Словарь:
хаси = край,
нива = проти
Когда король сидит на крайней вертикали, зачастую бывает эффективным ход пешкой, целящейся в его голову. Взгляните на (1) и поймите, как тут следует приближаться к королю.
Ходы 1.G*8b 2.K-9c 3.Gx8a дадут Вам в руку коня, но взамен Вы потратите золото. Хуже то, что король убежит через поле 9c. Другая атака, 1.+P-6b, а затем 3.+P-7b, крепка, но медленна. Очень жаль, что даже второй ход, 3.P-7b, не создаёт угрозы мата.
Лучший ход здесь – 1.P-9e (2). Он ещё не создаёт угрозы мата, но дальнейший ход 3.Px9d оставит белых беззащитными.
Если белые ответят ходом 2.Px9e, то далее последует 3.Lx9e 4.P*9c 5.G*8b.
Если белые сыграют 2.P-8d, надеясь открыть королю путь к бегству, то: 3.G*8b 4.K-9c 5.Px9d (мат).
Ход боковой пешкой против короля на краю в конце игры очень важен. Когда у Вас в подобной позиции есть несколько вариантов выбора, я советую Вам думать о ходе боковой пешкой в первую очередь.
Каков лучший ход на (3)?
Ход 1.G*8e может показаться эффективным в блокировании королю пути к бегству. Но против него белые сыграют 2.P-8d. Даже если Вы решили играть 3.Gx9d, Вас ждёт продолжение 4.Kx9d 5.P-9e 6.K-8c 7.G*8b 8.K-7d (4).
Так что и в этом случае играть следует в согласии с пословицей: 1.P-9e.
Ходы после (3): 1.P-9e 2.Px9e 3.G*8e (5)
Ход белых 1.P-9e после (1) — это угроза мата (3.Px9d 4.K-8d 5.G*7e), поэтому белые вынуждены отвечать 2.Px9e. И, далее, ход 3.G*8e приводит к верной поимке короля.
Ходы после (5): 4.S*9d 5.Lx9e (6)
После (6) единственная защита белых — это прервать бой стрелы, поэтому они вынуждены сбрасывать серебро на 9d. Но даже этот ход не работает. Далее чёрные играют Lx9e, оставляя белых совершенно беззащитными. Теперь, если белые сыграют 6.Sx9e, то далее последует 7.P*9d 8.K-9b 9.G*8b (мат).