Словарь:
хаянигэ = ранний побег,
хаттэ = восемь ходов,
току = преимущество,
ари = быть
Если кто-нибудь спросил бы меня, действительно ли это так, я должен был бы ответить — не совсем. Однако в сёги всего лишь один ход может иметь критическое значение, поэтому я хочу сказать, что если Вы получили преимущество хотя бы в один ход, этого должно быть достаточно.
Эта пословица обычно воспринимается, как относящаяся к эндшпилю, однако она может быть применима и в начале игры.
Далее белые сыграют 2.P-9e, затем последует 3.Px9e 4.Sx9e… Край будет сломлен. Поэтому Вы должны сделать ход 1.K-4h.
Уход короля подальше от наиболее вероятного места столкновения весьма эффективен даже на раннем этапе игры.
На (2) в лагере чёрных построен аномальный замок с королём на его изначальной позиции, это так называемая система Фудзи. Базовая позиция подобна диаграмме (A), на которой столкновение происходит над головой короля. Поэтому идея состоит в том, чтобы вступать в бой без не являющегося необходимым хода K-4h, который в данном случае всё равно не является «ранним побегом».
На этой диаграмме белые только что сбросили серебро на 6i, создав угрозу мата (ходом 2.Sx7h+). Здесь ход 1.P-9f не откроет пути к бегству. После 2.Sx7h+ последует 3.Gx7h, 4.Bx7h+ … (мат). Поэтому здесь Вы должны сделать ход 1.K-9h.
Король, сидящий перед стрелкой, называется «король Йоненага». Он редок, однако сейчас это — одна из стандартных позиций.
После 1.K-9h белые должны продолжать угрозы мата. Иначе чёрные создадут угрозу мата первыми, ходом 3.+Px7b.
Дальнейшие ходы: 2.Sx7h+ 3.Gx7h 4.Bx7h+ 5.S*8b 6.Kx8b 7.+Px7b (2)
То, что ход белых 4.Bx7h+ не является шахом, и создаёт всю разницу. После 7.+Px7b белым мат.
В то время, как чёрные построили замок кин-мусу: («много золота»), белые атаковали с использованием тэсудзи вступающей пешки и висячей пешки. Чёрным требуется правильно ответить на атаку, нацеленную на ухо короля.
Возможным является ответ 1.S-5f. Если белые сыграют 2.S*4g, то далее последует: 3.Sx4g 4.Px4g+ 5.G4hx4g 6.P*4f (A).
Поле 4g кажется хорошо охраняемым, но размен фигур будет продолжаться дальше и дальше. Поэтому, вместо 1.S-5f, Вы должны сыграть 1.S-3i
Серебро на 2h намеревалось приготовиться к атаке сверху, но на (1) оно лишь блокирует королю путь к побегу. Ход 1.S-3i здесь очень хорош, поскольку создаёт королю путь к бегству. По той же причине весьма эффективны ходы 1.S-1g и 1.P-2f.
Дальнейшие ходы: 2.S*4g 3.K-2h (2)
Переброска короля в более безопасную часть доски даст Вам время, чтобы переключиться на атаку. Помните: когда противник сбрасывает фигуру на вершину подножия, побег королём вместо взятия этой фигуры может сделать атаку медленной.
На (1), до того, как чёрный король попал в ягуру, произошло столкновение с разменом фигур широкого ранга. Как бы Вы стали тут играть?
1.K-7i.
Возможно, Вас соблазнил ход 1.P-2e, поскольку кажется, что белый король плохо охраняем. Но действуйте медленнее. Пока Ваш король сидит на 6i, ход 1.P-2e слишком опасен.
Сёги — это игра, в которой идёт соревнование в том, сколь быстро удастся сделать короля противника слабее, пока свой король не стал беззащитен. Пока Ваш король в нестабильной позиции, Вам следует играть осторожно. Если случилось так, что Ваш король оказался вне замка к началу атаки, Вам следует думать о переброске его в более безопасное место.
На (2) чёрные только что сыграли S-8h, готовясь к атаке белых по краю в дебюте «воробьиное копьё». Этот ход обоснован и имеет смысл. Но лагерь чёрных сейчас в очень плохой форме из-за известной серебряной стены. Помните, пожалуйста, что когда Вам не надо беспокоиться об атаке по краю, один ход: N-7g или S-7g, чтобы создать пространство королю, стоит больше двух ходов.