – это базовое ёсэ-тэсудзи.



Правило Хабу № 62: Сброс слона в жертву

Дело сделает жертва слона.

Эта задача — архетип хисси

   На (1) нельзя допустить, чтобы король убежал на 4a. Остановить его сможет слон.

   Здесь хочется, чтобы Вы вычислили ходы, создающие белому королю хисси.

   Первый ход прост. Проблема — в третьем.

   Ход после (1): B’2c (2)

   Ход, не дающий королю убежать на 4-ю вертикаль, — B’2c (2). Этот ход делает возможной важную жертву слона.

   Ходы после (2), вариант 1: ΔK2b B4a+ (3)

   От шаха B’2c белые могут только уйти вбок, ходом ΔK2b.

   Жертва слона B4a+ (3) — хороший ход, который стоит запомнить глазами. Если далее ΔGx4a, то ▲G’2c – цумэ.

   Сброс слона и последующее тэсудзи его жертвы – восхитительное решение.

  Вернёмся к диаграмме (2). А что, если на ΔK2b ответить ▲B4e+?

   Ходы после (2), вариант 2: ΔK2b ▲B4e+ ΔS3b ▲G’2c ΔK3a (A)

   Ход ▲B4e+ — тоже цумэро, но после ΔS3b ▲G’2c ходом ΔK3a (A) король ускользает. Кстати, если белые сыграют ΔK3a в позиции (3), то получат цумэ ▲G’2c ΔSx ▲Px+.



Правило Хабу № 63: Хорошее поле для сброса слона

Естественный враг крепости мино — приём гарантированного разрушения слоном и конём

   На (1) есть замечательная точка для сброса слона. Откройте её.

   Ходы после (1), вариант 1: B’5e ΔR5b N’7d (2)

   Сначала – сброс слона B’5e. Этот хороший ход – нападение на ладью, но есть у него и другая, настоящая цель.

   После ΔR5b чёрные дают шах N’7d (2). Это ключевой ход.

   Ходы после (2): ΔK9b G’8b (3)

   Коня на (2) белым не взять, поэтому им остаётся лишь уходить.

   Но после ΔK9b, равно как и после ΔK7a, они получают цумэG’8b (3). Действие слона позволило сделать сброс N’7d. Эта атака на короля в крепости мино – сильное атакующее тэсудзи.

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: ▲N’7d ΔPx ▲B’5e ΔN7c (A)

   Начав с жертвы ▲N’7d, после ΔPx чёрные играют ▲B’5e, переменив порядок ходов. Так они дают вилку на короля и ладью, но белые защищаются ходом ΔN7c (A). Простой ход B’5e на (1) оказывается лучше жертвы коня.



Правило Хабу № 64: Слон, разрушающий мино

Спусти слона на хорошую позицию

Если ударить в ключевую точку, даже прочный лагерь затрещит.

   На (1) задача состоит в том, как разрушить крепость мино. Куда лучше сбросить слона?

   Ход после (1): B’4d (2)

   Ладья на (1) бьёт по дну. В таких случаях хорош сброс B’4d (2), с целью далее сыграть ▲S’7a.

   Защититься на (2) белым сложно.

   Ходы после (2): ΔP9d S’7a ΔK9b Rx6a+ (3)

   Сброс B’4d (2) атакует ключевую точку. Его цель – приближение ▲S’7a ΔK9b ▲Rx6a+ ΔSx ▲G’8b.

   Ходом ΔP9d белые и расширяют доступный королю карман, атакаS’7a ΔK9b Rx6a+ (3) всё равно работает.

   Ходы после (3): ΔSx6a G’8b ΔK9c B6f (4)

   После ΔSx6a белые всё равно получают быстрое цумэ. Сброшенный на 4d слон работает и в самом конце. Действие его линии боя позволило сыграть S’7a. Помощь ладьи делает лёгким приближение даже к королю в крепости мино.



Правило Хабу № 65: Цель – золото на дне

Сделать золото незащищённым.

Умение продолжать атаку на одном дыхании.

   Задача на (1) – тоже разрушить крепость мино. Какой фигурой в этой форме лучше атаковать? Проявите, также, внимание к цукисутэ на краю.

   Ход после (1): B’4c (2)

   Мишенью тут является золото на 6a. На него и нацелен удар B’4c (2). Чёрные грозят взять две фигуры за одну ходами ▲Bx6a+ ΔSx ▲Rx+. Если же белые отступят ΔG6c-6b, то последует жёсткий удар ▲P’6c, и внезапно возникнет форма приближения к белому королю.

   Ходы после (2): ΔG7a P’9b (3)

   Белые уклоняются ходом ΔG7a. Это защитное тэсудзи.

   Атака на золото кажется напрасной, но это не так. У чёрных есть умелое продолжение.

   Это умный ход P’9b (3).

   Он вгоняет белых в ступор. Ведь если ΔKx9b, то ▲Rx7a+.

   Ходы после (3): ΔLx9b S’9a ΔKx Rx7a+ (4)

   После ΔLx9b чёрные жертвуют S’9a, продолжая серию хороших ходов.

   После ΔKx9a они берут золотоRx7a+ (4), достигая успеха. Далее на ΔS’8b у них есть хороший ответ ▲+Rx7b.



Правило Хабу № 66: Обманчиво похожая позиция

Помните, что в методах давления на крепость мино есть разные образцы

   Диаграмма (1) с виду похожа на предыдущую задачу, но форма пешек на краю другая. В этом случае приём ▲B’4c ΔG7a ▲P’9b уже не работает.

   Сходство позиций – ложное. Но как же атаковать?

   Ход после (1): B’4a (2)

   Этот сброс, бьющий по золоту на 6с, — жёсткий ход.

   Ходы после (2), вариант 1: ΔG7a Bx6c+ ΔSx G’6b ΔGx S’7a (3)

   Цель сброса B’4a (2) — ▲Bx6c+ ΔSx ▲Rx6a+. Если оба золота крепости мино будут съедены, белый король станет крайне слаб. Поэтому белые защищаются ΔG7a, но чёрные всё равно жертвуют Bx6c+ ΔSx G’6b, и после ΔGx6b получают приближениеS’7a (3).

   Вернёмся к диаграмме (2). А что, если в ответ на B’4a белыеотступят золотом назад?

   Ходы после (2), вариант 2: ΔG6c6b ▲P’6c (A)

   В таком случае чёрная атака продолжится сбросом ▲P’6c (A). Если эту пешку взять, чёрные пожертвуют слона и сыграют ▲Rx6a+, а если уйти золотом вбок ΔG6b-5b, то ▲Bx5b ΔGx ▲Sx7a, и далее цумэ.

Рейтинг записи
Поделиться с друзьями
Японские шахматы Сёги