Айгакари
Быстрая атака после ▲R2f
Ходы с самого начала: ▲P2f ΔP8d ▲P2e (T) ΔP8e (1)
Выдвижение ладейных пешек
Айгакари — это дебют, в котором и чёрные, и белые выдвигают пешки перед ладьёй, и далее развивают одинаковые боевые формы.
Если после ▲P2f ΔP8d, вместо ▲P2e (T), сыграть ▲P7f (A), далее пойдёт уже другая игра.
Ход ▲P2d чёрным невыгоден
Ходы после (1): ▲G7h ΔG3b (2)
В ответ на ΔP8e (1) чёрные поднимают золото ▲G7h, защищая голову слона.
Играть вместо ▲G7h ход ▲P2d чёрным невыгодно. За ним последовало бы ΔPx2d ▲Rx ΔP8f ▲Px ΔP’8g ▲P’2c ΔPx8h+ ▲Sx ΔB’3e (1A).
Это длинная последовательность, но на (1A) преимущество уже у белых.
Далее последует ▲R2h ΔBx5g+ ▲Px2b+ ΔRx ▲P’2c ΔR1b, белая ладья будет в безопасности, и создание белыми лошади станет важным фактором.
Место для отступления ладьи
Ходы после (2): ▲P2d ΔPx ▲Rx ΔP’2c ▲R2f ΔS7b (3)
Белые тоже защитили голову слона, ходом ΔG3b (2). Такова форма дебюта айгакари.
Далее чёрные разменивают ладейную пешку ▲P2d ΔPx ▲Rx. Белые защищаются ΔP’2c. Ведь если они допустят сброс ▲P’2c, то лишатся слона.
Чёрные отступают ▲R2f. Вместо этого можно сыграть и глубокое отступление ▲R2h, с продолжением ΔP8f ▲Px ΔRx ▲P’8g ΔR8d ▲S3h ΔP3d ▲S2g (2A). Эти ходы играются и профессионалами.
Беспроигрышный ход
Ходы после (3): ▲P1f ΔP1d ▲S3h ΔP6d ▲P7f (4)
В ответ на ΔS7b (3) чёрные двигают крайнюю пешку ▲P1f.
Положение ▲R2f подразумевает атаку. Создание же формы ▲P1f ΔP1d, делает возможной далее атаку по краю ▲P1e. Это беспроигрышный ход.
Ход ▲S3h создаёт форму с хорошей сцепкой генералов.
Ход ▲P7f (4) тут делается вовремя. Если далее ΔS6c, то ▲B7g ΔP3d ▲S8h (3A), и чёрные сохраняют пешку в руке.
Различие в расположении ладей
Ходы после (4): ΔP8f ▲Px ΔRx ▲P’8g ΔR8b ▲P3f ΔP3d (5)
После ΔP8f ▲Px ΔRx боковой бой чёрной ладьи мешает белым взять пешку вбок, поэтому они лишь переводят себе в руку ладейную пешку, и после ▲P’8g отступают ΔR8b.
У чёрных — укибися («плавающая ладья»), а у белых — хикибися («отступившая ладья»). Положение ладей различно: у чёрных оно атакующее, а у белых — защитное. Таково же и соотношение позиций чёрных и белых.
Ход ▲P3f делается, чтобы включить в игру серебро или коня. Если на него белые ответят ΔS6c, то ▲P3e (4A).
Чёрные бросают вызов
Ходы после (5): ▲P3e ΔPx ▲S3g ΔS6c ▲S4f ΔS5d ▲K5h (6)
На (5) у чёрных есть много разных ходов, но тут мы рассмотрим, как они внезапно бросают вызов. Ходом ▲P3e.
Это цукисутэ вызывает ощущение преждевременного, однако после ΔPx продвижение ▲S3g ΔS6c ▲S4f создаёт отличную атакующую форму.
На ΔS5d чёрные отвечают поднятием ▲K5h (6). Если вместо этого поспешно сыграть ▲Sx3e, то ΔP’3d ▲Sx ΔBx8h+ ▲Sx ΔB’3e (5A), и белые произведут переворот.
Накадзумай
Ходы после (6): ΔB4d ▲G3h (7)
Ход ▲K5h (6) создаёт хорошо сбалансированную форму короля. Эта форма называется накадзумай («центральная резиденция»). Сама крепость в ней строится справа и слева от короля.
Если на ΔB4d ответить ▲Bx, то ΔPx (6A), и белые получат дополнительный темп. Это разновидность высокоуровневой стратегии. Она всё чаще и чаще появляется в партиях с айгакари в качестве защитного тэсудзи.
Поднятием ▲G3h (7) чёрные создают форму кин-бираки («разошедшееся золото»).
Удивительно, но в этом построении нет дыр.
Сохранение баланса
Ходы после (7): ΔS2b ▲P3d (8)
Ход ΔS2b – продолжение построения.
Таким образом, яростная битва всё ещё не начинается, и если Вы ощущаете, как тут тонко поддерживается баланс, то Ваша сила не менее старших кю.
Сброс ▲P’3d (8) препятствует ходу ΔS3c. Вдобавок, он создаёт базу атаки.
После навешивания пешки ▲P’3d появляются первые развилки.