Книга завершена. Мы верим, что смогли передать Вам структуру, элементы и, надеемся, радость игры. Надеемся, что далее, играя самостоятельно, Вы получите от игры удовольствие; в любой момент Вы сможете вернуться к любой части этой книги и сверить её с ходами, получающимися в реальной игре.
Что действительно удивляет, так это то, что позиции, лежащие за пределами воображения, возникают в сёги очень часто, и число их огромно; у Вас никогда не возникнет одна и та же ситуация в середине игры, даже если Вы будете ежедневно играть по десятку партий целое столетие. Таковы сёги.
Ваши перспективы в видении игры будут всегда расширяться, никогда не достигая границ. Мы будем счастливы, если это принесёт Вам радость.
О МЕМОРИАЛЬНОМ МУЗЕЕ ОЯМЫ
Построен в 1993 году, в память о 15-м пожизненном мэйдзине Ояме Ясухару. Является частью Курасики Гэйбункан Холла в Тюотё, г. Курасики, префектура Окаяма. Используется как маленький мемориальный зал, школа сёги для детей и для проведения мероприятий сёги. Телефон для справок в Японии — (086)4340003
ПРО ОЯМУ ЯСУХАРУ
Ояма — величайший игрок в сёги, когда-либо живший в Японии.* Родился в 1923 году, в маленьком городке в западной части Курасики. В 28 лет завоевал первый титул: 11-й мэйдзин. Награждён титулом «15-й пожизненный Мэйдзин» за непрерывное удержание титула мэйдзин в течение 5 лет. Сохранял позицию в лиге А до дня смерти, 26 июля 1992 года, в возрасте 65 лет. Завоевал пожизненные титулы кисэй, осё и дзюдан. Владел титулом мэйдзин 18 лет. Участвовал в 124 финальных матчах. Всего побед: 1433. Непрерывно находился в лиге А 45 лет.
*) На момент написания данной книги. Теперь, видимо, эти же слова применимы к Хабу Ёсихару, а вскоре, возможно, к Фудзии Сота. (прим. перев.)
МИНИ-СЛОВАРИК
Авасэ-фу – пешка в оппозиции
Асобигома — бездействующая фигура
Атама кин — золото на голове короля
Богин – атака карабкающегося серебра
Гатянгин – звенящее серебро
Готэ – белые, ходящий вторым,
потеря инициативы
Дзёсэки – классические ходы в дебюте
Дзисёги – ничья в результате
двойного вторжения королей
Ёсэ – финальная фаза эндшпиля
Ибися — дебют статичной ладьи
Игёку — сидячий король
Иттэ-гати – победа в результате
опережения ровно на 1 темп
Иттэ-ски – позиция «1 темп до цумэ»
Кома — фигура
Курай — авангардная пешка
Комадай — столики для фигур «в руке»
Накабися – дебют центральной ладьи
Нари — переворот фигуры
Нифу — запрет двух пешек на одной
и той же вертикали
Нигэ — побег
Нимайгаэ — обмен одной фигуры на две
Нюгёку – вторжение короля
Оотэ – шах
Рэнда-но фу – последовательно
ударяющие пешки
Сэмэ — атака
Сэмэай – взаимная атака
Сэннититэ – ничья из-за 4-кратного
полного повторения позиции
Сэнтэ — ходящий первым; инициатива
Сикакэ – вызов
Сокофу: — «пешка-якорь» на ближней горизонтали
Сокудзуми — форсированный мат
Судзи — 1. вертикаль; 2. тип, стиль мышления 3. Локальный приём
Судзумэ-дзаси — атака «воробьиное копьё»
Тайкёкукан — глобальное восприятие доски
Тэсудзи – классический приём
Утифудзумэ — запрет мата сбросом пешки
Фурибися — дебют смещённой ладьи
Фуригома — способ определения сэнтэ и готэ
Хара кин — золото сбоку («на животе» короля)
Хая-нигэ — ранний побег
Хикаэ-фу – ожидающая пешка
Хинэрибися – «крутящаяся» ладья
Хисси – неизбежная угроза мата
Цуми – мат, матовая позиция
Цумэ – мат в результате непрерывной серии шахов
Цумэро — угроза цумэ