Тэсудзи конём

Содержание статьи
  1. Правило Хабу № 41: Сброс коня для прорыва перед ладьёй
  2. Правило Хабу № 42: Прыжок на край
  3. Правило Хабу № 43: Атака несколькими конями
  4. Правило Хабу № 44: Конь позади
  5. Правило Хабу № 45: Место для идеального сброса
  6. Правило Хабу № 46: Ключевая точка для приближения
  7. Правило Хабу № 47: Атака, вызывающая хорошие ощущения
  8. Правило Хабу № 48: Искусство управления конём
  9. Правило Хабу № 49: Захват ладьи
  10. Правило Хабу № 50: Вилка конём
  11. Правило Хабу № 51: Жертва коня создаёт лошадь-дракона
  12. Правило Хабу № 52: Перед прыжком коня
  13. Правило Хабу № 53: Прыжок коня в другом направлении
  14. Правило Хабу № 54: Слабая точка крепости мино
  15. Правило Хабу № 55: Ключевая точка в атаке по краю
  16. Правило Хабу № 56: Жертва коня ускоряет атаку
  17. Правило Хабу № 57: Жертва коня с превращением
  18. Правило Хабу № 58: Базовое ёсэ
  19. Правило Хабу № 59: Решающий ход – сброс коня
  20. Правило Хабу № 60: Линия боя слона
  21. Правило Хабу № 61: Место для сброса коня
  22. Правило Хабу № 62: Слон и конь атакуют анагуму
  23. Правило Хабу № 63: Подготавливающая последовательность
  24. Правило Хабу № 64: Умелая жертва коня
  25. Правило Хабу № 65: Хорошее место для сброса коня
  26. Правило Хабу № 66: Искусство продолжения
  27. Правило Хабу № 67: Характерная особенность коня
  28. Правило Хабу № 68: Конь разрушает ягуру
  29. Правило Хабу № 69: Лёгкое приближение
  30. Правило Хабу № 70: Метод создания цумэро
  31. Правило Хабу № 71: Жертва коня пресекает побег короля
  32. Правило Хабу № 72: Приближение без переворота
  33. Правило Хабу № 73: Матовая форма конём
  34. Правило Хабу № 74: Эффект от жертвы коня
  35. Правило Хабу № 75: Блестящий сброс коня
  36. Правило Хабу № 76: Сброс коня в фокусную точку
  37. Правило Хабу № 77: Из дзёсэки Кимуры
  38. Правило Хабу № 78: Атакующе-защитный конь
  39. Правило Хабу № 79: Большой потенциал коня
  40. Правило Хабу № 80: Правый конь выходит на фронт

Правило Хабу № 41: Сброс коня для прорыва перед ладьёй

От простого тэсудзи нападения на голову слона защититься сложно

   (1) – частичная позиция партии со статичной ладьёй. Чёрным, с помощью коня, надо атаковать лагерь белых.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): N’1e (2)

   Этот сброс на краю даёт уверенный прорыв по 2-й вертикали. Далее от ▲Nx2c+ белым не защититься. Таков результат сброса коня.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔB4d Nx2c+ (3)

   Ход ΔB4d – это упреждающее избегание нападения. Ходом Nx2c+ (3) чёрные реализуют свою цель. Счастливые, они успешно прорвались перед ладьёй

   Когда, как на (1), что-то [мешает прорыву] перед ладьёй, есть простое судзи N’1e (2). От него белые могли защититься лишь ходом ΔP1d.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔG3aP’2b (4)

   Если на Nx2c+ белые ответят ΔGx, то ▲Rx+ — ужас для белых.

   Поэтому белые отступают ΔG3a, но сброс P’2b – хорошее продолжение атаки.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   На (4) белый конь неизбежно будет захвачен.* После этого атака чёрных не прервётся.


*) Если ΔN3c, то ▲P2a+ ΔGx ▲+Nx3c ΔP’2b ▲+Nx4b – выигрыш серебра (прим. перев.)

Правило Хабу № 42: Прыжок на край

С конём на краю – контратака перед ладьёй. Не упусти брешь [белых], открывающуюся лишь на мгновение!

   (1) – частичная позиция партии белой хинэрибиси. Тут у чёрных есть ход конём.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): N7g (2)

   Цель этого прыжка — ▲Nx2e ΔNx ▲Rx.

   Если же на ▲Nx2e белые ответят ΔR2d, то у чёрных найдётся хорошая защита ▲P’2f.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔR2d P3f ΔP2f P’2e (3)

   В ответ на N7g белые защищаются ΔR2d. Ход P3f даёт работу золоту. Если белые ответят ΔPx3f, то ▲Gx, и чёрным будет хорошо.

   На продвижение ΔP2f чёрные отвечают идеальным ходом P’2e (3).

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔNx2eRx2f (4)

   Отвечать на ΔNx2e взятием ▲Nx нельзя. Иначе белые сыграют ΔRx, и быть беде: защититься от ΔP7g+ будет сложно.

   А вот ключевой ход Rx2f (4) даёт чёрным преимущество. Далее, ходом ▲Nx2e или ▲Rx2e, они выиграют коня. А могут, по желанию, сделать и медленные ходы ▲Px3e…▲G3f.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ


Правило Хабу № 43: Атака несколькими конями

Слева и справа выпрыгивают два коня, вызывая ощущение быстрой атаки

   (1) – частичная диаграмма партии с айгакари.

   Чёрная ладья бьёт поле 5c. Если кони с полей 3g и 7g прыгнут на 5-ю горизонталь, можно будет пробиться по 5-й вертикали. Какова же последовательность ходов, правильно создающая атакующую форму?

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

Ход после (1), вариант 1: N4e (2)

   Правильный ответ – прыжок именно правым конём. Так чёрные пробьют 5-ю вертикаль.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔG5b N6e (3)

   Цель хода N4e — ▲Rx5c+.

   Если же белые защищаются ΔG5b, прыгаемN6e (3).

   Теперь поле 5c бьют RNN. У белых его защищают KG, итого – 3 против 2, перевес у чёрных. Против этой массовой атаки белым не защититься.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Вернёмся к диаграмме (1). А что, если начать с ▲N6e?

   Ходы после (1), вариант 2: ΔN6e ▲K3c (A)

   Цель – опять атака на поле 5c, но на сей раз белые и не думают защищаться ΔG5b.

   Ходом ▲K3c они разумно устраивают ранний побег, спасаясь из опасной зоны. Такой порядок ходов для чёрных неэффективен.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ


Правило Хабу № 44: Конь позади

Применим коня, с целью далее создать вилку и нарушить порядок в белом лагере

   (1) – частичная диаграмма партии со смещённой ладьёй. Тут есть сброс коня, нацеленный на [разрушение] формы белого лагеря.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): N’2f (2)

   Этот ход – тэсудзи «конь позади», он атакует ключевую точку.

   Цель его очевидна: Nx3d – шах с одновременным нападением на золото.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔK3b Nx3d (3)

   Защититься от Nx3d белым оказывается неожиданно сложно.

   Например, если они ответят ΔG3c, то ▲R4a+ ΔG6c ▲+R5b – хорошее продолжение атаки. Если же ΔK3c, то конечно ▲Rx2a+.

   Ходом ΔK3b белые восстанавливают форму. Но ход чёрных Nx3d всё равно причиняет белым беспокойство.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔG4aN2b+ (4)

   Если бы на Nx3d белые ответили ΔG3c, хорош был бы и ход ▲R6a+.

   В ответ на ΔG4a чёрные жертвуют N2b+ (4). Если далее ΔKx, то ▲Rx4a+, ну а если ΔK4b, то ▲+Nx2a, и чёрные получат преимущество. Сброс коня в ключевую точку потряс белый лагерь.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ


Правило Хабу № 45: Место для идеального сброса

Тэсудзи, важное для смещённой ладьи: атака на голову короля сбросом коня позади

   На (1) у чёрных есть хорошее место для сброса коня. Если у Вас есть дан, это место сразу бросится Вам в глаза.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): N’4f (2)

   Поле 4f – хорошая точка для сброса. Цель этого «коня позади» – прыжок ▲Nx3d.

   Особенно часто этот ход возникает в партиях смещённой ладьи; частота этого популярного хода весьма велика.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔS3c N2e ΔS2d Nx3d (3)

   Ход ΔS3c – защита от вилкиNx3d. Но после него в дело включается второй конь, прыгающий на 2e.

   Если же серебро бежит ΔS2d, то ходNx3d (3) становится атакой, вызывающей хорошие ощущения. Этим прыжком коня чёрные создают форму, в которой их атака продолжится.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔG4aB’2b (4)

   После ΔG4a вброс B’2b (4) даёт чёрным преимущество.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   На (4), если ΔL1b, то ход ▲B1a+ создаст цумэро (▲+B2b), при этом у чёрных остаётся и возможность взять стрелку ▲+Bx1b.

   Ходы Nx3d B’2b создают форму, атаковать белого короля в которой будет легко.



Правило Хабу № 46: Ключевая точка для приближения

Удар в слабую точку крепости мино.

Мгновенное приближение к королю с помощью тэсудзи «цепные кони»

   На (1) задача – приблизиться к белому королю. Чёрным нужна фигура, создающая подножие для атаки.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

Ходы после (1): N’8f ΔG7a S’6b (2)

   N’8f – это «конь позади» и цумэро (N’7d ΔPx Nx и т.д.).

   Ход ΔG7a защищает поле 8b, но далее S’6b (2) – ещё более сильное цумэро.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔGx6b N’7d (3)

   Если на S’6b белые ответят тэнуки (игнорированием), то Sx7a=, и далее быстрое цумэ.

   После ΔGx6b, ходN’7d (3) – тоже приближение через ключевую точку. Бежать белым некуда: если ΔK9b, то▲G’8b.* Тэсудзи приближения N’7d носит название «цепные кони» (цуги-кэй).

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔPx7dNx ΔK7cN6e ΔK8dG’7e ΔK9dNx6b+ (4)

   После ΔPx7d ходомNx выпрыгивает «конь позади», включаясь в дело.

   Серия шахов доходит до Nx6b+ (4), и белый король получает быстрое цумэ.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

*) а если ΔK7a, то ▲G’8b ΔK6a ▲Nx6b+ ΔKx ▲G’5b – тоже цумэ. (прим. перев.)

Правило Хабу № 47: Атака, вызывающая хорошие ощущения

Цукикоси («вдавливание» пешкой) на краю даёт возможность сконцентриро­вать силы на голове короля, сидящего в ягуре

   Ходов, которые позволили бы прямо разбить белый лагерь, на (1) нет.

   Вот, например, распространённое тэсудзи ▲N’2d. Если бы за ним последовало ΔPx2d ▲Px ΔPx, у чёрных появилась бы интересная цель ▲N2e, но ответ ΔG34b вызовет сложности.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): N’1f (2)

   На сей раз [срабатывает] N’1f. Конечно же, это перспективный «сброс коня позади».

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔG54c P2d (3)

   Ход N’1f усилил действие на поле 2d, давая чёрным перевес. Там, где Ваших фигур больше, битва, согласно теории, будет успешна.

   В ответ на ΔG54c бьёмP2d (3). Цель такова: сконцентрировав фигуры на голове короля, сразу атаковать белый лагерь. Такова сильная атака.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔPx2dNx ΔG2cP1d ΔPxP’1b (4)

   В ответ на ΔPx2d прыгаем Nx. Нападая на золото, «конь позади» сразу начинает работать.

   После ΔG2c атакуем край: P1d ΔPxP’1b (4). Далее атака продолжится ходами ΔLx1bNx+ ΔKxL’2f.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ


Правило Хабу № 48: Искусство управления конём

Привязку для начала атаки создадут конь позади и вступающая пешка

   На (1) желательно надавить на белого короля. Как бы это получше сделать?

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

Ходы после (1): N’8g ΔK8bP’7e (2)

   Цель сброса N’8g — ▲P’7e ΔPx ▲Nx – вилка на короля и золото.

   Ход ΔK8b – это делаемый с трудом «ранний побег». Однако и на него чёрные отвечают P’7e (2).

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔPx7e Nx ΔG7d N8c+ (3)

   Если на P’7e ответить тэнуки, то ▲Px7d ΔGx ▲P’7e.

   Ну а в ответ на ΔPx7e чёрные прыгают Nx. Другого убегания, кроме ΔG7d (3), у белых нет (ведь иначе  ▲P’7d), но это убегание открывает дорогу замечательному ходу N8c+ (4).

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔKx8cP’7e (4)

   На (3) [итог] данного тэсудзи виден во всей красе.

   Пожертвовав коня, чёрные получили право сыграть P’7e (4). Чем бы белые ни брали коня, королём или золотом, далее чёрные в любом случае получат золото.* Тэсудзи, начавшееся с N’8g, это просто чудо.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

*) Но после ΔGx7e ▲Sx ΔG6c … ΔP’7d потеряют серебро… (прим. перев.)

Правило Хабу № 49: Захват ладьи

Вилка – это основа основ.

Простое использование силы коня

   Форма (1) проста.

   Чёрные сбросом коня могут захватить ладью. Подумайте, какими ходами это можно сделать.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

Ход после (1), вариант 1: P’1b (2)

   Правильный ответ – простой сброс P’1b (2). Вы уже наверняка видите вилку конём на короля и ладью.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔKx1b N’2d (3)

   Белые без вариантов вынуждены взять пешку королём, после чего сбрасываемый на 2d конь даёт шах и нападает на ладью.

   Эту задачку обычно дают новичкам, но у неё есть и один вариант. Этот вариант ведёт к утифудзумэ.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: ▲N’2d ΔR3d (A)

   Если вместо P’1b сразу сыграть ▲N’2d, то ладья убежит ΔR3d (A) с нападением на коня.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   На (A) ход ▲P’1b запрещён правилом утифудзумэ, так что чёрные в проигрыше.



Правило Хабу № 50: Вилка конём

Когда нет места для сброса коня, надо сначала создать для него пустое пространство

   Позиция (1) – задача на создание места для сброса коня. Какой ход тут хорош для сброса коня?

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): P5d (2)

   На 5-й вертикали есть сильная ладья. Её-то и использует сильный удар P5d (2).

   Если чёрные сделают токина на 5c, это будет большой успех.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2), вариант 1: ΔPx5d N’5c (3)

   Если белые возьмут пешку, поле 5c освободится. Таков эффект цукисутэ P5d.

   Ход N’5c – вилка на золотых. Реализовав целевой сброс, чёрные достигли успеха. Вилка – это функция коня, в которой он особенно силён.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Вернёмся к диаграмме (2). А что, если поспешно сыграть ▲Rx5d?

   Ходы после (2), вариант 2: ΔPx5d ▲Rx ΔP’5b (A)

   Шах вызывает хорошее ощущение, но белые защищаются ΔP’5b (A), и продолжения у чёрных нет. Коня на 5c уже не сбросить.

   [Сравните с] ощущениями от вилки.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

Правило Хабу № 51: Жертва коня создаёт лошадь-дракона

Интересный способ применения коня.

Тэсудзи конём с неожиданной жертвой

   На (1) чёрным хочется перевернуть слона налево. Как бы это сделать?

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): N’8c (2)

   Дыра в белом лагере есть лишь в одном месте: это поле 8c.

   Сброс N’8c (2) заманчив. С его помощью чёрные безусловно смогут перевернуть слона.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2), вариант 1: ΔRx8c Bx9a+ (3)

   N’8c – нападение на стрелку, поэтому если белые ответят тэнуки, то ходом Nx9a+ чёрные выиграют фигуру.

   Однако взятие ΔRx8c белым не помогает. Чёрные берут стрелку ходом Bx9a+ (3). Они чудом перевёртывают слона.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Вернёмся к диаграмме (2). Что, если увести стрелку ходом ΔL9c?

   Ходы после (2), вариант 2: ΔL9cN9a+ ΔR8c ▲+N9b (A)

   Тогда чёрные просто играют N9a+, и после ΔR8c ходом ▲+N9b (A) получают достаточно [выигрышную] форму. Конь сработал великолепно.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ


Правило Хабу № 52: Перед прыжком коня

Предварительная жертва пешки делает прыжок коня успешным

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Форма позиции (1) легко возникает в партиях статичной ладьи.

   Если в ней сразу прыгнуть ▲N4e, то белые отступят ΔS4b, и после ΔP4d чёрные потеряют коня.

   Но есть ход, который делает прыжок ▲N4e эффективным.

   Ход после (1): P3e (2)

   Удар P3e (2). Он и только он необходим перед прыжком коня.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔPx3e P’3c (3)

   Жертва пешки на 3-й вертикали резко повышает пользу, которую может принести конь.

   После ΔPx3e, ходP’3c (3) – это тэсудзи «сброс пешки в ключевую точку». Какой бы фигурой белые её не взяли, им будет плохо.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔBx3cN4e (4)

   На самом деле, как бы белые на (3) ни ответили, атака чёрных всё равно продолжится:

  • Если ΔGx3c, то N4e – вилка, как и на (4).
  • Если ΔNx3c, тоP’3d, и белый конь пойман.
ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Вот так жертва пешки оживляет действие коня.



Правило Хабу № 53: Прыжок коня в другом направлении

Уклонение от размена — неожиданный для противника хороший ход

   Позиция (1) – вполне обычная, без изысков, но и в ней у чёрных есть ходы, в которых активно действует конь на 7g. Куда же ему идти?

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): P7e (2)

   В руке у чёрных есть пешка.

   Применить эту пешку в атаке поможет цукисутэ P7e (2).

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

Ходы после (2): ΔPx7e P’7d ΔN8e (3)

   В ответ на ΔPx7e чёрные, сбросом пешки из руки P’7d, нападают на коня.

   Этот сброс пешки — их первая цель.

   Белые убегают ΔN8e (3). Это ключевая позиция.

   На (3) у чёрных есть хороший ход.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): N6e (4)

   Если на (3) сыграть ▲Nx8e, то ΔPx, и толку не будет. То есть, толк будет, но только для белых.

   Но у чёрных есть прыжок в другом направлении N6e (4). Этот ход – их вторая цель. Теперь они грозят сыграть ▲P7c+.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход N6e – это тэсудзи «прыжок в другом направлении».



Правило Хабу № 54: Слабая точка крепости мино

При атаке на крепость мино, первый шаг – прицениться к краю

   На (1) у белых крепость мино.

   Но и у этого крепкого лагеря есть слабая точка. Найдите её.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): P9d (2)

   Слабая точка крепости мино – край.

   Ход P9d (2) – ключ к «атаке по краю». Тут чёрным хватит ходов.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔPx9d P’9c (3)

   На (2) чёрные грозят атакой ▲Px9c+ ΔLx ▲Lx+ ΔNx ▲P’9d, поэтому отвечать ΔPx9d белые вынуждены.

   Далее чёрные спокойно навешивают пешку P’9c. Это хороший ход. А скоро настанет и черёд коня.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔLx9cN8e (4)

   Если на (3) белые ответят тэнуки, то чёрные сыграют ▲Lx9d – быстро и хорошо. Если ΔNx9c, то ▲P’9b ΔLx ▲Lx9d (и у белых не будет защиты ΔP’9b). Ну а если ΔLx9c, то атака продолжится ходомN8e (4).

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ


Правило Хабу № 55: Ключевая точка в атаке по краю

Если Вы помните образец атаки по краю, то смещённая ладья не страшна

   На (1) желательно атаковать белых. Наверное, Вам уже ясно, где тут ключевая точка для атаки.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): P9e (2)

   И тут тоже это атака по краю P9e (2). Против мино атака по краю обычно является ключевой.

   Возможно, это правило будет верно даже через вечность.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔPx9e P’9b ΔLx P’9c (3)

   Если чёрные возьмут пешку на 9d, для белых это будет наихудшим из возможного, поэтому белые играют ΔPx9e.

   Далее чёрные, без промедления, бьют пешками P’9b ΔLx P’9c (3).

   Рэнда-но фу («подряд бьющие пешки») – это жёсткая атака.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔLx9cP’9d ΔLxN’8f (4)

   Если на (3) сыграть ΔNx9c, то ▲P’9d ΔN8e ▲Lx9e, и чёрным хорошо: ведь далее защиты от ▲P9c+ нет.

   После «выуживания» белой стрелки чёрные делают хороший ход N’8f (4), который и был целью.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ


Правило Хабу № 56: Жертва коня ускоряет атаку

Необычная мера: внезапная жертва, когда думаете, как ускориться

   На (1) – опять крепость мино, которую тоже можно разрушить с краю.

   На сей раз слон – не на доске, зато есть сброшенный на 8f конь; нет пешки в руке, в общем, условия другие. Как же тут атаковать?

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): Nx9d (2)

   Да, это внезапный прыжок. Бывают в сёги и такие ходы.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔLx9d P9e (3)

   Если на (2) белые побегут ΔK7a, то ▲B’8b ΔK6b ▲Bx9a+. Если же ΔK9b, то ▲Rx6a+ ΔSx ▲B’7a или ▲B’7a ΔGx ▲Rx+ — и так и так, острое ёсэ.

   В ответ же на ΔLx9d чёрные ударяют стрелку P9e (3). Жертва коня ускорила чёрную атаку.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔLx9eLx (4)

   Ход P9e белые игнорировать не могут. Если бы они ответили тэнуки, взятие Px9d было бы слишком суровым, но и после ΔLx9eLx (4) у них проблемы. Если далее ΔP’9c, то ▲L’9i, и число атакующих фигур у чёрных увеличилось.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ


Правило Хабу № 57: Жертва коня с превращением

Жертва коня в ключевой точке анагумы – поле 3c – начинает атаку

   На (1) у белых лагерь ибисяанагума. Этот прочный лагерь силён против атаки генералами, но против лёгких «камушков» (коней, стрелок и пешек) он относительно слаб.

   Итак, как же тут атаковать?

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): Nx3c+ (2)

   Не ходя вокруг да около, атакуем  Nx3c+. Конь жертвуется, но итог – выуживание — будет достаточной [компенсацией за эту жертву].

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔLx P1d (3)

   На взятие Nx3c+ у белых есть три следующих ответа:

1. ΔSx1c — тогда ▲+Rx3a.

2. ΔNx1c – тогда ▲P1d ΔN2e ▲P1c+

3. ΔLx1c — тогда P1d (3)

   В любом варианте, чёрным лучше. Белые страдают от фугирэ.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔLx1d ▲Lx ΔP’1c ▲Lx+ ΔNx ▲L’3c (4)

   На ΔLx1d чёрные отвечают шахомLx. Все ходы вплоть до ΔNx1c – естественные ответы.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход L’3c (4) – весьма острый. Если на него белые ответят ΔG2a, то ▲L3b+.

   Наконец, вместо Lx1d у чёрных есть и перспективный ход ▲P’1c.



Правило Хабу № 58: Базовое ёсэ

Комбинация со слоном: если решиться, это тэсудзи принесёт большую радость

   На (1) у чёрных ладья и слон расположены идеально относительно белого неполного мино. Используйте эти старшие фигуры, чтобы додавить белых.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): S’8b (2)

   Сброс ▲N’7b на (1) – это хисси. Однако есть тут ход и получше. S’8b.  

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔKx8b N’7d (3)

   Жертва серебра S’8b ускоряет приближение к белому королю. Короче говоря, это сокудзуми (быстрое цумэ).

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔK9bG’8b (4)

   Куда бы на (3) белый король ни побежал, на 9b или на 7a, в любом случае ходом G’8b он получит мат.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Комбинация слона и коня, дающая приближение к королю в крепости мино, — это основа основ.



Правило Хабу № 59: Решающий ход – сброс коня

Цель шаха лошадью – сброс коня.

Атака, защититься от которой необычайно трудно

   На (1) хочется придумать, как приблизиться к белому королю. Тут есть искусное приближение с помощью коня.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): ▲+B4d (2)

   ▲+B4d – наилучший приближающий ход. Это и шах, и, одновременно, освобождение поля 3d для сброса коня. Не упустите такой ход!

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔS3c N’3d (3)

   ΔS3c – единственный защитный ход. Если вместо него сыграть ΔG3c, то ▲Rx4b+, а если ΔN3c, то ▲N’3d – в любом случае, простое цумэ.

   Но и на защиту ΔS3c ответ N’3d (3) тоже наносит болезненный удар.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔK1a ▲+Bx3c ΔGxS’2b (4)

   Поскольку коня на 3d белым не взять, они вынуждены отступить ΔK1a, но чёрные решительно жертвуют лошадь ▲+Bx3c, приближаясь к белому королю. Фигур для защиты сбросом у белых нет,* поэтому они играют ΔGx и получают матS’2b (4).

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   В этой задаче решающим ходом стал сброс коня N’3d.


*) но и никакие фигуры в руке белых не спасли бы: ΔX’2b ▲Nx+ ΔGx ▲+Bx ΔKx ▲R4b+ ΔG’3b ▲S’3a ΔK1a ▲G’2b ΔGx ▲+Rx – всё равно цумэ. (прим. перев.)

Правило Хабу № 60: Линия боя слона

Сброс коня, использующий линию боя слона.

Идеально слаженная комбинация

   Позиция (1) – тоже на метод атаки комбинацией слона и коня. Найдите тут быстрое цумэ.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): N’3d (2)

   Ход N’3d – шах, который всегда очень жёсткий.

   Когда, как в позиции (1), король оказывается на перекрытой линии боя слона, сброс коня становится базовым приближением.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔK1b G’2b ΔK1c B4f (3)

   Если на (2) сыграть ΔK3b, то ▲G’4b – мат. Если же ΔK1b, то тоже простоG’2b.

   Когда король бежит на 1c, лишь B4f (3) – точное ёсэ. Если вместо этого сыграть ▲N2e, то после ΔK2d ▲B4f ΔKx3d король убежит.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔP2dN2e (4)

   От B4f белые защищаются ходом ΔP2d. В цумэ-сёги такой ход называется «вставка перемещением». Вставкой при этом становится фигура, перемещаемая по доске. Если же белые что-нибудь сбросят на 2d, это будет просто «вставка».

   Но ход N2e (4) всё равно ставит мат. И опять, конь использует линию боя слона.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ


Правило Хабу № 61: Место для сброса коня

Внезапно придавим внутри крепости.

Конь работает превосходно

   На (1) у белых – ибися-анагума.

   У чёрных же есть метод, дающий возможность разрушить эту анагуму с помощью коня и двух пешек из руки.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (1), вариант 1: P’1c ΔLxP’1b ΔKxN’2d (2)

   P’1c – это тэсудзи «бьющая пешка». Ход P’1b [подтаскивает короля под] сброс коняN’2d (2).

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔK1a ▲+Rx3a ΔSxG’1b (3)

   На шах N’2d у белых есть лишь один ответ – отступление ΔK1a.

   Далее чёрные берут фигуру-заложника (ситигома) — золото, ходом ▲+Rx3a. Термин «ситигома» означает фигуру противника, которую можно взять в любой момент. Теперь, если ΔSx, тоG’1b (3) – мат.*

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: P’1c ΔNxP’3b ΔG2aB6e (A)

   Если на P’1c белые ответят взятием ΔNx, тостанет эффективен сбросP’3b. После уклонения ΔG2a у чёрных будет хороший ход B6e (A). Это цумэро: +Rx2a ΔKx P3a+ ΔKx G’3b.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

*) От этого мата у белых есть лишь одна защита: ΔG’1b, но тогда ▲+Rx2a ΔKx ▲G’3b ΔK1a ▲Nx1b+ ΔKx ▲N’2d ΔK1a ▲G’1b – всё равно цумэ.

   Такая разновидность хисси, как на (3), — когда любая защита от одного цумэ приводит к другому цумэ, — называется кирикаэси. (прим. перев.)

Правило Хабу № 62: Слон и конь атакуют анагуму

Даже крепкий лагерь с анагумой можно разрушить силой линии боя слона и сброса коня

   На (1) надо атаковать белую ибисю-анагуму. Где здесь цель?

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): P4c+ (2)

   Чёрный слон скрытно смотрит на белого короля. Другими словами, это «король на диагонали слона».

   Начнём с жертвы P4c+ (2). Этот ход расчищает диагональ слона.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔGx4c N’3e (3)

   Разумеется, P4c+ — нападение на золото.

   Если в ответ на этот лёгкий ход золото отступит ΔG3a, то ход ▲N’3e создаст цумэро (▲Nx2c=).

   Ну а в ответ на ΔGx4c следует ключевой ход N’3e (3). Сбрасываемый на 3e конь бьёт поля 2c и 4c. Таким образом, это и нападение на золото, и одновременно прямое цумэро белому королю.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔGx3dNx2c= (4)

   Если золото спасается со взятием ΔGx3d, тоNx2c= (4). Бежать белому королю некуда, это сокудзуми.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Комбинация слона и коня успешно атаковала анагуму.



Правило Хабу № 63: Подготавливающая последовательность

Эффективное применение пешки поможет коню проявить свою силу

   На (1) опять ибися-анагума.

   На что в этом прочном лагере должны нацелиться чёрные?

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): P2d ΔPxP’2e (2)

   Ключевой в белом лагере является 2-я вертикаль. На неё и направлена атака P2d. На ΔPx чёрные отвечают цепной пешкой (цугифу) P’2e (2). Этот ход вызывает хорошие ощущения. Его цель очевидна.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔPx2e P’2d (3)

   После ΔPx2e чёрные подвешивают пешку (тарэфу)P’2d (3). Далее уже виден очень перспективный ход ▲N’2c.

   Целью чёрных пешечных тэсудзи и был этот сброс коня. Эти тэсудзи (цугифу и тарэфу) были подготови-тельной последовательностью.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔG3bRx2e (4)

   Ход ΔG3b — [попытка] защитить 2-ю вертикаль.

   Если вместо Rx2e сразу сыграть ▲N’2c, то ΔSx ▲Px+ ΔGx ▲Rx2e ΔP’2d, и атака прервётся. Поэтому в ответ на ΔG3b чёрные набирают силухорошимбыстрым ходом Rx2e (4). Вертикаль ладьи открылась, поэтому продолжение ▲N’2c стало страшнее.*

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

*) Если далее ΔP’2c, то ▲Px2c+ ΔSx ▲P’1d ΔSx ▲Rx — чёрные выиграют генерала, хотя потом белые защитятся ΔP’2c ▲R2i ΔK2b. (прим. перев.)

Правило Хабу № 64: Умелая жертва коня

Конь – это дальнобойное оружие, которое является естественным врагом крепости мино.

   На (1) у белых крепость мино. Это стандартная крепость смещённой ладьи.

   Но и у этой формы есть слабые точки.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (1), вариант 1: P’6b ΔG7aN’6c (2)

   Сброс P’6b – нападение на золото. Это ключевой удар, от которого белые вынуждены убегать. После ΔG7a преследование [золота] продолжается сбросом N’6c (2).

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔSx6c P6a+ ΔG7b ▲+P6b (3)

   Сброс N’6c (2) – жертва задаром. Но нет ничего дороже, чем то, что даётся даром. Так и в этом случае.

   После ΔSx6c, ходP6a+ — открытый шах. В ответ на ΔG7b чёрные отступают ▲+P6b (3) – они добились успеха.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: ▲P’6c ΔP’5b (A)

   Цель подвешивания ▲P’6c – ход ▲P6b+, но так шанс будет упущен.

   ΔP’5b (A) – точная защита. Боковой бой ладьи перекрывается, и чёрные, не имея возможности создать токина, проигрывают.*

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

*) Правда, у них остаётся на 2 темпа более медленная угроза ▲N’4c…▲N5a+. (прим. перев.)

Правило Хабу № 65: Хорошее место для сброса коня

Работа коня издалека создаёт базу.

Важно найти ключ к крепости

   На (1) в белом лагере опять крепость мино. Здесь у чёрных есть  хорошее место для сброса коня.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): N’6c (2)

   Чёрные со щелчком сбрасывают коня N’6c (2). Это искусный ход. Если ΔSx, то ▲Rx6a+, и чёрным хорошо. Если этот сброс коня проигнорировать, то ▲S’7a ΔK9b ▲Rx6a+ ΔSx ▲G’8b.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2), вариант 1: ΔP9d S’6b (3)

   Ходом ΔP9d белые ликвидирует вышеупомянутое судзи приближения. Теперь, если ▲S’7a, то ΔK9c, и у белых всё в порядке.

   Но на ΔP9d чёрные жёстко отвечают атакующим сбросом S’6b (3). Теперь, если ΔGx6b, то ▲R7a+ ΔK9c ▲+Rx6b – приближение с сохранением темпа.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Вернёмся к диаграмме (2). А что, если на ΔP9d ответить ▲N5a+?

   Ходы после (2), вариант 2: ΔP9d ▲N5a+ ΔG7a (A)

   ▲N5a+ — нападение на золото, но белые убегают ΔG7a (A), и как дальше атаковать, неясно. Перевёрнутый конь стал «тяжёлой» (тормозящей атаку) фигурой. Это нехорошо.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ


Правило Хабу № 66: Искусство продолжения

Ударь в слабую точку крепости фуна.

Не упусти мгновенное приближение

   Форма из позиции (1) легко может появиться в партии смещённой ладьи.

   Дракон на 6a размещён хорошо. Как бы далее лучше всего придавить белого короля, сидящего в «лодке»?

   Тут есть умелое применение коня.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): N’2d (2)

   Сбросим коня на голову пешки. Эта жертва коня с шахом – приближающее тэсудзи.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔPx2d S’2c (3)

   Брать коня на 2d белые обязаны. Если вместо этого они сыграют ΔK2b, то ▲+Rx4a, а если ΔK3a, то ▲S’3b – лёгкое приближение.

   На ΔPx2d чёрные отвечают ещё одной жертвой S’2c (3). Эти жертвы — серия тэсудзи. Их цель – съедение золото на 4a.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔKx2c ▲+Rx4a (4)

   Если ΔKx2c, то белые реализуют ход ▲+Rx4a (4) – и их атака успешна.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Если далее ΔS’3b, то ▲+Rx5b, а если ΔG5a, то ▲+Rx2a.

   Кстати, если на (3) белые сыграют ΔK3a, то ▲+Rx5b ΔGx ▲G’3b – цумэ.



Правило Хабу № 67: Характерная особенность коня

Отбежать драконом – проигрыш.

Жертва коня создаст форму приближения

   На (1) дракон под ударом. Если сыграть ▲+R4a, то белые защитятся ΔG’5a. Как же тут приблизиться, не давая возможности сопротивления?

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): G’7b (2)

   Этот «сброс золота на живот» называется окури-тэсудзи. Первейший из приёмов приближения.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔKx7b ▲+Rx5b ΔG’6b N’6d (3)

   После отхода короля на 7b чёрные съедают золото.

   После защиты ΔG’6b кажется, что атаку не продолжить, но это неверно: далее есть хороший ход N’6d (3).

   Этот сброс коня даёт приближение к белому королю.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔP’6dG’6c (4)

   G’6c (4) – очевидное приближение. На (4) ΔK8b ▲+Rx6b, и белые получают быстрое цумэ.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход N’6d  на (3) лучшим образом проявляет характерную особенность коня.



Правило Хабу № 68: Конь разрушает ягуру

Осознайте силу тэсудзи «сброс коня на голову пешки» против ягуры

   На (1) у белых – золотая ягура. Существует замечательное тэсудзи, разрушающее эту крепость.

   Подумайте, пожалуйста, куда бы тут стоило сбросить коня.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): N’2d (2)

   Сброс коня над головой короля N’2d (2) – это известное тэсудзи, разрушающее ягуру.

   Этот ход очень жёсткий.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2), вариант 1: ΔPx2d Px ΔSx P’2c ΔKx Rx2d ΔKx ▲+Bx3b (3)

   После ΔPx2d Px ΔSx,сброс пешки на голову короля P’2c – ёсэ-тэсудзи.

В ответ на ΔKx чёрные героически жертвуют Rx2d. Наконец, ▲+Bx3b (3) – это хисси. Защиты от сброса золота и сверху, и снизу у белых нет.*

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Вернёмся к диаграмме (2).

   Ходы после (2), вариант 2: ΔSx2dPx ΔPxRx ΔP’2cRx+ ΔGxS’3b (A)

   Если белые играют ΔSx2d, то далее чёрные всё равно жертвуют ладью, и после S’3b (A) получают очевидное приближение. Это двойное цумэро: ▲Sx2c+ и ▲+B3a ΔK1b ▲Sx2a=. А ещё в этой последовательности, кроме Rx+, есть и другое приближение, ▲S’3a.**

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

*) Например, если ΔR’2c, то ▲S’2e ΔK1c ▲S’2d ΔRx ▲Sx ΔKx ▲G’2c – цумэ. (прим. перев.)

**) Если ΔGx3a, то ▲Rx2d – цумэ, а если ΔK1b, то ▲+Bx3b, и защиты тоже нет. (прим. перев.)

Правило Хабу № 69: Лёгкое приближение

Когда конь блокирует сверху, приближение – лишь вопрос времени

   На (1) есть приближение с помощью коня. Хочется, чтобы Вы связали тут искусную цепь ходов.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

Ходы после (1): P’2c ΔKxN’1e (2)

   Сначала – вступающий сброс P’2c. Эту пешку белые вынуждены брать королём, без вариантов. Ведь если ΔK1b, то ▲+Rx3b, а если ΔK3a, то ▲N’4c.

   Ход N’1e (2) являлся целью.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔK2b P’2c ΔK3a N’4c (3)

   Если в ответ на P’2c белые побегут наверх ΔK1d, то ▲N’2f – цумэ.

   Если же ΔK2b, то опятьP’2c, и после ΔK3a погоню продолжает сбросN’4c (3).

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔGx4c ▲+Rx (4)

   На шах N’4c у белых есть лишь один ответ — ΔGx4c. Но после встречного взятия ▲+Rx (4) защиты [от цумэ] у белых уже нет. Поскольку фигура, взятая белыми, — это конь, крепость ею белым не усилить.

   Осью этого лёгкого приближения были кони.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ


Правило Хабу № 70: Метод создания цумэро

Атака на ключевую точку.

Тэсудзи сброса коня высшего класса

   На (1) белые в анагуме.

   Есть ход, создающий этому королю цумэро. Куда тут сбросить коня?

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): N’7c (2)

   Сброс N’7c – великолепное ёсэ-тэсудзи. Это цумэро ▲Nx2a+ ΔGx ▲S’2b.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔS’7b Nx8a+ ΔSx N’7c (3)

   Если на (2) белые возьмут коня золотом, то ▲S’8b — цумэ в 1 ход.

   Поэтому белые сопротивляются ходом ΔS’7b, но чёрные жёстко играют Nx8a+ ΔSx N’7c (3). Эта форма – тоже цумэро.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔGx7cS’8b (4)

   Если на (3) белые ничего не сделают, то получат цумэ ▲Nx8a+ ΔGx ▲S’8b.

   Но и ход ΔGx7c не мешает чёрным поставить быстрое цумэ S’8b (4).

   Как гласит пословица, «отманивай золото по диагонали». Хороший ход чёрных N’7c как раз и следовал этой пословице.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ


Правило Хабу № 71: Жертва коня пресекает побег короля

Идеальное блокирование сверху создаёт место для сброса золота

   Как на (1) добить белого короля?

   Тут можно искусно применить коня.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

Ход после (1), вариант 1: N’4d (2)

   Если на (1) дать шах ▲G’5b, то король убежит ΔK3b. Это основы: «шахи – только для придавливания». Так выйдет хуже всего.

   В такие моменты на сцену выходит конь. Его жертва N’4d (2) создаёт благоприятную диспозицию.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔPx4d G’4c (3)

   Сброшенный на 4d конь бьёт поля 3b и 5b. Это цумэро.

   Ответ ΔPx4d у белых единственный.

   Далее чёрные навешивают золото G’4c (3). Теперь белому королю не шелохнуться. Если защититься ΔG’5a, то всё равно ▲G’5b – цумэ.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: ▲G’2b ΔR’9b (A)

   Видно, что если бы на ▲G’2b белые ответили ΔSx, то ▲G’4b – цумэ.

   Но в ответ на это тэсудзи у белых есть защита ΔR’9b (A), так чёрные проиграют.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Короче, конспект: N’4d … ▲G’4c.



Правило Хабу № 72: Приближение без переворота

Матовая форма с помощью золота.

Хочется, чтобы это тэсудзи Вы чётко помнили всегда

   Диаграмма (1) – задача на «ход сердцем». Это простейшая цумэ-сёги. Ключ – в первом ходе.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

Ход после (1), вариант 1: N3c= (2)

   Шах N3c= (2) – это тэсудзи, которое очень желательно запомнить.

   Шагающие на 3-ю горизонталь лагеря противника фигуры можно переворачивать, но ходы без переворота бывают тоже сильны. Цена памяти об этом в реальных играх достаточно высока.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔRx3c G’2b (3)

   Если на N3c= белые ответят ΔK1a, то ▲G’2a; если же ΔK3a, то ▲G’4a – мат.

   Единственный остающийся у них ход — ΔRx3c, но и тогда G’2b (3) – мат.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Матовая форма на (3) имеет своё название: «золото на голове короля». Вот к какому простому финишу ведёт ход конём без переворота.

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: ▲+Px3b (A)

   Взятие ладьи токином очень притягательно, однако после ΔKx3b короля будет не поймать.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Если далее ▲R’3c, то ΔK4b ▲G’5c ΔK5a ▲R3a+ ΔP’4a. Если же ▲G’3c, то ΔK4a ▲R’4c ΔK5b, и король уплывает в открытое море.



Правило Хабу № 73: Матовая форма конём

Даже защита двумя золотыми не поможет: кони уже готовы нести неизбежную смерть и ставить мат

   На (1) надо успеть атаковать двумя конями до того, как серебро на 5c будет съедено.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

Ход после (1), вариант 1: N’4c (2)

   Сила защиты белого дракона велика. Однако и он перед лицом характерной особенности таких фигур, как кони, окажется бессилен.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): Δ+Rx4c N’6c (3)

   На сброс N’4c белые вынуждены ответить Δ+Rx, и далее всё очевидно.

   Ход N’6c (3) ставит неподвижному белому королю мат.

   Конечно же, первый ход N’6c – тоже правильный ответ: далее Δ+Rx6c N’4c.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: ▲N’4e ΔP’5b (A)

   Ходом ▲N’4e чёрные защитили столь важное для них серебро.

   Видно, что если теперь белые ответят Δ+Rx4e, то ▲N’6c – мат.

   Однако это детская попытка обмана. Белые ответят ΔP’5b (A), и чёрным будет не найти хода.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ


Правило Хабу № 74: Эффект от жертвы коня

Очистим важный пункт.

Такое приближение часто возникает в реальных партиях

   На (1) надо взять белого короля в прочный захват.

   Если начать с ▲B’4a, то ΔK2b ▲P2d ΔS’3b, и чёрные проиграют.

   Но здесь есть хороший пункт для сброса коня.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): N’2d (2)

   Эта жертва сбросом на голову пешки – хороший ход.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔPx2d B’4a (3)

   Если на (2) побежать ΔK2b, то ▲B’3a ΔKx ▲G’3b – простое цумэ.

   Если же ΔPx2d, то послеB’4a (3) видно, что возникла матовая форма. Ведь жертва коня освободила поле 2c.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔK2bG’2c ΔK3aB3b+ (4)

   Король уходит на 2b, но чёрные делают точный сброс G’2c. Вот тут-то и проявился эффект от жертвы коня.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Такая форма, как на (1), часто возникает в реальных партиях. Поэтому судзи N’2d…▲B’4a желательно помнить.



Правило Хабу № 75: Блестящий сброс коня

Жертва коня – это привычная техника в цумэ-сёги.

Затыканием пути к бегству ставится быстрое цумэ

   На (1) желательно убить белого короля быстрым цумэ. Тут тоже на сцену выходит ёсэ-тэсудзи конём.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): G’7b (2)

   Если вместо этого хода начать с ▲N’7d, то ΔK7c, и король убежит на простор.

   Известно, что в ёсэ загонять короля надо, сужая доступное ему пространство.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔK9b N’8d (3)

   Если на (2) белые сыграют ΔK9c, то ▲Px9d ΔK8d ▲G’7e – цумэ.

   Остаётся вариант бегства ΔK9b. Если теперь сыграть ▲G’8b, то ΔK9c ▲Px9d ΔK8d – король убежал, и находится в безопасности.

   Однако у чёрных есть хороший ход N’8d (3).

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔPx8dG’8b ΔK9cPx9d (4)

   Если на (3) белые сыграют ΔK9c, то ▲Px9d ΔKx8d ▲G’7e.

   Если же ΔPx8d, тоG’8b ΔK9cPx9d (4) – цумэ. Так что, возьмут ли белые на (3) коня, или побегут от него, — в любом случае они получат мат. Таков этот блестящий сброс коня.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ


Правило Хабу № 76: Сброс коня в фокусную точку

В дзёсэки «гокигэн накабися» есть атакующе-защитный сброс на 5e

   На (1) у чёрных — статичная ладья, а у белых – сверхбыстрая атака гокигэн накабиси.

   В этой позиции белые только что съели серебро ходом ΔBx8h+. Каким должен быть следующий ход чёрных?

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): N’5e (2)

   Этот сброс коня в фокусную точку (точку пересечения линий боя лошади и ладьи) имеет скрытую острую цель.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2), вариант 1: ΔK6b B’7e ΔS3b ▲+Rx1a (3)

   Ходом ΔK6b белые уводят короля в более безопасную зону и одновременно защищают поле 6c.

   Ход B’7e – защитно-атакующий. Ходом ΔS3b белые защищаются от ▲Bx3a+.

   Вплоть до ▲+Rx1a (3) это развитие игры следует дзёсэки.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Вернёмся к диаграмме (2).

   Ходы после (2), вариант 2: ΔS’5dB’3c ΔK6bNx6c+ (A)

   Ход ΔS’5d следовал пословице «серебро на голову коня», но в данном случае он лишь идеально дал чёрным возможность провернуть трюк. После шаха B’3c чёрные сделали хороший ходNx6c+ (A): после ΔSx6c чёрные ходомBx8h+ захватят лошадь (этот приём, вскрытие линии боя с шахом и последующим захватом ценной фигуры даром, называется сунуки) и получат большое преимущество.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ


Правило Хабу № 77: Из дзёсэки Кимуры

В последний момент атака свяжется.

Блестящая серия ходов из дзёсэки

   На (1) показан эндшпиль партии с какугавари косикакэгин.

   14-й пожизненный мэйдзин Кимура Ёсио вложил в эти дзёсэки свою душу, поэтому они носят название «дзёсэки Кимуры».

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): N’4d (2)

   В руке есть конь. Вот его чёрные и сбрасывают на 4d.

   Этот шах – болезненный удар.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔSx4d Rx2c+ ΔKx Bx4d+ (3)

   Если на (2) король побежит от шаха, то чёрные даром заберут золото ▲Rx2c+, получая большое преимущество.

   Если же ΔSx4d, то они жертвуют ладьюRx2c+, а после ΔKx берут и сереброBx4d+ (3). Это цумэро: ▲G’3c и т.д.* Да, волшебная приближающая последовательность.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔG4cSx4e (4)

   На (3) белые могут попытаться оказать сопротивление ходом ΔG4c, но сильный ответSx4e (4) станет решающим ходом.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Далее, если ΔSx4e, то ▲+Bx4c, а если ΔGx4d, то ▲Sx4d, и в любом случае чёрная атака не ослабнет. То, что королю не убежать налево, играет в этом приближении большую роль.


*) Если ΔK1b, то ▲+B3d; если ΔK2d, то ▲+B3d; ну а если ΔK1c, то ▲+B3e ΔR’2d (ΔN/P’2d ▲S’2b ΔK1c ▲+B3d) ▲+Bx ΔKx ▲R’2c ΔK3e ▲P’1f ΔKx ▲G4g ΔK3e ▲P’3f ΔK4d ▲S’3e – точное цумэ. (прим. перев.)

Правило Хабу № 78: Атакующе-защитный конь

Чёрные защищаются от переворота слона, одновременно угрожая мгновенным приближением

   На (1) — миттельшпиль партии статичной ладьи против смещённой.

   Белые тут только что взяли ладью ходом ΔBx2b.

   У чёрных здесь есть атакующе-защитный ход.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

Ход после (1), вариант 1: N’6f (2)

   N’6f тут – единственный хороший ход на доске. Он блокирует диагональ слона, и одновременно угрожает ▲Nx7d.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔS’6e R’2c (3)

   Ход N’6f – это вариант «дзёсэки Ямады». Оригинальные идеи Ямады Митиёси, 9 дана, по взлому сикэнбиси, который когда-то играли весьма часто. Это замечательные дзёсэки.

   Сброс «серебра перед конём» ΔS’6e защищает от ▲Nx7d.

   В ответ чёрные нападают на слона сбросом R’2c (3), сохраняя своё позиционное доминирование.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: ▲S’7g ΔR’2g (A)

   Ход ▲S’7g защищает от ΔBx9i+, но по сравнению с оказывающим встречное давление N’6f он слаб. Разница в качестве этих ходов очевидна.

   Ходом ΔR’2g (A) белые захватывают контроль над 2-й вертикалью, получая преимущество.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ


Правило Хабу № 79: Большой потенциал коня

Мощный ход конём без переворота с ключевым нападением на золото на 6a

   На (1) – миттельшпиль партии статичной ладьи против смещённой.

   Ходом ΔR4b белые перебросили ладью на вертикаль, на которой идёт бой; это первоклассный метод борьбы смещённой ладьи.

   Но у чёрных в этой позиции есть шанс. Их конь на 4e может провести умелое сабаки.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

Ход после (1), вариант 1: Nx5c= (2)

   Nx5c= — «крутой» ход.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔRx4h+ ▲Nx6a+ (3)

   Ладья белых на (2) под ударом, поэтому они играют ΔRx4h+. Чёрные же продолжают серию хороших ходов взятием Nx6a+ (3). Теперь, если ΔSx6a, тоGx4h, и чёрные, выиграв материал, получат преимущество.

   Если же на (3) белые сыграют Δ+R4i, то ▲B’7a ΔK9b ▲G’8b ΔK9c ▲Gx7b ΔK8d ▲S’7e ΔK8e ▲S7g – хисси.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Вернёмся к диаграмме (1).

   Ходы после (1), вариант 2: ▲Nx5c+ ΔRx4h+ ▲Gx ΔGx5c (A)

   Если же чёрные сыграют просто ▲Nx5c+, то после ΔRx4h+…ΔGx5c (A) белые будут в выигрыше.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   [Возможности] хода без переворота там, где можно перевернуть – одно из лучших свойств сёги.



Правило Хабу № 80: Правый конь выходит на фронт

В партиях с ягурой важно применять коня. Есть ему путь и с краю

   На (1) – партия с ягурой. Чёрные атакуют серебром на 3g. Белый слон на 6d из защиты переключился на контратаку. Ходом ΔP9e белые открыли свой план. Для чёрных желательно, чтобы их правый конь принял участие в атаке.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ход после (1): N7g (2)

   Итак, конь прыгает на край. Далее он прыгнет на 2e.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔS2d N2e (3)

   Ход ΔS2d – форма контекстной защиты.

   Защищаться от прыжка коня ходом ΔP2d белым нельзя, ибо тогда чёрные получат возможность сыграть ▲P2e, создавая опасность.

   Ходом N2e (3) конь выпрыгивает на  5-ю горизонталь, и внезапно у чёрных оказывается развёрнута атакующая форма RBSN. Кому тут лучше, неясно, но форма у чёрных хорошая, поэтому недовольны они не будут.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔN7cL1g ΔS4bS4f ΔN3cP5e ΔPxP3e (4)

   Ходом ΔN7c начинается серия построения фигур. L1g – это уход с диагонали слона.

   Ходами P5e ΔPxP3e (4) чёрные бросают вызов (сикакэ). Это пример того, как [можно завязать] битву.

ТЭСУДЗИ КОНЁМ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ
Рейтинг записи
Японские шахматы Сёги
Добавить комментарий