Глава 10. ПРИЁМЫ АТАКИ

Без рубрики

Цель этой главы — продемонстрировать определённые атакующие тактические последовательности. Возможно, они не появятся в реальной игре именно в том виде, в котором приведены здесь, но у Вас всегда будет возможность наблюдать их вариации и комбинации с другими элементами игры. Просмотр и запоминание их наверняка поможет Вам улучшить своё мастерство и развить чувство игры.

Атака по краю

   Атака по краю — одна из наиболее эффективных тактик в дебюте и миттельшпиле. Быстрая и лёгкая, она, однако, эффективна, поскольку после того, как часть лагеря разгромлена, вторжение идёт очень легко.

Простой прорыв

   Начнём с простой атаки, устраиваемой пешками и другими фигурами. Посмотрите на (1-1). У Вас две пешки в руке. Первым ходом будет, естественно, жертва пешки.

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (1-1): 1.P-1e 2.Px1e 3.P’1c (1-2)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Третий ход — сброс висячей пешки в критическую точку. Белые обязаны брать её — иначе их пешка на 1e будет взята задаром.

Ходы после (1-2): 4.Lx1c 5.P’1b (1-3)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Взятие пешки на 1c конём будет напрасной тратой, поскольку он будет убит простым сбросом пешки, поэтому пешку на 1c белые должны брать стрелкой. После чего чёрные сбрасывают ещё одну висячую пешку на свободное поле. В окончательной позиции атака чёрных успешна, потому что им удалось забросить в лагерь белых пешку, которая далее наверняка перевернётся, и будет угрожать правому флангу белых. Это немного, да и происходило медленно; однако всё-таки преимущество.

   Следующий пример — вариант простой атаки по краю. Здесь добавлены: ладья для чёрных и слон с золотом для белых.

   Атака по краю начинается, как и в предыдущем примере.

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (2-1): 1.P-1e 2.Px1e 3.P’1c 4.Lx1c 5.P’1d 6.Lx1d (2-2)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Разница здесь в том, что чёрные подняли стрелку белых на поле 1d с помощью последовательно ударяющих пешек.

   Теперь, когда приготовления на краю завершены, чёрные сдвигают атаку на вторую вертикаль.

   Ходы после (2-2): 7.P-2d 8.Px2d 9.Rx2d (2-3)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Теперь преимущество чёрных очевидно, поскольку их ладья может задаром взять стрелку, после чего они продолжат атаку по второй вертикали и по краю; теперь они смогут, поедая белые фигуры, ворваться в лагерь противника.

   На (2-1а) показаны варианты этой атаки, когда у Вас в руке есть другие фигуры.

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Слева: если в руке у Вас есть конь, то его можно сбросить, целясь в стрелку и одновременно угрожая королю.

   Справа: также можно сбросить серебро (или слона) сбоку от белого слона, угрожая коню и золоту.

   Оба эти варианта произведут сильное действие на лагерь противника.

Воробьиное копьё (судзумэ-дзасси)

   Это хорошо известная атака, проводимая ладьёй и стрелкой.

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Посмотрите на частичную позицию (3-1). Белые находятся в достроенной крепости ягура, в то время как чёрные продвинули стрелку и поставили за ней ладью. Это противоположно сказанному в 9.2.12, но в частном случае — когда играется воробьиное копьё — применяется именно такая связка.

   Ходы после (3-1): 1.P-1e 2.Px1e 3.Lx1e 4.P’1b (3-2а)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   На (3-2а) показан лучший ход белых, предотвращающий дальнейшую атаку по краю, если они не хотят размена стрелок. После этой малой стычки чёрные, имея преимущество в пешку, сместят атаку на другую линию.

   На самом деле, сложно прорваться, атакуя лишь этим приёмом. Но и этого достаточно для чёрных, если они стремятся получить небольшое материальное преимущество и создать давление по краю. Однако чёрные могут продолжить атаку, если белые решатся на размен стрелок. Посмотрите, к чему приводит разница в ходе 4:

   4.Lx1e 5.Rx1e 6.P‘1d 7.Rx1d 8.L‘1c (3-2б)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Теперь ладья чёрных поймана: ей некуда бежать от белой стрелки. Однако у чёрных есть возможность продолжить атаку.

   Ходы после (3-2b): 9.Bx1c+ 10.Nx1c 11.L’1i (3-3)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Чёрные пожертвовали слона за стрелку и этим самым спасли ладью. Дальнейший сброс стрелки позволяет продолжить атаку. Представьте, что произойдёт, если следующим ходом ладья съест коня и перевернётся. Если же белый король уйдёт на 2a или куда-нибудь ещё, открывая диагональ слону, то простого прыжка конём на 2e будет достаточно, чтобы сохранить давление на 3с и практически закончить игру: у белых не остаётся в запасе времени, чтобы укрепить край своего лагеря.

   Зная, что размен стрелок ввяжет их в жестокую борьбу, игроки должны хорошенько думать, стоит ли предпринимать этот шаг.

Богин («карабкающееся серебро»)

   Это одна из наиболее популярных атак, проводимая при помощи серебра и ладьи. Название её происходит от ходов серебра, похожих на карабканье по столбу. У неё много вариантов, зависящих от ситуации на фронте.

   На (4-1) показана начальная позиция перед атакой.

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Посмотрите на серебро, карабкающееся по ладейной вертикали: это его место. Сейчас Ваш ход.

   Ходы после (4-1): 1.S-1e 2.P-1d 3.P-2d (4-2)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Белые ходят пешкой, чтобы съесть чёрное серебро, если оно поднимется на край без защиты. В ответ чёрные двигают свою пешку, игнорируя опасность для серебра. Этот ход — ключевой. Белые не могут с радостью съесть серебро, если подумают о том, что вослед за этим случится на второй вертикали.

   Ходы после (4-2): 4.Px2d 5.Sx2d 6.Sx2d 7.Rx2d (4-3)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Это серия неизбежных разменов, последний из которых заканчивается занятием ладьёй поля, с которого она готовится к вторжению в неприятельский лагерь. Белым надо её блокировать.

   Ходы после (4-3): 8.P’2c 9.R-2h (4-4)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   После этого чёрные отводят ладью, безболезненно размещая её на исходной позиции.

   В конечной позиции атака богин чёрных выглядит успешной, поскольку они смогли убрать пешку перед ладьёй и, кроме того, убрать своё серебро с доски на комадай. Фигуры увеличивают свою ценность, когда переходят в руку; особенно, если это атакующие фигуры, как Вы, возможно, помните из пункта 8.2.3.

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   На (5-1) показана другая позиция, в которой оба игрока пошли крайней пешкой. В этом случае чёрным необходимо разменять крайние пешки перед выходом серебра.

   Ходы после (5-1): 1.P-1e 2.Px1e 3.Sx1e (5-2)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Вам следует помнить, что для взятия пешки противника следует использовать серебро, оставляя стрелку неподвижной.

   Отметьте, что чёрное серебро беззащитно перед стрелкой противника, ради последующих разменов.

   Ходы после (5-2): 4.Lx1e 5.Lx1e 6.P’1c (5-3)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Согласитесь, что Вы не смогли бы продолжить атаку, если бы третьим ходом съели пешку стрелкой: белые сбросили бы пешку на 1b в ответ; вот почему надо было жертвовать серебром.

   Белые получили материальную выгоду — серебро против стрелки, съеденной чёрной стрелкой, после чего сбросили защитную пешку на третью горизонталь. Всё это стандартные ходы.

   Теперь у чёрных есть два пути атаки. Первый начинается со сброса пешки.

   Ходы после (5-3): 7.P’1b 8.S-2b 9.L’1i (5-4а)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Атака из-за двух стрелок на одной вертикали кажется тяжёлой, но преимущество чёрных тут в том, что они могут продолжить атаку.

   Дальнейшие ходы показывают, что белые уже не могут предпринять эффективных контрмер.

Ходы после (5-4а): 11.P-1a+ 12.Sx1a 13.Lx1c+ 14.Nx1c 15.Lx1c+ (5-5a)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Чёрные создают в углу токина, которого белые не могут проигнорировать. После того, как белое серебро съедает его, чёрные завершают прорыв с помощью двух стрелок.

   В окончательной позиции чёрные всё ещё могут продолжить вторжение — к примеру, сдвинув ладью на край, в то время как у белых эффективных защитных ходов не осталось.

   Теперь рассмотрим второй путь атаки, в котором седьмым ходом вместо пешки Вы нападаете стрелкой.

   Ходы после (5-3): 7’Lx1c 8’Nx1c 9’P’1d (5-4б)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Тут чёрные возобновляют быструю атаку без осторожной подготовки. За нею неизбежно следует размен стрелок.

   Ходы после (5-4б): 10’L’1a 11’Px1c+ 12’Lx1c (5-5б)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   В результате у чёрных остаются конь, стрелка и пешка в руке. С таким стратегическим запасом чёрные внезапно переносят свою атаку на другую часть доски, нацеливаясь на получение более крупного, критического преимущества.

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Итак, предположим, что игроки уже разменяли слонов и держат их в руках. На (6-1) чёрные собираются получить большой перевес. Что бы Вы сделали на их месте?

   Ход после (6-1): 1.L’8c (6-2)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Смысл этого сброса стрелки прямо перед белой ладьёй вскоре будет раскрыт. В ответ белые могут только съесть её.

Ходы после (6-2): 2.Rx8c 3.N’7e (6-3)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Целью тут было создание вилки на ладью и серебро, которая, что бы белые на неё ни ответили, причинила бы им серьёзные разрушения. Теперь им надо спасать самое ценное.

   Ходы после (6-3): 4.R-8b 5.Nx6c+ (6-4)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Позиция на (6-4) близка к концу игры. Чёрный конь, перевернувшись, оказывается прямо перед королём противника, при этом у чёрных есть материал в руке.

   Белым теперь сложно защититься от чёрных, которые, поедая всё вокруг, будут расширять свою территорию.

   Эта последовательность показывает, как решительно работает материальная выгода в начале игры. Конечно, бывает по-всякому, но иногда это может решить исход всей игры.

Гатянгин («звенящее серебро»)

   Название это происходит от воображаемого звука, возникающего от столкновения серебра противников в центральной части поля боя. Это частный случай косикакэгин (п.10.4), в котором серебро выходит перед своей пешкой, чтобы встретить силы противника. Взгляните на такую позицию на диаграмме (7-0).

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Для лучшего восприятия диаграммы, на ней обозначены лишь атакующие фигуры чёрных и защитные — белых. Атака производится в согласии с теорией: RBSN (ладья, слон, серебро и конь) полностью сконцентрировали свои силы на второй, третьей и четвёртой вертикалях. В это время белые защищают короля в недостроенном замке фуна («лодка»). Это тоже быстрая битва, начинающаяся неожиданно, до того, как противник успел построить защиту, но достаточно мощная и эффективная, чтобы угрожать королю противника, поскольку бой происходит близко к трону.

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   На (7-1) показана вся доска прямо в момент начала атаки. Расположение фигур у противников практически полностью совпадает, за исключением правого золота, которое у чёрных защищает коня в преддверии ожидаемой контратаки.

   Ходы после (7-1): 1.P-3e 2.Px3e 3.S-4e (7-2)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Битва, в согласии с теорией, начинается с жертвы пешки. После продвижения белой пешки, чёрные ходят на соседнее с ней поле серебром; почему — пока ещё неясно. Тут возникает звон от столкновения серебра.

   Ходы после (7-2): 4.Sx4e 5.Nx4e 6.P-4d (7-3)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Белые берут серебро серебром, не избегая битвы, после чего чёрные берут их серебро конём. Это «рискованно прыгающий конь», поэтому белые двигают на него пешку, чтобы с удовольствием съесть.

   Ходы после (7-3): 7.P’3c 8.Nx3c 9.Bx4d (7-4)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Чёрные показывают свои настоящие намерения, атакуя золото рядом с королём сбросом ударяющей пешки. Белые вынуждены съесть эту пешку конём, поскольку отдача золота была бы слишком большой потерей. Затем, видя, что диагональ белого слона закрыта, чёрные едят своим слоном пешку; это — ключевой ход.

   Приведённые к этой позиции, белые принуждены развязать схватку, поскольку они могут предвидеть угрозу в результате таких ходов, как 11.P’3d 12.Nx4e 13.S’3c. Поэтому они решают избавиться от угрозы тотальным разменом конфликтующих фигур.

   Ходы после (7-4): 10.Nx4e 11.Px4e 12.Bx4d 13.Px4d (7-5)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Несмотря на борьбу белых, чёрные смогли получить здесь преимущество в виде оставшейся пешки — подножия для второй волны атаки.

   Суть в том, что чёрные смогли перевести на комадай атакующие фигуры, в то время как белые были вынуждены перевести на комадай защищающие фигуры.

   В возникшей в результате позиции можно ожидать таких ходов белых, как S’5d, N’6e или N’3d, но, как учит теория, победа чёрным после длительного сражения уже обеспечена.

   Мы верим, что теперь Вы понимаете причину, по которой чёрные пожертвовали пешкой на третьей вертикали; белые не могли сбросить пешку перед серебром, чтобы защитить фронт. Это ключевой ход, который позволяет Вам впоследствии сделать ходы 5.Nx4e, 7.P’3c и сильный прыжок слоном 9.Bx4d.

   Во время игры, в которой непростые ходы могут появляться где угодно, Вы можете укрепить свой успех в тот момент, когда появится возможность безопасного прыжка слоном на 4d.

Косикакэгин («сидящее серебро»)

   Эта атака серебром, находящимся перед своей пешкой, похожа на предыдущую (гатянгин).

   Представленная далее последова-тельность носит название «косикакэгин после размена слонов», и в ней Вы начинаете атаку сразу после размена слонов и удержания их в руке. На   (8-1) показано самое начало этой атаки.

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ходы после (8-1): 1.P-4e 2.Px4e 3.P-3e (8-2)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   В соответствии с теорией, чёрные начинают с жертвы пешки, но по четвёртой вертикали. А далее — ходят пешкой на третьей вертикали. С какой же целью?

   Чтобы ответить на угрозу, создаваемую этой пешкой, у белых есть две альтернативы: или взять её пешкой, или перевести своё серебро на поле 4d.

   Мы рассмотрим здесь вариант взятия пешкой. Длинная и сложная последовательность, начинающаяся с выдвижения серебра, была изучена 14-м Пожизненным Мэйдзином Кимурой, и тут приводиться не будет.

   Ходы после (8-2): 4.Px3e 5.P-2d 6.Px2d 7.Nx4e (8-3)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Жертва пешки на второй вертикали — ключ к предстоящей битве. После третьей жертвы чёрные делают хороший ход конём, который создаёт возможность следующим ходом сбросить слона или прыгнуть ладьёй.

   Ходы после (8-3): 8.Sx4e 9.Sx4e 10.B’3g (8-4)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Ответ белых — взятие коня серебром — в этой ситуации лучший, ибо он заставляет чёрных перед сбросом слона или прыжком ладьи увести куда-нибудь своё серебро. Сброс белого слона тоже является единственной доступной на этот момент контратакой.

   Кажется, что чёрные затруднены контратакой, но всё не так плохо.

   Ходы после 8-4: 11.R-2i 12.B-4f+ 13.S’5f (8-5)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Чёрные легко уходят с диагонали слона, после чего белые переворачивают его на шестой горизонтали. Следующий за этим сброс чёрного серебра призван ограничить противнику пространство хода.

   Ходы после (8-5): 14.P’4d 15.Sx4d 16.Sx4d 17.Rx2d (8-6)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Сброс белыми пешки на чёрное серебро вынужден, поскольку иначе их слону грозит смерть от хода чёрных 15.G-4g. Следующий за этим размен серебра реализует долгожданный перекрёсток с ладьёй.

   Теперь белые вынуждены защищаться от шаха сбросом пешки, в то время как чёрная ладья забирает их серебро, завершая размен.

   Ходы после (8-6): 18.P2c 19.Rx4d (8-7)

ГЛАВА 10. ПРИЁМЫ АТАКИ – ЯПОНСКИЕ ШАХМАТЫ СЁГИ

   Теперь, после взятия серебра, чёрная ладья угрожает съесть слона или перевернуться, прорвавшись глубоко в тыл, то есть чёрных ждёт большое преимущество, что бы ни ответили белые. Теперь превосходство чёрных очевидно. Вариант, возникающий после хода 14.P-6e вместо 14.P’4d здесь не описан.

   Мы рассмотрели четыре типа атаки, в деталях и с минимумом вариантов. Отметьте, что мы не рассматривали тактики йокофудори и ягура, которые было более уместно поместить в главу, описывающую образцы битв.

Продолжение >> Глава 11. ВЗЛОМ КРЕПОСТИ

Предыдущая глава << Глава 9. ТЭСУДЗИ (Часть 4)

Рейтинг записи
Японские шахматы Сёги
Добавить комментарий