Словарь:
о:гома = старшая фигура,
чикадзукэтэ = приманить поближе,
укэё = защищайся, лови
Старшие фигуры, а именно — ладья и слон, наиболее эффективны, когда угрожают издалека. Однако в ближнем бою они иногда вынуждены отступать, чтобы не быть захваченными менее ценными фигурами. Используя это их свойство, Вы можете получить преимущество в защите.
На (1) белые только что дали чёрному королю шах ходом 0.B*5e. Как бы Вы стали тут защищаться? Ход 1.S*7g накличет ответ 2.P*7f. Итак, Ваш ход?
1.P*6f (2).
Такой ход называется «вставка». Если её идея Вам не знакома, до этого хода сложно догадаться.
Ходы после (2): 2.Bx6f 3.S-7g (3)
Жертвуя одну пешку, Вы можете отпугнуть слона. После того, как он отступит на безопасное поле, будет Ваш ход, который может иметь решающее значение, особенно в конце игры.
Пусть старшая фигура подойдёт поближе, чтобы Вы смогли перехватить инициативу. Как только Вы выучите этот приём, он сильно поможет Вам в реальной игре.
На этой диаграмма чёрные атакованы в слабую точку Мино. Если оставить эту атаку без внимания, то белые сыграют 2.N*3f (мат). Если чёрные сыграют 1.K-3i ради раннего побега, то работу выполнит ход 2.G*2h: даже если чёрные походят 3.K-4h, то далее последует 4.N*5f 5.K-5g 6.G*6f (мат).
Будь в руке у чёрных что-нибудь для сброса на 4f, это укрепило бы замок, но фигур в руке нет. Как же им играть?
1.P-4f.
Этот ход может показаться напрасной тратой времени, но на самом деле это совсем не так.
Дальнейшие ходы: 2.Bx4f 3.G-4g (2)
После 2.Bx4f угроза мата чёрным сохраняется, но далее ход 3.G-4g одновременно бьёт слона и защищает поле 3f.
Для тех, кто любит играть смещённую ладью, это тэсудзи будет очень полезно.
На (1) изображена частичная позиция из конца игры. Как чёрные должны играть, чтобы победить? Сейчас им следует защищаться от шаха. За ходом 1.K-8i последует 2.S*8h 3.K-9h 4.Sx7g+ (мат). Также бесполезен и ход 1.K-7i (из-за 2.S*7h). Поэтому они должны сделать вставку каким-нибудь сбросом. Ход 1.G*7h, самый обычный, позволит белым сыграть 2.S*6g (A), после чего они будут в состоянии продолжить свою атаку.
После (A) чёрные могут сыграть 3.P*6h, но тогда белые ответят хорошим ходом 4.Sx6h+. После этого последует 5.Gx6h 6.+Rx6h 7.S*7h 8.G*6g (B). И чёрные беззащитны.
С другой стороны, если бы чёрные только могли сыграть +P-6b, у короля белых не было бы защиты. Чтобы выиграть, чёрным необходимо выгадать время. Обычная защита не работает. Как же быть?
1.P*6h
Пословица окажет большую помощь.
Дальнейшие ходы: 2.+Rx6h 3.G*7h (2).
Если после (2) белые сыграют 4.+R-5h, то чёрные смогут сделать упомянутый ход 5.+P-6h и закончить игру. Если белые сыграют 4.S*7i, то ход 5.K-8i будет страшноватым, но хорошим.
Помните: перехват инициативы в эндшпиле может оказаться критическим. Приманивая старшую фигуру ближе, а затем отгоняя её, Вы можете оказаться в состоянии перехватить инициативу.
И, наконец, я хотел бы, чтобы Вы отметили, что это тэсудзи предназначено не только для эндшпиля. Диаграмма (1) взята из дебюта крутящейся ладьи, в котором белые только что сбросили висячую пешку на 8f. Чтобы справиться с нависшей угрозой 2.P-8g+, у чёрных могут быть три варианта:
1) Защитить поле 8g ещё одной фигурой.
2) Уменьшить эффективность воздействия противника на поле 8g.
3) Сделать ход, который был бы для белых ещё более разрушительным, чем ход 2.P-8g+ для чёрных.
На данный момент чёрным доступен только вариант 2).
Ходом 1.P*8d реализуется идея, которой учит пословица. Далее последует: 2.Rx8d 3.B-6f 4.R-8b 5.S-8h. (A)
Конечно же, чёрные смогли предотвратить разрушения, которые вызвал бы ход 2.P-8g+, но в процессе они потеряли одну пешку. Хуже то, что в ближайшем будущем они не в состоянии взять пешку на 8f. Поэтому такая защита не является эффективной.
Ходы после (1): 1.P*8e 2.Rx8e
3.N-7g 4.R-8b 5.P*8e (2).
Ходы после (2): 6.S-6b 7.P-7e
8.P-6d 9.Rx8f (3)
Итак, чёрные должны играть 1.P*8e. Ход 3.N-7g передаёт им инициативу, и на (3) чёрные забирают пешку назад. Позиция теперь для них обещающая.