Сикэмбися: система Фудзии

   Ходы с самого начала: P7f ΔP3d P6f ΔP8d S7h (T) ΔS6b R6h (1)

СИКЭМБИСЯ: СИСТЕМА ФУДЗИИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

Против ибиси-анагумы

   Теперь рассмотрим дебют «система Фудзии», с ладьёй на 4-й вертикали. Это стратегия игры против ибиси-анагумы, разработанная Фудзии Такэси, 9 даном.

   Уже вместо S7h (T) можно, также, играть и ▲P1f (A).

СИКЭМБИСЯ: СИСТЕМА ФУДЗИИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

Выдвижение крайней пешки

СИКЭМБИСЯ: СИСТЕМА ФУДЗИИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (1): ΔP5d P1f ΔK4b P1e (2)

   На ΔP5d чёрные отвечают P1f. С этого хода начинается система Фудзии.

   После ΔK4b они вдавливают пешкуP1e (2). Выдвижение крайней пешки столь рано в дебюте является визит­ной карточкой этой стратегии.

   Вместо ΔK4b у белых есть, также, и естественный ход ΔP1d.

   Если вместо P1f чёрные сыграют ▲K4h ΔK4b ▲S3h ΔK3b ▲ K3i (1A), это будет обычная сикэмбися; другая игра.

СИКЭМБИСЯ: СИСТЕМА ФУДЗИИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Эффект хода P1e скоро проявится.

Два эффекта

СИКЭМБИСЯ: СИСТЕМА ФУДЗИИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2): ΔK3b S3h ΔG65b S6g ΔS5c G65h (3)

   У хода P1e (2) есть два эффекта:

  1. Расширение пространства короля.
  2. Возможность атаковать по краю.

   В игре против ибиси-анагумы осо­бенно важен второй их них: атака по краю.

   После ΔK3b продолжается построе­ние фигур.

   Если вместо G65h (3) сыграть ▲K4h, то ΔB3c ▲K3i ΔK2b ▲K2h ΔL1b (2A), и белые спрячутся в анагуму.

СИКЭМБИСЯ: СИСТЕМА ФУДЗИИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

Вступаем в бой с сидячим королём

СИКЭМБИСЯ: СИСТЕМА ФУДЗИИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (3): ΔP8e B7g ΔB3c (4)

   Чёрные некоторое время продолжают построение с сидячим королём. Это и является их целью.

   Есть пословица, гласящая: «избегай сидячего короля». Золотые слова, но к системе Фудзии они совершенно неприменимы. Ведь это страте­гия битвы против ибиси-анагумы с сидячим королём!

   От ΔP8e чёрные защищаются B7g. В фурибисе обычно строится именно такая защитная форма.

   Но если вместо ΔB3c (4) белые сыграют ΔP7d, нацеливаясь на быструю атаку, то ходами ▲K4h ΔS6d ▲K3i (3A) короля прячут в крепость.

СИКЭМБИСЯ: СИСТЕМА ФУДЗИИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

Стратегия белых

СИКЭМБИСЯ: СИСТЕМА ФУДЗИИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (4): P4f ΔK2b P3f (4T) ΔL1b N3g ΔP4d (5)

   Продолжается выстраивание фигур.

   Ход P4f играет атакующе-защитную роль.

   Ход ΔK2b — часть стратегии белых, направленной на затяжную партию.

   У активного хода P3f (4T) видно продолжение N3g.

СИКЭМБИСЯ: СИСТЕМА ФУДЗИИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Поднятие ΔL1b делает очевидным, что стратегия белых — ибися-анагума. После него короля прячут в угол ΔK1a, и далее укрепляются ходом ΔS2b.

   Ход ΔP4d (5) — защита от ▲N4e. Эта вилка на слона и серебро для белых недопустима.

Начало битвы с сидячим королём

СИКЭМБИСЯ: СИСТЕМА ФУДЗИИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (5): P6e ΔK1a P4e (6)

   Ходом P6e чёрные открывают диагональ слона. Как и с предыдущими хорошими ходами P1e и N3g, их игра крайне агрессивна. Видно, что форма у них боевая.

   Ходом ΔK1a ибися уводит короля в анагуму. Эта стратегия называлась естественным врагом фурибиси, но вот и против неё возникло противоядие: система Фудзии.

   P4e (6) — сикакэ. Так система Фудзии начинает битву с сидячим королём.

   Если белые ответят ΔG4c (5A), то у чёрных хорошим будет ход ▲S5f.

СИКЭМБИСЯ: СИСТЕМА ФУДЗИИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

Размениваем слонов

СИКЭМБИСЯ: СИСТЕМА ФУДЗИИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (6): ΔPx4e Bx3c+ ΔNx (7)

   Ходом P4e (6) чёрные начинают битву. Вызов этот они бросают, пока ход ΔS2b ещё не сделан, и для них это хорошо.

   Белые напряжённо отвечают ΔPx4e.

   Ходом Bx3c+ чёрные разменивают слонов.

   Если вместо Bx3c+ сыграть ▲Nx4e, то ΔBx7g+ ▲Nx ΔS6b (6A); за чёрных это проигрышный вариант.

СИКЭМБИСЯ: СИСТЕМА ФУДЗИИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Чёрные попадаются согласно пословице: «высоко прыгнувший конь —добыча для пешки». Если далее ▲B’4d,  то ΔB’2b.

   На ΔNx (7) есть хороший ответ.

Жёсткое опережение

СИКЭМБИСЯ: СИСТЕМА ФУДЗИИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (7): P3e ΔPx (8)

   На ΔNx3c (7) чёрные отвечают P3e. Это жёсткое опережение в гонке. «Лысая» голова коня — слабая точка.

   Белые берут пешку ΔPx (8). Эффект от этого цукисутэ вскоре станет очевиден.

   Если вместо ΔPx белые сыграют ΔG4c, то ▲Px3d ΔGx ▲B’1f ΔB’5b ▲Bx3d ΔBx ▲G’3e ΔB6a ▲P’3d (7A).

СИКЭМБИСЯ: СИСТЕМА ФУДЗИИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Это длинная последовательность, но в итоге чёрная атака становится решающей.

Отчаянная атака

СИКЭМБИСЯ: СИСТЕМА ФУДЗИИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (8): P1d (8T) ΔPx Lx (9)

   Итак, чёрные провели тэсудзи цукисутэ P3e ΔPx (8).

   Теперь, будь у них в руке пешка, они смогли бы сделать хороший сброс ▲P’3d и забрать коня.

   Поэтому они отправляются за пешкой. Ходом P1d (8T).

СИКЭМБИСЯ: СИСТЕМА ФУДЗИИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

    После ΔPx выбегает стрелка: Lx (9).

   Это отчаянная атака, но пешку в руку чёрные получают. Их ход крайней пешкой принёс плоды.

Уникальная стратегия

СИКЭМБИСЯ: СИСТЕМА ФУДЗИИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (9): ΔLx1d P’3d (10)

   После ΔLx1d чёрные реализуют свою цель: сброс P’3d (10). Белого коня не спасти. Так чёрные получают существенное преимущество.

СИКЭМБИСЯ: СИСТЕМА ФУДЗИИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   На (10), если ΔS2b, то ▲Px3c+ ΔSx ▲Nx4e, и есть большая уверенность, что эта атака не заглохнет. Создание же токина ходом ▲Px3c+ белым не предотвратить.

   Система Фудзии в сикэмбисе, атакующая ибисю-анагуму с сидячим королём, — уникальная стратегия. А крайняя пешка в этой стратегии имеет большое значение.

Рейтинг записи
Японские шахматы Сёги
Добавить комментарий