Какугавари: Ай-косикакэгин 2
Ходы с самого начала: ▲P7f ΔP8d ▲P2f ΔG3b ▲G7h ΔP8e ▲B7g ΔP3d ▲S8h (T) ΔBx7g+ ▲Sx ΔS4b ▲S3h ΔS7b (базовая диаграмма 1)
Разработка чёрных
Теперь рассмотрим, как играется новый какугавари косикакэгин.
Дебютная разработка чёрных такова, что создавать форму ▲P2e (TA) они тут не спешат.
Курс — на косикакэгин
Ходы после базовой диаграммы 1: ▲P4f ΔP6d ▲S4g ΔS6c ▲P6f ΔG5b ▲G5h ΔK4a (1)
Если на ΔS7b (базовая диаграмма 1) чёрные ответят ▲P2e, то ход ΔS3c (A) вернёт позицию к старому образцу.
Далее чёрные ходом ▲P4f берут курс на построение формы косикакэгин.
Белые отвечают тем же, играя ΔP6d.
Далее поднятие серебра ▲S4g ΔS6c создаёт основу для косикакэгин.
После ▲P6f продолжается и построение. Ходами ΔG5b ▲G5h обе стороны укрепляют защиту. Начинать бой пока рано.
Мигигёку — отдельная партия
Ходы после (1): ▲K6h ΔS5d ▲S5f ΔK3a ▲K7i (2)
Ходом ΔK4a (1) белые избавляются от сидячего короля. Таковы дзёсэки построения крепости для какугавари косикакэгин (см. книгу 5, стр. 68).
Как вариант, вместо ΔK4a можно играть и ΔP7d. Тогда далее последует ▲K6h ΔN7c ▲P3f ΔR8a ▲N3g ΔK6b (1A).
У белых — форма мигигёку («король справа»). Мигигёку — это чисто защитная стратегия, а смысл её в том, что проиграть с нею трудно. Это отдельная игра.
Поднятиями ΔS5d ▲S5f обе стороны создают форму косикакэгин.
Курай на краю
Ходы после (2): ΔP1d ▲P1f ΔP9d ▲P9f (3)
Итак, обе стороны вывели серебро на 5-ю вертикаль, создав косикакэгин.
Далее королей повели в крепость ходами ΔK3a ▲K7i (2).
В сёги важно успеть сначала увести короля в крепость. Если форма своего короля прочна, то, начав бой первым, непременно получишь преимущество: такова отдача этой прочности.
Если на ΔP1d ответить ▲P3f, то ΔP1e (2A), и белые создадут важную курай (авангардную пешку) на краю.
Нацеливаемся на сэмэай
Ходы после (3): ΔP7d ▲P3f ΔP4d ▲N3g ΔN7c (4)
Итак, к позиции (3) произошёл цукиай пешек на обоих краях.
Баланс в этой позиции сохраняется. Это очень важно.
После ΔP7d продолжается построение. Ход ΔN7c (4) нацелен на сэмэай.
Вместо ΔN7c есть и ход ΔS3c. За ним последует ▲K8h ΔK2b ▲R4h ΔG54b (3A). Белые продолжат придерживаться защитного построения.
Выдвигаем пешку на 2e
Ходы после (4): ▲P2e ΔS3c (5 = базовая диаграмма 2)
Чёрные играют ▲P2e: тот самый ход, который они всё это время откладывали.
Этот ход, как и ход белых ΔN7c (4), делается для построения атакующей формы. Идёт противостояние скоростей.
Ход ▲P2e нацелен на размен ладейной пешки ▲P2d ΔPx ▲Rx. Если этот размен произойдёт, играть чёрным станет гораздо легче. Наконец, если вместо ▲P2e сыграть ▲K8h, то белые ответят ΔP6e (4A), первыми начиная атаку.
Вызов по дзёсэки
Ходы после (5): ▲P4e ΔPx ▲P3e ΔPx (6)
На (5) (это же базовая диаграмма 2) формы обеих сторон совпадают. Эта позиция в какугавари косикакэгин возникает часто.
Ход ▲P4e — вызов согласно дзёсэки.
После ΔPx чёрные играют атакующее тэсудзи ▲P3e: в будущем, после этой жертвы атаковать чёрным будет легче.
Вместо ΔPx3e (6) есть у белых и базовый ход ΔS4d (5A), создающий защитную форму. Этот ход мы рассмотрим позже (см. стр.63).
Эффект от цукисутэ
Ходы после (6): ▲Nx4e ΔSx (7)
Пожертвовав пешки на 4-й и 3-й вертикалях, чёрные прыгают ▲Nx4e, атакуя серебро.
Если в ответ белые уведут серебро ΔS4d, то ▲P2d ΔPx ▲Rx (6A): чёрные разменяют ладейную пешку с нападением на серебро на 4d; для них это хорошо. На (6A) проявился эффект от цукисутэ ▲P3e ΔPx.
Ход ΔSx4e (7) — сильный. Отдача серебра за коня материально немного невыгодна, но после встречного взятия чёрных ожидается контратака.
Лишь защищаясь, не победить
Ходы после (7): ▲Sx4e ΔB’3g (8)
На ▲Sx4e белые отвечают сбросом ΔB’3g (8), нападая на ладью.
Если вместо ΔB’3g сыграть ΔP’4d, то ▲P’3d ΔPx4e ▲Px3c+ ΔGx ▲S’7a (7A).
Так белым будет трудно найти, куда убегать ладье, и бой будет для них тяжёлым. Например, если далее ΔR7b, то ▲B’6a ΔRx7a ▲Bx5b+, и чёрные получат существенное преимущество.
Ход ΔP’4d — чисто защитный. Делая в миттельшпиле такие ходы, победить невозможно. Таковы сёги.
Преимущество у чёрных
Ходы после (8): ▲R2i ΔB4f+ ▲S’5f (9)
От контратакующего сброса ΔB’3g (8) чёрные отходят ▲R2i.
Ходом ΔB4f+ белые нападают на серебро.
Тут у чёрных есть хороший ход: спокойный сброс ▲S’5f (9).
На (9) у чёрных есть две цели:
- Ходом ▲P’3d напасть на серебро,
- Ходом ▲G4g поймать лошадь.
Обе они жёсткие, и позволят чёрным развить своё преимущество.