Словарь:
ни май = две фигуры,
гаэ (каэ) = размен, нара = если,
томо = даже если, сэё = делай
Сначала позвольте мне привести «таблицу балансов» для размена фигур.
N+L < R < G+S N+L < B < S+L
G+P < R < G+P+* S+P < B ~ S+P+*
Значок ‘~’ здесь означает, что диспозиция этих ценностей зависит от ситуации; ‘*’ означает дополнительное преимущество, наподобие оставления противника без пешек, или создания в его рядах плохой формы.
Нет нужды говорить, что старшие фигуры сильнее, поэтому, когда Вы готовитесь сменять Вашу старшую фигуру на две другие, одна из которых пешка, спросите себя, сможете ли Вы в результате получить за этот размен дополнительное преимущество. Зачастую оно Вам понадобится.
На (1) показана одна из позиций дзёсэки из дебюта с разменом слонов. Белые только что сбросили слона. Как Вам на это отвечать?
Ходы после (1): 1.Rx3b+ 2.Sx3b 3.S-3h (2)
Жертва ладьи здесь — это то, чему учит дзёсэки. Чёрные меняют ладью на золото и пешку.
Ходы после (2): 4.S-3c 5.S-7g (3)
Если после (2) белые сыграют 4.P-8f, то за этим последует 5.Px8f 6.Rx8f, и затем чёрные сыграют 7.B*2b. Поэтому белым лучше сделать ход 4.S-3c заранее.
На (3) у белых нет пешек в руке, а их слон сидит на неудобном поле. Это их плата за ладью. Позиция теперь в пользу чёрных. В современных играх это общепринятые вычисления.
Перед (4) белые свободно ответили на размен чёрными пешек по второй вертикали: ходами S-2c и 0.P*2d. Видя это, чёрные сбросили слона на 6h, основываясь на идее, которой учит пословица.
Ход после (4): 2.B*5a
Если белые не уделят внимания планам чёрных и сыграют как-либо иначе, к примеру, 2.K-3a, то чёрные сыграют 3.Bx2d 4.Sx2d 5.Rx2d. (A)
На (A) белые позволили чёрным прорваться по второй вертикали, что оказалось критическим для их замка. Также, в отличие от чёрных, у белых нет пешек в руке. В целом, здесь у чёрных есть небольшое преимущество.
После (4) белые могут сыграть 2.G-3c, чтобы предотвратить тэсудзи «две за одну», на что чёрные смогут ответить ходом 3.P-3f. Далее последует 4.K-3a 5.N-3g. После этого они будут готовы к 7.P-2e.
Когда Вы играете белыми, Вы должны избегать хода G*3c на раннем этапе, поскольку это поле может быть легко побито конём.
Поэтому наиболее часто играемый после (4) ход — это 2.B*5a. Затем, после нескольких ходов, игроки попадают в позицию наподобие (5).
Позиция эта в равновесии, но чёрный слон может двигаться относительно свободно, а белый обязан сидеть и охранять поле 2d. В этом смысле, чёрные здесь должны чувствовать себя немного комфортнее.
И, хотя это и неочевидно, идея «две за одну» присутствовала тут везде.
Эта диаграмма взята из дебюта крутящейся ладьи, в котором белые только что сыграли 0.P-8e. Теперь чёрные могут применить схему «две за одну» на практике.
Ходы после (6): 1.P-7d 2.Px7d 3.Bx6d 4.G-7c 5.Bx7c+ 6.Nx7c 7.Rx7d 8.P*7b (7)
После хода белых 4.G-7c назревает ход 5.Bx7c+. К диаграмме (7) чёрные отдали слона в обмен на золото и пешку, что является материально невыгодной сделкой. Но белые остались без пешек в руке, и этого вполне достаточно для компенсации их материальных потерь.
Ходы после (7): 9.R-6d 10.K-2b 11.R-6a+ (8)
Ход 9.R-6d хорош, поскольку у белых нет пешки для сброса на 6c. Теперь, поскольку их ладья перевернулась, чёрные с очевидностью лидируют.