Анагума и гин-каммури
Ходы с самого начала: ▲P7f ΔP3d ▲P2f ΔP4d ▲P2e ΔB3c ▲S4h ΔR4b (T) ▲K6h ΔK6b ▲K7h ΔK7b ▲P5f ΔS3b ▲G45h ΔK8b (Базовая диаграмма)
Три пути битвы с анагумой
Теперь рассмотрим, как сражаться в партиях с анагумой. Имеются три варианта таких партий:
- Фурибися-анагума против ибиси-гин-каммури.
- Ибися-анагума против фурибиси-гин-каммури.
- Двойная анагума.
У анагумы — свой особый способ построения и способ ведения боя. Захват фигур и их сброс для усиления своего лагеря; для этого необходимо иметь ощущения из реальных партий. Если Вы схватите суть, прогресс будет значительный.
———- Фурибися-анагума против ибиси-гин-каммури ———-
Поднятие стрелки
Ходы после базовой диаграммы, вариант 1: ▲P9f ΔL9b (1)
Вариант ▲S5g вместо ▲P9f см. на стр. 32.
Итак, на базовой диаграмме белые только что сдвинули короля вбок ΔK8b. Тут чёрные ходят крайней пешкой ▲P9f.
Форму после ответа на это защитой ΔP9d (A) мы рассмотрели выше.
Теперь разберём поднятие ΔL9b (1).
Этот ход делается для увода далее короля в крепость анагума ходом ΔK9a.
Анагумой называю форму, в которой короля прячут в самый угол. В данном случае, анагума будет у фурибиси.
Далее к королю подводят генералов, строя из них крепость. Это сверхпрочное построение.
Форма анагумы
Ходы после (1): ▲S5g ΔK9a (T) ▲B7g ΔS8b (2)
Поднятие ▲S5g — ход, означающий для обеих сторон спокойную игру. Далее возможна и затяжная партия, и быстрая атака. Выбор ходов широкий.
Ходом ΔK9a (T) белые прячут короля в углу на краю: такова форма уникальной крепости анагумы.
Ход ▲B7g ведёт игру в сторону затяжной партии. После него можно играть ▲K8h.
Ходом ΔS8b (2) белые подцепляют серебро, создавая крепость.
У чёрных — левое мино
Ходы после (2): ▲K8h ΔS4c ▲S7h ΔG7a (3)
После ΔS8b (2) построение форм ещё некоторое время продолжается.
В затяжных партиях, прежде чем начнётся бой, делается ещё много ходов.
Ход ▲K8h — это продолжение ▲B7g.
Ход ΔS4c делается с естественной целью задействовать фигуры.
Ходом ▲S7h чёрные создают левое мино. Анагума прочна, но и левое мино тоже прочно.
Вместо ▲S7h чёрные могут тоже начать строить анагуму ходами ▲L9h ΔG7a ▲K9i (2A).
Белые пододвигают золото ΔG7a (3).
Перестройка в гин-каммури
Ходы после (3): ▲P8f ΔG5b ▲S8g (T) ΔP6d ▲G7h (4)
У чёрных — левое мино, у белых — анагума. Таков каркас этой игры.
Тут у обеих сторон уже есть возможность начать бой, но также и возможность продолжить построение форм далее.
Ходом ▲P8f чёрные двигают пешку от головы короля.
Ходом ΔG5b белые укрепляют короля.
Ходом ▲S8g (T) чёрные перестраивают левое мино в гин-каммури.
После ΔP6d ▲G7h (4) у обеих сторон создаются хорошие формы.
Обоюдная анагума – отдельная партия
Ходы после (4): ΔP7d ▲P6f ΔG6c ▲G56g (5)
▲G56g —достроены формы лагерей: гин-каммури против анагумы.
После ▲G7h (4) формы лагерей — гин-каммури против анагумы. Короли обеих сторон — в прочных крепостях.
Вслед за ΔP6d белые играют ΔP7d. Эти ходы поддерживают баланс в данной области и, одновременно, подразумевают адзи (потенциал) атаки на будущее.
Вместо двух этих ходов можно играть и ΔG56b…ΔG67b.
Ход ▲P6f подготавливает место для ▲G56g (5). Вместо него можно сыграть ▲G56h ΔG6c ▲L9h ΔP5d ▲K9i (4A), и это будет ещё одна игра.
Расположение ключевой точки
Ходы после (5): ΔP4e ▲P8e (6)
После ▲G56g у чёрных выстроена хорошая форма.
Четыре генерала. Выглядит прочно. Такова крепость гин-каммури.
Белые продвигают пешку ΔP4e. Они играют сикэмбисю, поэтому движение по 4-й вертикали для них естественно. Так они легко дают работу своим старшим фигурам, ладье и слону.
Ходом ▲P8e (6) чёрные создают курай в ключевой точке. Теперь в будущем у них будет быстрое и лёгкое приближение ▲P8d.
Вместо ▲P8e есть и ход ▲P9e (5A).
Вариант с бросанием вызова
Ход после (6): ΔS4d (7)
Белые выводят серебро ΔS4d (7).
Этот ход является продолжением их предыдущего хода, ΔP4e.
Вместо ΔS4d можно играть и ΔS5d, но тогда у чёрных появится возможность бросить вызов: например, ▲P2d ΔPx ▲P6e ΔPx ▲Bx3c+ ΔNx ▲Rx2d (6A).
Ход ▲P2d — это тэсудзи цукисутэ (удар жертвуемой пешкой); после ΔPx – сильный ход ▲P6e. Теперь, после размена слонов, ладья может лететь вперёд ▲Rx2d: это успех. Далее чёрные гарантированно перевернут ладью.
Момент для удара ▲P3f
Ходы после (7): ▲P3f ΔP5d (8)
На ΔS4d чёрные отвечают ▲P3f: примерно в это время настаёт момент для удара. Смысл этого хода, также, в защите от ΔS3e…ΔP4f.
Свободный ход ΔP5d (8) нацелен на атаку. После него белые сыграют ΔP5e.
Если вместо ΔP5d, как вариант сыграть ΔP3e, то после ▲R3h ΔPx3f ▲Rx (7A) чёрным будет хорошо. Они разовьют ладью, «поехав на ходах» белых. Для чёрных это благоприятно.
Важная защита
Ходы после (8): ▲R4h ΔP5e ▲Px ΔSx ▲P’5f ΔS4d (9)
Ходу ΔP5d (8) чёрные противопоставляют важный защитный ход ▲R4h.
Если этим ходом пренебречь, то чёрные понесут потери.
Например, если вместо ▲R4h они сыграют ▲P9e, то ΔP5e ▲Px ΔSx ▲P’5f ΔP4f ▲Px ΔSx ▲Sx ΔRx, и фурибися получит развитие.
Допускать в этой позиции размен своего защитного серебра (на 5g) на атакующее белое серебро (на 4d) чёрным нельзя.
Ходом ΔS4d (9) белые завершают размен пешки, и далее пойдёт игра.
———- Ибися-анагума против фурибиси-гин-каммури ———-
Стратегия прочного укрепления короля
Ходы после базовой диаграммы, вариант 2: ▲S5g ΔS7b ▲B7g (1)
Вариант ΔS4c вместо ΔS7b см. на стр.36.
Вернёмся к базовой диаграмме.
Второе направление игры: теперь разберём построение, получающееся, если на ▲S5g белые ответят ΔS7b.
Этим ходом белые строят мино. За сторону фурибиси эту крепость играют часто.
Вместо этого можно, также, играть цукиай на краю ▲P9f ΔP9d (A). Это другое направление игры тоже популярно, но в основном, всё же, играют не так.
Ход ▲B7g (1) — стратегия прочного укрепления короля.
Первый шаг к ибисе-анагуме
Ходы после (1): ΔG45b ▲K8h ΔP6d ▲L9h (2)
▲L9h — шаг к сильнейшей ибисе-анагуме.
На ΔG45b чёрные отвечают ▲K8h, а на ΔP6d – ▲L9h (2).
Тут стратегия чёрных становится ясной. Это ибися-анагума.
Если вместо ▲L9h сыграть ▲S7h (1A), получится левое мино. Это направление игры мы уже рассмотрели. Его стратегия — далее перестроиться в гин-каммури ходами ▲P8f…▲S8g…▲G7h.
В предыдущем разделе анагуму строили белые, а в данном её будут строить чёрные. Каким же образом?
Нацеливаемся на построение сильнейшей крепости
Ходы после (2): ΔP7d ▲K9i (3)
Ход ΔP7d — продолжение построения.
Им белые увеличивают простор короля и делают, наконец, возможной активизацию коня ΔN7c.
Ходом ▲K9i (3) чёрные прячут короля в угол. Далее они укрепят его генералами. Это сильнейшая крепость, ибися-анагума.
Вместо ΔP7d белые могут, как вариант, и форсировать размен слонов ходом ΔP4e, но чёрные спокойно ответят ▲P6f (2A). Находясь в процессе построения, чёрные избегают сражения.
Какая разница происходит от того, толкать или нет крайнюю пешку?
Ходы после (3): ΔN7c ▲P6f ΔP9d ▲S8h ΔP9e ▲G7i (4)
Ход ΔN7c — угроза вилки на слона и серебро ΔN6e. От неё чёрные защищаются ходом ▲P6f.
Ходом ΔP9d белые издалека целятся в короля ибиси-анагумы по вертикали.
Чёрные могут сделать и защитный ход ▲P9f (3A), но в зависимости от ситуации он может лишь ускорить атаку белых ΔP9e. Это тонкий момент.
Ходом ▲S8h чёрные укрепляются.
На ΔP9e они отвечают ▲G7i (4), достраивая крепость ибиси-анагумы.
Есть и форма с двумя золотыми ▲G67h
Ходы после (4): ΔG6c ▲G6g ΔS4c ▲P3f ΔP8d (5)
Ходы ΔG6c ▲G6g — схожие: белые строят такамино, а чёрные создают плотность сверху.
Как вариант, вместо ▲G6g можно играть ▲G56h, и далее ΔS4c ▲G67h (4A).
Эта форма тоже очень прочна. Такой способ построения крепости довольно хорошо изучен.
Далее следуют ходы ΔS4c ▲P3f. Обе стороны привели свои формы в порядок.
Ход ΔP8d (5) — вытягивание крепости вверх и расширение пространства короля.
План, как получить пешку в руку
Ходы после (5): ▲B5i ΔP5d ▲R7h (6)
На (5) и у чёрных, и у белых крепости почти достроены. Рассмотрим, как далее начинать бой.
Чёрные отводят слона ▲B5i. Это ход для переброски слона на правый фланг, и далее виден ход ▲R7h (6).
▲R7h играется, чтобы далее ходом ▲P7e получить пешку в руку. Это первая форма атаки.
Вместо ▲R7h у чёрных есть, также, ход ▲B3g (5A).
Глубокое отступление ладьи
Ходы после (6): ΔS8c ▲P7e ΔPx ▲Rx ΔP’7d ▲R7h (7)
Ход ΔS8c — двойственный к ▲R7h, усиление защиты 7-й вертикали.
Ходы ▲P7e ΔPx ▲Rx ожидаемы.
Если вместо сброса ΔP’7d сыграть ΔS7d ▲R7h ΔP’7e, то чёрные сбросят встречную пешку ▲P’7f и получат преимущество. После ΔPx ▲Gx (6A) они успешно контратакуют. Сил на 7-й вертикали больше у чёрных.
В ответ на ΔP’7d чёрные отводят ладью глубоко, ▲R7h (7); это хорошая форма.
Хорошая позиция для слона
Ходы после (7): ΔG7b ▲B3g (8)
Ходом ΔG7b белые достраивают гин-каммури.
Выводя слона ▲B3g (8), чёрные нацеливаются им на короля на 8b. Теперь у белых «король на диагонали слона». Хорошая позиция для слона.
На (8) ибися-анагума может первой определять, как повести бой. Ведь у чёрных есть пешка в руке, и они уже нацелены на атаку. Белые же, как подразумевает позиция, будут искать свой шанс, контратакуя по краю. Так, видимо, пойдёт данная партия.
——— Двойная анагума ———
Образец затяжной партии
Ходы после базовой диаграммы, вариант 3: ▲S5g ΔS4c ▲B7g ΔL9b (1)
Вернёмся к базовой диаграмме.
Третье направление игры после неё — двойная анагума. Разберём его.
Ходы ▲S5g ΔS4c ▲B7g после базовой диаграммы часто играются в реальных партиях. Далее белые, также, часто играют ΔS7b (A).
Но сейчас мы рассмотрим поднятие ΔL9b. Этот ход означает стратегию, в которой далее ходом ΔK9a короля прячут в анагуму. Ходы ▲B7g ΔL9b ещё в дебюте предвещают, что предстоит затяжная партия.
Анагума против анагумы
Ходы после (1): ▲K8h ΔK9a ▲L9h (2)
Смещение короля вбок ▲K8h на (1) — продолжение предыдущего ходы ▲B7g.
Ходом ΔK9a белые прячут короля в анагуму.
На это у чёрных есть, также, ответ ▲S7h (1A). Это левое мино, его мы уже рассмотрели.
Теперь же — ▲L9h (2).
Чёрные, как и белые, поднимают стрелку, нацеливаясь на построение анагумы.
Итак, у чёрных — ибися-анагума. У обеих сторон лагерь будет прочен.
Примеров реальных партий с такой формой тоже много.
Защита от ΔS6e
Ходы после (2): ΔS5d ▲P6f ΔP6d ▲K9i (3)
Белые выводят серебро ΔS5d. Этот ход требует от чёрных внимательности.
Если поспешить с уводом короля в крепость, играя ▲K9i, то ΔS6e (2A), и далее сложно защититься от ΔSx7f.
Допускать это чёрным никак нельзя.
Поэтому ходом ▲P6f они защищаются от выхода белого серебра. Это благоразумная реакция.
В ответ на ΔP6d король прячется в угол ▲K9i (3).
Но крепость ещё не построена. Теперь короля надо окружить генералами.
Избегание битвы
Ходы после (3): ΔS8b ▲S8h ΔG7a ▲G7i ΔR6b (4)
После ▲K9i (3) построение ещё немного продолжается.
Анагума требует больше ходов, чем другие крепости. Пока же она не достроена, следует избегать битвы, проявляя благоразумие.
За поднятиями ΔS8b ▲S8h следуют ходы вбок ΔG7a ▲G7i. Вот теперь крепости достроены.
Если вместо ΔR6b (4) белые сыграют ΔP6e, то ▲Px ΔSx ▲G6g (3A), и с защитой всё у чёрных в порядке.
Защищаем короля тремя генералами
Ходы после (4): ▲G56h ΔG5a ▲G67h ΔG56a (5)
Ход белых ΔR6b (4) — это уже военные действия. Теперь они готовы, как только захочется, атаковать ΔP6e.
▲G56h ΔG5a — приближение к королю.
Когда генералы в анагуме так концентрируются, она становится сильнейшей крепостью, но защита лишь двумя генералами «тонка» (слаба). Поэтому к королю подтягивают ещё одно золото. Этот же процесс продолжается ходами ▲G67h ΔG56a (5).
Если вместо ΔG5a белые бросят вызов ΔP6e, то ▲P5e ΔSx ▲Px6e (4A): такое белым невыгодно.*
*) Если далее ΔRx6e, то ▲P’5f ΔS6d, и белая ладья заперта. (прим. перев.)
Вариант с контратакой
Ходы после (5): ▲P3f ΔP4e ▲S6h ΔP7d (6)
Примерно в момент хода ▲P3f появляется возможность нанесения удара.
Ходом ΔP4e белые открывают диагональ слона. Белые подготовились, нацелив ладью и слона на 6-ю вертикаль.
Чёрные же продолжают укрепляться, играя ▲S6h. Можно сказать, что ввиду угрозы ΔP6e это сильный ход.
Если после него белые сыграют ΔP6e, то ▲Px ΔBx7g ▲S6x ΔS6e ▲B’4d (5A) с острой контратакой угрозами ▲Bx1a+ и ▲Bx5c+.
Поэтому далее белые лишь толкают пешку ΔP7d (6).
Бросаем вызов
Ходы после (6): ▲P3e ΔPx ▲P2d ΔPx ▲P6e (7)
После хода ▲S6h крепость чёрных состоит из слона и четырёх генералов. Это сильнейшая крепость.
Ходом ΔP7d (6) белые бросают вызов.
Ходы ▲P3e и ▲P2d — это тэсудзи цукисутэ. Эти ходы позволяют далее легко развить ладью ходом ▲Rx2d.
Если вместо ΔPx2d белые возьмут слоном ΔBx, то ▲P6e (6A).
Эти ходы раскрывают силу слона на 7g, давая чёрным явное преимущество.
Против ΔPx2d тоже работает атакующий ход ▲P6e (7).
Реализация цели
Ходы после (7): ΔPx6e ▲Bx3c+ ΔNx ▲Rx2d (8)
Ход ▲P6e (7) предлагает размен слонов; это сильное направление игры. Ведь если белый слон исчезнет с поля 3c, то чёрные разовьют ладью ▲Rx2d. Этот-то вызов и был целью предыдущей последовательности.
После ΔPx6e чёрные меняют слонов ▲Bx3c+ ΔNx. Далее они выбегают ладьёй ▲Rx2d (8), успешно реализуя свою изначальную цель.
Однако положение тут ещё неясное. У белых тоже есть ходы ΔP6f, ΔB’6d и другие, и они могут контратаковать.