Послесловие

Без рубрики

Книга завершена. Мы верим, что смогли передать Вам структуру, элементы и, надеемся, радость игры. Надеемся, что далее, играя самостоятельно, Вы получите от игры удовольствие; в любой момент Вы сможете вернуться к любой части этой книги и сверить её с ходами, получающимися в реальной игре.

   Что действительно удивляет, так это то, что позиции, лежащие за пределами воображения, возникают в сёги очень часто, и число их огромно; у Вас никогда не возникнет одна и та же ситуация в середине игры, даже если Вы будете ежедневно играть по десятку партий целое столетие. Таковы сёги.

   Ваши перспективы в видении игры будут всегда расширяться, никогда не достигая границ. Мы будем счастливы, если это принесёт Вам радость.


О МЕМОРИАЛЬНОМ МУЗЕЕ ОЯМЫ

   Построен в 1993 году, в память о 15-м пожизненном мэйдзине Ояме Ясухару. Является частью Курасики Гэйбункан Холла в Тюотё, г. Курасики, префектура Окаяма. Используется как маленький мемориальный зал, школа сёги для детей и для проведения мероприятий сёги. Телефон для справок в Японии — (086)4340003



ПРО ОЯМУ ЯСУХАРУ

   Ояма — величайший игрок в сёги, когда-либо живший в Японии.* Родился в 1923 году, в маленьком городке в западной части Курасики. В 28 лет завоевал первый титул: 11-й мэйдзин. Награждён титулом «15-й пожизненный Мэйдзин» за непрерывное удержание титула мэйдзин в течение 5 лет. Сохранял позицию в лиге А до дня смерти, 26 июля 1992 года, в возрасте 65 лет. Завоевал пожизненные титулы кисэй, осё и дзюдан. Владел титулом мэйдзин 18 лет. Участвовал в 124 финальных матчах. Всего побед: 1433. Непрерывно находился в лиге А 45 лет.


*) На момент написания данной книги. Теперь, видимо, эти же слова применимы к  Хабу Ёсихару, а вскоре, возможно, к Фудзии Сота. (прим. перев.)


МИНИ-СЛОВАРИК

 Авасэ-фу – пешка в оппозиции

 Асобигома — бездействующая фигура

 Атама кин — золото на голове короля

 Богин – атака карабкающегося серебра

 Гатянгин – звенящее серебро

 Готэ – белые, ходящий вторым,

потеря инициативы

 Дзёсэки – классические ходы в дебюте

 Дзисёги – ничья в результате

двойного вторжения королей

 Ёсэ – финальная фаза эндшпиля

 Ибися — дебют статичной ладьи

 Игёку — сидячий король

 Иттэ-гати – победа в результате

опережения ровно на 1 темп

 Иттэ-ски – позиция «1 темп до цумэ»

 Кома — фигура

 Курай — авангардная пешка

 Комадай — столики для фигур «в руке»

 Накабися – дебют центральной ладьи

 Нари — переворот фигуры

 Нифу — запрет двух пешек на одной

и той же вертикали

 Нигэ — побег

 Нимайгаэ — обмен одной фигуры на две

 Нюгёку – вторжение короля

 Оотэ – шах

 Рэнда-но фу – последовательно

ударяющие пешки

 Сэмэ — атака

 Сэмэай – взаимная атака

 Сэннититэ – ничья из-за 4-кратного

полного повторения позиции

 Сэнтэ — ходящий первым; инициатива

 Сикакэ – вызов

 Сокофу: — «пешка-якорь» на ближней горизонтали

 Сокудзуми — форсированный мат

 Судзи — 1. вертикаль; 2. тип, стиль мышления 3. Локальный приём

 Судзумэ-дзаси — атака «воробьиное копьё»

 Тайкёкукан — глобальное восприятие доски

 Тэсудзи – классический приём

 Утифудзумэ — запрет мата сбросом пешки

 Фурибися — дебют смещённой ладьи

 Фуригома — способ определения сэнтэ и готэ

 Хара кин — золото сбоку («на животе» короля)

 Хая-нигэ — ранний побег

 Хикаэ-фу – ожидающая пешка

 Хинэрибися – «крутящаяся» ладья

 Хисси – неизбежная угроза мата

 Цуми – мат, матовая позиция

 Цумэ – мат в результате непрерывной серии шахов

 Цумэро — угроза цумэ

Рейтинг записи
Японские шахматы Сёги
Добавить комментарий